1. «Окно во двор» (реж. Альфред Хичкок, 1954)

Один из бесспорных шедевров великого мастера Альфреда Хичкока («Психо», «Головокружение», «Птицы»). В этом фильме есть все, за что миллионы зрителей планеты обожают хичкоковское кино: безукоризненное изобразительное мастерство, изощренный монтаж, неподражаемая ирония и главное — безотказный саспенс — нервное напряжение, которое умело нагнетается от эпизода к эпизоду…

Сюжет: прикованный из-за сломанной ноги к инвалидному креслу фоторепортер от скуки начинает наблюдать за соседями, живущими в его же доме, чьи окна выходят во внутренний двор. Постоянные наблюдения наталкивают его на подозрение, что один из соседей убил свою жену.

Фильм отмечен четырьмя номинациями на премию «Оскар» и признан американским институтом киноискусства одним из величайших детективов и триллеров в истории мирового кино. Это безусловная, прекрасная классика, которую нельзя не знать и не смотреть.

12+


2. «Клык» (реж. Йоргос Лантимос, 2009)

На окраине города в большом доме живут мать, отец и трое детей. Дом окружен высоким забором, за который дети никогда не выходили. Родители объяснили им, что они не должны покидать это место до тех пор, пока у них не выпадут зубы-клыки. С помощью магнитофонных записей они обучают дочерей и сына принципам устройства мира: самолеты в небе — на самом деле игрушечные, слово «зомби» означает «маленький желтый цветочек», а самый страшный зверь на свете — это кошка. Войти в дом из внешнего мира может только Кристина, которая работает охранником в компании главы семейства. Ее приглашают для того, чтобы сын с ее помощью удовлетворял свои сексуальные потребности.  

Фильм знаменитого в киноиндустрии грека Йоргоса Латимоса относится к самому утонченному подвиду сюрреализма — тому, который появляется из реализма как органичное развитие чего-то вероятного в область чудовищного. Картина изобразительна своими приемами, потому что Лантимос прекрасно чувствует, как работают механизмы ужасного. Его фильмы — это увлекательное путешествие в мрачные глубины бессознательного, поэтому ощущение холодящего дискомфорта фильм «Клык» при всей своей запутанности вызывает у всех зрителей гарантированно.

18+


3. «Жилец» (реж. Роман Полански, 1976)

Последний фильм культовой «Квартирной трилогии» Романа Полански, повествующий о странной судьбе польского иммигранта в Париже (неслучайно главного героя играет сам режиссер — история становится автобиографической). «Жилец» — экзистенциальный триллер, кафкианский и сюрреалистичный, который имеет тщательно выстроенный саспенс. Полански играет с замкнутым интерьером, выражая таким образом физическую и метафорическую преграду между обществом и человеком, который забывает и теряет себя.

Это жуткий и тревожный фильм о ксенофобии и одиночестве, пропитанный устрашающим пессимизмом и даже нигилизмом, где режиссер окончательно и безнадежно размывает границу между фантазией и действительностью.

По сюжету скромный конторский служащий Трелковский решает сменить место проживания и переехать на новое место. Он снимает квартиру в обветшалом здании с недружелюбными соседями. От консьержки он узнает, что  предыдущая квартирантка, Симона, покончила с собой, выбросившись из окна. Со временем Трелковский начинает все больше и больше думать о ней, стараясь узнать как можно больше подробностей. Вскоре он начинает винить соседей в ее гибели.

18+


4. «Другие» (реж. Алехандро Аменабар, 2001)

Героиня фильма Грейс прячет своих детей в уединенном особняке на острове, где семейство дожидается окончания Второй мировой войны, с которой должен вернуться муж Грейс. Ее дочь и сын страдают странным заболеванием — они не выносят прямого дневного света. Когда в доме появляются трое новых слуг, им приходится соблюдать правила: все комнаты всегда должны быть в полумраке, и нельзя открывать дверь, пока не заперта предыдущая. Но мирному течению жизни дома вскоре приходит конец — некая потустороння сущность пытается нарушить заведенный порядок.

Это готический фильм ужасов, снятый в традиции литературных и кинематографических произведений о призраках, преследующих обитателей каких-либо старинных особняков. Новшество заключается только в том, что до самого конца можно лишь гадать, кто же принадлежит к миру живых, а кто — к миру мертвых.

Испанский режиссер Алехандро Аменабар отлично умеет нагнетать напряжение и проникать в такие пугающие сферы человеческой психики, что одни лишь помыслы и намерения героев представляются куда ужаснее, нежели на самом деле вершащиеся жестокие убийства. Вот и в «Других» незнание всех обстоятельств и мотивов происходящего страшит до тех пор, пока это дотошно не разъясняется в финале, из-за чего почему-то чувствуешь себя обманутым и подставленным. Но именно этим и хорош фильм.

16+


5. «Сияние» (реж. Стэнли Кубрик, 1980)

Главный герой фильма Джек Торренс приехал в элегантный уединенный отель, чтобы поработать смотрителем во время мертвого сезона вместе со своей женой и сыном. Торренс здесь раньше никогда не бывал. Или это не совсем так? Ответ лежит во мраке, сотканном из преступного кошмара.

Гениальный фильм Стэнли Кубрика и один из лучших мистико-психологических ужасов за всю историю кино! А еще редкий фильмов ужасов, страх от которого не сглаживается от повторных просмотров. Кубрик снял выдающийся фильм как с технической, так и с визуальной точки зрения. «Сияние» пугает странностью и необъяснимостью зла, а саспенс в фильме — апогей жанра ужаса в кино.

16+


6. «Сансет бульвар» (реж. Билли Уайлдер, 1950)

Фильм, который принес его режиссеру Билли Уайлдеру не только несколько номинаций на «Оскар» и победы в некоторых из них, но и серьезные обвинения в свой адрес, заключающиеся в осквернении киносообщества, которое его воспитало. Этот красивый черно-белый фильм снят в классической театральной манере. Он как бы приоткрывает для зрителей завесу мира киноиндустрии Америки начала прошлого века, драму актеров, которые вышли в тираж. Этим кино нельзя не насладиться!

Сюжет: молодой сценарист Джо Гиллис сидит на мели, его преследуют кредиторы, ему не на что поесть, и кажется, что жизнь кончилась. Машина, на которой он бездумно и бесцельно отправляется неизвестно куда, вдруг резко виляет в сторону (лопнула шина!) и влетает во двор особняка знаменитой в прошлом, но увядающей в настоящем кинозвезды Нормы Десмонд…

16+


7. «Маяк» (реж. Роберт Эггерс, 2019)

Молодой человек Ифраим Уинслоу приезжает на отдаленный остров работать новым помощником смотрителя маяка, хромоногого и бородатого Томаса Уэйка. Тот обращается с парнем как с личным рабом и запрещает ему подниматься на сам маяк и управлять светом. Ифраима не отпускает собственное прошлое, и вскоре на каменистом острове — то ли ему мерещится, то ли в самом деле — начинает происходить всякая чертовщина.

Роберт Эггерс снял стилистически безупречный сюрреалистический фильм с многослойным сюжетом и аллюзиями. «Маяк» — это некий гармоничный микс древнегреческих легенд, экспрессионизма, символизма, фрейдизма, киноязыка Фридриха Мурнау, Фрица Ланга, Альфреда Хичкока, а также литературного изящества Эдгара Аллана По. Визуально картина стилизована под черно-белые немые ленты начала прошлого столетия. Благодаря этому, а также работе художников-постановщиков и оператора Джарина Блашке «Маяк» выглядит жутко завораживающе и пугающе привлекательно.

18+


8. «Таинственный лес» (реж. М. Найт Шьямалан, 2004)

М. Найт Шьямалан ставит в своем фильме весьма болезненную для нынешней Америки (впрочем, и для остальной планеты, где ежедневному существованию людей угрожают терроризм, насилие и эпидемии) проблему манипуляции человеческими страхами. Ведь пребывание общества в состоянии «желтого» или же «красного» уровня опасности вполне может привести к массовому психозу. Если же смотреть эту картину внимательно и без упований на то, что сейчас тебя физически и психологически устрашат по полной программе, довольно быстро можно уловить ее более тревожный социально-политический и философский пафос.

Напомню, что по сюжету фильма деревушка Ковингтон почти ничем не отличается от любой другой. За одним исключением: она со всех сторон окружена дикими лесами, в которых обитают монстры. Между людьми и жуткими плотоядными тварями царит хрупкое перемирие. Но только пока жители деревни не нарушают его главное условие — никогда не заходить в чащу.

12+


9. «Изгой» (реж. Роберт Земекис, 2000)

Герой  фильма Чак Ноланд (Том Хэнкс) — сотрудник всемирно известной службы доставки «Федерал Экспресс». Он скрупулезный практик и неисправимый педант, а его жизнь высокопоставленного инспектора международных отделений «ФедЕкс» расписана по минутам. И этих драгоценных минут катастрофически не хватает ни на личную жизнь, ни на любимую женщину. Однако безжалостная судьба заставила Ноланда иначе взглянуть на отпущенное ему время. Самолет, на котором он путешествует, падает в океан. Инженер, единственный, кому посчастливилось остаться в живых, попадает на необитаемый остров. Здесь Ноланду предстоит провести мучительно долгие годы в жестокой битве за выживание.

Это современная интерпретация истории о Робинзоне Крузо в исполнении Тома Хэнкса под руководством одного из самых изобретательных режиссеров современности Роберта Земекиса. Изображение жизни на острове в «Изгое» приятно удивляет своей простотой, напоминая документальный фильм о дикой природе: музыка в фильме почти отсутствует, бо́льшую часть времени главный герой не говорит ни слова, а в своих попытках добыть еду, огонь и инструменты он похож на первобытного человека, открывающего для себя чудеса этого мира. «Изгой» одновременно умудряется быть и фильмом-робинзонадой, и мелодрамой, именно этим он хорош.

12+


10. «Секта» (реж. Роберто Де Фео, 2019)

Итальянский кинематографист Роберто Де Фео снял леденящий душу психологический хоррор о том, чем иногда оборачивается излишняя привязанность матери к своему собственному ребенку. Фильм держит в напряжении и не дает зрителю расслабиться до самого финала. История рассказана постепенно, с примесью необходимой мистики, детективной линии и обязательного психологизма. «Секта» интересна своей хаотичностью, непредсказуемостью и множеством непонятных и необъясненных до конца эпизодов. Общий мрачный фон, шедевры классической музыки, загадочные лица актеров и грамотно выстроенная интрига заставляют зрителей пребывать в необходимом для просмотра постоянном ужасе.

Герой картины Самуэль прикован к инвалидной коляске и живет в обособленном поместье со своей матерью Еленой и другими странными домочадцами. Когда в доме появляется молодая и красивая Денис, Самуэль находит в себе силы открыть для себя мир. Елена не хочет отпускать от себя сына и сделает все, чтобы оставить его у себя.

18+