1. «Большой Лебовски» (реж. братья Коэн, 1998)

Лос-Анджелес, 1991 год, война в Персидском заливе. Главный герой по прозвищу Чувак считает себя совершенно счастливым человеком. Его жизнь составляют игра в боулинг и выпивка. Но внезапно его счастье нарушается, гангстеры по ошибке принимают его за миллионера-однофамильца, требуют деньги, о которых он ничего не подозревает, и ко всему прочему похищают жену миллионера, будучи уверенными, что «муж» выплатит за нее любую сумму.

Черная комедия братьев Коэн поставлена в духе их предыдущих знаменитых картин — «Бартон Финк», «Фарго»: с причудливыми персонажами-перевертышами, изощренно-стилизованной игрой в жанр, остроумными диалогами, эпизодами фантастических видений.

Не получив ни одного весомого приза и заработав в прокате чуть больше собственного бюджета, что традиционно для творческого пути братьев Коэн, фильм приобрел культовый статус и был разобран на тысячу цитат. Да, «Большой Лебовски» нельзя отнести к фильмам повышенного зрительского спроса, он рассчитан скорее на киноманов. Однако картина поставлена достаточно ярко и зрелищно и может, на мой взгляд, заинтересовать и менее подготовленную аудиторию.

18+


2. «Бешеные псы» (реж. Квентин Тарантино, 1991)

В 1992 году киномир пережил потрясение — вышли «Бешеные псы» Квентина Тарантино, вмиг сделавшие его самым модным режиссером. Именно тогда в кино пришла новая жестокость, другой реализм и игра — все это вышло на иной уровень. В кино, прежде считавшееся коммерческим, проникли непривычные, усложненные сценарные структуры. И самое главное, именно «Бешеные псы» и появление Тарантино сформировали логику 90-х: снимать и монтировать не так, как надо и принято. Стало понятно, что самое главное в искусстве кино нового времени — это драйв.

По сюжету криминальный босс Джо Кэбот, задумав ограбить ювелирный магазин, собрал вместе 6 опытных и совершенно не знакомых друг с другом преступников. Но с самого начала все пошло не так, и обычный грабеж превратился в кровавую бойню.

18+


3. «Смерть ей к лицу» (реж. Роберт Земекис, 1992)

Довольно оригинальная и во всех отношениях мастерски выполненная черная комедия с удачными, уместными пародийными отсылками, выворачиванием наизнанку франкенштейновской тематики. Смешно, стильно, красочно. «Смерть ей к лицу»  — нетипичное переосмысление и высмеивание киностандартов от семейной мелодрамы до зомби-муви. К себе в фильм Роберт Земекис заполучил таких звезд, как Мерил Стрип и Голди Хоун, чьи манеры игры как нельзя лучше подошли общей стилистике картины. Обе актрисы, находясь в бальзаковском возрасте, смело и самоотверженно вживаются в образы. Ведь тема увядания и потери внешнего лоска и красоты весьма болезненна не только для представительниц их профессии, но и для женщин вообще. С их помощью черная сатира приобретает необходимый привкус гротеска и доходит до комического абсурда, который режиссер намеренно вводит для нарочитой анекдотичности происходящего, дабы смягчить не такую уж веселую, если как следует поразмыслить, историю.

Эликсир вечной молодости — о нем мечтает и бродвейская звезда Мэдлин Эштон (Стрип), и Хелен Шарп (Хоун), у которой эта коварная Мэдлин отбила жениха Эрнеста Мэнвилла (Брюс Уиллис), гениального врача-специалиста по пластическим операциям. Прошли годы, дамочки стали старше и решили обратиться за чудотворным снадобьем к некоей колдунье. Итак, эликсир выпит, кожа посвежела, груди подтянулись, но скоро качество лекарства будет проверено… смертью.

16+


4. «Здесь курят» (реж. Джейсон Райтман, 2005)


Лента «Здесь курят» покоряет тонким юмором, живой, раскованной интонацией, раскрепощенной игрой актеров — всем тем, что чаще всего ассоциируется с понятием «независимый кинематограф». Фильм превосходно сочетает в себе общее и частное: сатирические выпады в адрес ключевых социальных и политических институтов и представителей крупного бизнеса и тему необходимости выбора, который рано или поздно обязан сделать в своей жизни каждый человек. Авторы «Здесь курят» бодро и весело предлагают смотреть в глаза правде. Горькой и едкой как табачный дым.

Главный герой комедии Ник Нэйлор должен лоббировать табакокурение, насколько это только возможно. И он добился немалых результатов, агитируя всех к курению в ток-шоу на телевидении и продвигая сигареты в кинофильмах. Однако сам Ник никогда не считал курение сколько-нибудь полезным занятием. Он раскручивает сигареты для того, чтобы было на что жить и растить сына.

18+


5. «Реальные упыри» (реж. Джемейн Клемент, Тайка Вайтити, 2014)

Это история жизни Виаго, Дикона и Владислава — трех соседей и по совместительству бессмертных вампиров, которые всего лишь пытаются выжить в современном мире, где есть арендная плата, фейсконтроль в ночных клубах и другие неприятности.

«Реальные упыри» сделаны в жанре мокьюментари — пародии не столько на документальный фильм, сколько на телевизионное реалити-шоу: пара операторов ходят за героями по дому и городу и иногда записывает на камеру их монологи. Этот чудесный фильм сняли Тайка Вайтити и Джемейн Клемент (они же в главных ролях), дуэт новозеландских комиков широкого профиля. Авторы не слишком следят за чистотой жанра и вообще не очень часто вспоминают о формате. По сути, «Реальные упыри» — набор скетчей, но собранный с таким мастерством, что подобное быстро перестаешь замечать: в данной истории «ни о чем» вдруг выстраивается полноценная драматургия. Это псевдодокументальный фильм о грустных вампирах, которым можно искренне посочувствовать, а значит, и полюбить.

16+


6. «Грязь» (реж. Джон С. Бейрд, 2013)

«Грязь» — четвертая попытка адаптировать для киноэкрана творчество шотландского постмодерниста Ирвина Уэлша. Фильм у Джона С. Бейрда получился динамичный, легкий вопреки мрачности темы, эффектный и  карикатурный. Это не только захватывающее, остроумное и злое кино о потенциале человеческой игры, но и своеобразный водораздел в жанре. Благодаря этому фильму становится заметно, насколько якобы вечный сюжет о плохих полицейских зависим от породившей его эпохи. На первый взгляд, эта стандартная криминальная история о продажных копах на самом деле — весьма едкая пародия на тему величия героической шотландской нации и впечатляющая экзистенциальная драма, дикая галлюцинация и где-то цирковой аттракцион в традициях британского черного юмора.

Главная сенсация «Грязи» в том, что актер Джеймс МакЭвой меняет личины каждые 10 минут, устраивая таким образом блестящий актерский перформанс.

Герой МакЭвоя Брюс Робертсон — детектив-сержант сыскной полиции города Эдинбурга, стремящийся получить вакантную должность детектива-инспектора. Его начальник поручает ему руководство расследованием убийства японского студента в подземном переходе. Кроме Брюса, на должность инспектора претендуют также его коллеги по отделу сыскной полиции. Робертсон использует все возможные средства, чтобы устранить соперников, подставляя и унижая их.


7. «Мертвые не умирают» (реж. Джим Джармуш, 2019)

Самый беззаботный и несерьезный фильм Джима Джармуша в жанре зомби-апокалипсиса. И одновременно самая наглядная демонстрация безусловной значимости этого большого художника. Джармуш здесь продемонстрировал могущество своего стиля, режиссерской манеры. Он наглядно доказал, что они сильнее любых форматов — что бы он ни снимал, все равно будет не хоррор, мелодрама, комедия или боевик, а фильм Джармуша. В картине «Мертвые не умирают» режиссер решил смеяться над собой, иронизировать над киноиндустрией, ее канонами и принципами.

Это история о том, как в захолустном американском городке что-то пошло не так. День никак не заканчивается, домашние животные убегают в лес, телефоны не работают, а по радио играет одна и та же песня. Вскоре выяснится, что эти аномалии происходят по всей Земле, и ядовитый лунный свет воскресит давно почивших. Помощник шерифа уверен: грядет нашествие зомби и ничем хорошим это не кончится.

18+


8. «Монти Пайтон и священный Грааль» (реж. Терри Гиллиам и Терри Джонс, 1975)

Кино, которое навсегда изменило облик жанра комедии. Именно этот фильм, который сделали 6 сумасшедших британских гениев скетча, комик-группа «Монти Пайтон», стал первым и лучшим в славном ряду комедий. Масса едких острот и каскад гэгов, направленных на осмеяние самых разных сторон человеческого существования, от истории до политики, позволяют точно вскрыть повальное торжество нонсенса, а нередко — и откровенной глупости, возведенной в ранг высокого смысла. Но вместе с тем картина остается полноценной и, более того, интеллектуальной пародией. Труппа прошлась по внушительному списку кинолент, воспроизводящих на экране легенды о славном короле Артуре и рыцарях Круглого стола, по пышным голливудским постановкам и европейским картинам. Вывод: ничего святого! Следующий опыт «монтипайтоновцев» лишь убедит в правильности подобного вывода.

12+


9. «Семь психопатов» (реж. Мартин Макдонах, 2012)

«Семь психопатов» — вторая полнометражная картина Мартина Макдонаха. С первых же кадров становится понятно, что здесь будет много стрельбы, эксцентричных шуток и харизматичных персонажей. Но потом ты осознаешь, что это не столько криминальный фильм а-ля Гай Ричи, сколько пародия на него. Правда, и на стандартную комедию «Семь психопатов» не очень похожи: слишком шизофренический сюжет, более чем странные персонажи, не соответствующие ни одному из привычных комедийных амплуа. А ближе к концу ленты выясняется, что это еще и кино в кино, то есть главные герои являются одновременно и персонажами своего фильма: вымысел и реальная жизнь переплетаются так тесно, что ум за разум заходит не только у семи психопатов, но и у зрителей.

По сюжету непутевый писатель потерял вдохновение и никак не может справиться с новым сценарием. Волею случая он оказывается втянутым в похищение собаки, затеянное его эксцентричными дружками. Выясняется, что украденное животное — любимый пес главного местного гангстера, которому ничего не стоит в два счета вычислить и уничтожить оболтусов.

18+


10. «Плохой Санта» (реж. Роберто Де Фео, 2003)

Эта слишком дерзкая для Рождества картина имела большой успех в американском прокате, почти втрое превзойдя свой бюджет, который составлял  $23 миллиона. «Плохой Санта» — настоящая антирождественская сказка, нарочито черноюморная, стебовая и временами противная. Но, с точки зрения диалогов, лента почти безупречна, пусть и балансирует на грани очевидного фола. А Санта в исполнении традиционно мрачного и аутичного Билли Боба Торнтона, безусловно, омерзителен. Со всех сторон. Причем от начала фильма и до самого конца. Он не меняется и не становится лучше. И этим очень хорош. Можно ожидать, что Торнтона в облике плохого Санты прежде всего оценят те, кому изрядно надоели слащавые голливудские фантазии про елки, подарки и волшебство под Новый год. Его герой Вилли — необычный Санта-Клаус. Раз в год, на Рождество, он вместе со своим напарником грабит очередной универмаг. К тому же в прошлом он отсидел в тюрьме, был не единожды женат, а ныне Вилли — злостный бабник и пропойца. Он по-настоящему плохой, невыносимый Санта! Но нашелся мальчуган, который все-таки в него поверил. И Вилли придется творить настоящие чудеса, чтобы на сей раз довести задуманное до конца.

16+