Как работает СМС-сервис?

Экстренный брифинг «О введении системы СМС-пропусков в РТ для передвижения жителей в условиях самоизоляции» с участием министра цифрового развития госуправления РТ Айрата Хайруллина продлился буквально полчаса. Тон задавала руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова, которая, хоть и работала из дома, в ритме вальса прошлась по журналистским вопросам, оставив 70% самых неудобных из них за бортом брифинга. Тем не менее какая-то конкретика по сервису появилась.

Что это такое? Итак, сервис был создан буквально за 36 часов с того момента, как президент РТ ввел особый режим работы. Еще вчера было пять вариантов, но в итоге остановились на «техническом решении, позволяющем гражданам в особых жизненных ситуациях иметь возможность законно покидать место самоизоляции» реализовано с компанией «Ак Барс Цифровые технологии». А СМС-формат заявки объясняется очень просто: не у всех есть смартфоны и интернет. 

Как это работает?  На короткий номер 2590 номер человек отправляет любую СМС, а в ответ получает текстовую инструкцию, что он должен сделать.

«Чтобы зарегистрироваться, нужно набрать текст: Регистрация#, ФИО#, номер паспорта слитно, #, место проживания #, согласен на обработку персональных данных. Вот такой текст вы отправляете. В системе фиксируется ваши место самоизоляции, ФИО, телефон и паспортные данные. И сразу к вам приходит инструкция, по каким причинам вы имеете право с разрешения правительства РТ покидать место самоизоляции. Всего 9 причин: вы выбираете одну из них, отправляете, вам приходит ответ. Вам выдается уникальный номер и разрешенное время — в течение одного часа»,  — объяснил Хайруллин. По его словам, пробелы и заглавная или маленькая буква роли не играют, но если запрос написан неправильно, придет сообщение «Неверный формат».

Цели для получения СМС-паролей:   

  1. посещение суда;
  2. доставка несовершеннолетних в образовательную организацию (из образовательной организации);
  3. посещение медицинской или ветеринарной организации;
  4. участие в похоронах;
  5. получение/восстановление паспорта;
  6. выезд на дачу (загородный дом) / возвращение с дачи (из загородного дома);
  7. посещение кредитных организаций и почтовых отделений;
  8. доставка лекарств, продуктов питания и предметов первой необходимости нетрудоспособным родственникам, оказание им помощи;
  9. изменение места жительства (места пребывания). Обратите внимание: после переезда процедуру регистрации с новым адресом нужно повторить заново.

«Несовершеннолетние вообще не могут находиться без взрослых на улице. Родитель несет ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка, поэтому авторизовывается сам. Но чтобы выйти в ближайший магазин, регистрироваться и отправлять СМС не надо. Если вы обращаетесь за экстренной медицинской помощью, регистрироваться не надо. Если есть угроза вашей жизни и здоровью, регистрироваться не надо», — перечислял Хайруллин.  

Это платно? Министр заверил, что все сообщения на номер 2590 абсолютно бесплатные для жителей РТ. «Мне показывали сообщения абонентов о том, что оператор собирает 70 копеек за СМС. Такое утром могло быть только с оператором Tele2, они ждали постановления правительства, в 23:45 оно вчера было подписано, мы его передали оператору, они проблему взимания платы решили, и с 11 часов утра ее нет. У других операторов ее тоже нет», — объяснил Хайруллин. Он уточнил, что на устройствах Android может выдаваться предупреждение: «Имейте в виду, что отправка сообщения на короткий номер может быть платной», —но так устроена эта операционная система. Денег со счета точно не спишут.

Сколько раз в день можно отправлять сообщения? Министр сообщил, что этим сервисом жители РТ могут воспользоваться дважды в сутки, «чтобы не злоупотребляли». «Мы должны прекрасно понимать, что сервис не для того, чтобы пойти погулять и развеяться. Режим самоизоляции предписывает находиться дома и не контактировать с людьми», — напомнил он в очередной раз.

Для чего указывать паспортные данные? Все просто — чтобы жители не воспользовались чужими телефонами или не обошли систему, регистрируясь с разных СИМ-карт.

Это безопасно? Хайруллин пояснил, что персональные данные, которые отправляет пользователь, защищены так же, как Ак Барс Банк защищает данные финансовых транзакций, так что по этому поводу беспокоиться не надо. «Когда вы приезжаете в какую-то гостиницу, ваш паспорт сканируют и у вас вопросов безопасности не возникает. Вопрос резонный, но переживать, что кто-то воспользуется вашими паспортными данными и оформит на вас кредит, не стоит. Такое было возможно несколько лет назад, сейчас это невозможно», — заверил он. 

Если что-то пошло не так. По словам Хайруллина на текущий момент (брифинг начался в 14:00) в системе зарегистрировалось более 10 тыс. жителей, и эти цифры будут только расти. А тем, кто испытывает трудности, минцифры РТ предлагает обратиться на горячему телефону 8 800 250-90-33 или изучить инструкции на сайте covid.19.tatarstan.ru.

Министр отметил, что линия предназначена в том числе для тех, кто считает, что его случай не подходит под перечень целей. «9 пунктов можно расширять до бесконечности. Было много разных споров. Например, если родился сын и отец хочет поехать на выписку. Мы исходим из принципа из двух зол выбирать меньшее: радость от встречи с ребенком — меньше риска вашему (и его) здоровью. Пусть супруга приезжает к вам домой на самоизоляцию, — сказал он. — Это не какой-то железобетонный кордон, всем сидеть дома и никому не выходить, — вполне возможно, что перечень [целей] может расширяться. Мы такую возможность допускаем, посмотрим, как система будет работать в ближайшую неделю».

При этом большинство вопросов так и остались без ответа: будут ли санкции за выход из дома без регистрации, почему сервис может отказать в выдаче кода, для чего, наконец, вообще потребовалось введение этого сервиса, если в других самоизолированных регионах спокойно обходятся без этой практики? Галимова пообещала ответить на них в ближайшее время. 

«У МТС и tELE2 образовалась очередь из СМС

«Мы увидели, что в ряде случаев, особенно у операторов МТС и Tele2, образовалась очередь из СМС: человек ждал 10, 15, 20 минут, а утром ожидание достигало одного-двух часов. Шла отладка системы. Мы сейчас технические проблемы решаем. Мощность системы позволит обрабатывать 11 миллионов сообщений в сутки», — рассказал Хайруллин.

Операторы, к которым за комментарием обратился «БИЗНЕС Online», заверили, что сервис рабочий. «В данный момент система проходит этап настройки, на стороне МТС все работает корректно», — сообщила нашему изданию пресс-секретарь МТС Анна Лысенко.  

Другие операторы зафиксировали небольшое превышение количества трафика. Так, в пресс-службе «Таттелекома» сообщили, что сбоев в работе мобильной связи, в том числе по доставке СМС, не зафиксировано. Какого-то заметного числа обращений по этому поводу в контакт-центр компании либо по другим каналам коммуникации нет.

«Наблюдался некоторый рост числа исходящих СМС по сравнению с другими днями. Сегодня на неполный день нашими абонентами на номер 2590 отправлено более 50 тысяч сообщений. Основная нагрузка пришлась на период с 12:00 до 16:00. СМС-сообщения проходят буквально в течение нескольких секунд, в этом можно убедиться на личном опыте. Все наши службы непрерывно функционируют в штатном режиме и готовы к росту нагрузки и обеспечению бесперебойной работы сервиса. Сегодня надежность связи имеет высокое значение, наверное, как никогда ранее», — заверил оператор.

Tele2 же сообщил, что не фиксировал массовых проблем с доставкой СМС-сообщений. «У незначительного количества абонентов Tele2 в Татарстане может наблюдаться временное снижение скорости доставки СМС-сообщений для оформления пропуска. Вместе с партнерами мы работаем над тем, чтобы обеспечить бесперебойную работу сервиса в самое ближайшее время. Сеть Tele2 готова к работе в условиях повышенной нагрузки, в том числе и в части пропуска трафика СМС-сообщений», — заверили нас в пресс-службе оператора.

На вопрос «БИЗНЕС Online», выдержат ли операторы повышенную нагрузку, Хайруллин пояснил, что для работы сервиса организовано 32 канала связи, которые могут принимать по 250 СМС в минуту. Получается 8 тыс. СМС в минуту, 480 тыс. СМС в час. «В Татарстане 3,7 миллиона жителей. Если не считать детей и людей пожилого возраста, окажется 1,5 миллиона человек. Часть из них еще работают. Так что, по нашим прогнозам, нагрузка может достигать до 1 миллиона в день. Наша система может переработать 11 миллионов СМС в день.  Запас прочности существует, мы внимательно отслеживаем нагрузку. Да, возможно, в часы пик придется подождать 10–15 минут. Но если ситуация связана с угрозой жизни и здоровью, вы ничего не ждете. Так что переживать, что система не отвечает оперативно, не стоит», — подчеркнул министр.

«На меня выходят другие регионы, Новосибирск, ПФО по поводу системы регистрации. Но мы понимаем, что при всем желании другим регионам эту систему дать не можем: уровень немножко другой», — отметил министр.

Только в 10 школах Татарстана будут проблемы с дистанционным обучением

Но одним сервисом Хайруллин не ограничился и кратко рассказал, как госучреждения работают в карантин. Галимову прежде всего интересовали школьники, у которых вот-вот закончатся каникулы. Глава минцифры заверил, что по этому поводу ежедневно проводятся штабы с министром образования Рафисом Бургановым, «Таттелекомом», управлениями образования и ЦИТ РТ. «Из общего количества школ более 700 подключено по оптике, там нет никаких проблем со связью, и, если у учителя нет интернета, он может прийти в школу, открыть ноутбук и провести занятие. Есть 149 школ, где проложены медные линии связи. Это малочисленные школы, где такой потребности в интернете не было. Оптика там уже проложена, цена вопроса — 3 миллиона рублей. В целом есть проблемы только по 10 школам. Фундаментальных проблем, что дистанционная система образования будет недоступна большому количеству учителей и школьников, в Татарстане нет», — заверил он.

По словам Хайруллина, помимо школ, около 9 тыс. организаций подключено к скоростным сетям передачи данных. «Не секрет, что в борьбе с коронавирусом важно использование современных информационных технологий, оно позволяет купировать эту проблему. Мы всем муниципалитетам выделили лицензии, развернули облачные решения, потратили на это 40 тысяч рублей. Общее количество абонентов видеосвязи — около 10 тысяч, любое министерство может проводить видеосвязи с любым работником, любым подрядчиком, любым муниципалитетом. И таких видеоконференций сейчас проходит до 600 в сутки», — заключил министр.