Сегодня участники бизнеса не считывают далеко идущую цель маркировки, сводя ее лишь к получению «заветного квадратика» и отправки отчетности

От хаоса к порядку

Уместно вспомнить, что маркировка — всего лишь небольшая часть от пласта новых информационных систем и сервисов Track & Trace, экономический эффект от внедрения которой соизмерим с экономическим эффектом перехода от хаоса к порядку. Системы Track & Trace внедряются не только в России, при этом она лидирует как по количеству отраслей, охваченных маркировкой, так и по уровню проработанности регуляторной функции. К сожалению, сегодня участники бизнеса не считывают далеко идущую цель маркировки, сводя ее лишь к получению «заветного квадратика» и отправки отчетности. С этим связаны и определенные простои эксперимента в ряде отраслей, и отношение к внедрению в целом.

Татарстан исторически является модельным регионом для трансфера технологий, а маркировка — это мировой тренд и один из логичных кирпичиков, которые дополняют цифровую трансформацию бизнеса.

16 марта в комитете Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам прошел круглый стол «Внедрение обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции». Многие ждали новостей об отмене маркировки, но этого не произошло. Регистрацию в системе производителей начнут с 1 июня 2020 года, и в первую очередь в проекте должны стартовать крупные и средние производители. С 1 декабря 2020-го может начаться маркировка продукции со сроком годности свыше одного года.

Молочную отрасль ждет адаптация и настройка. Без ощутимых потерь эту историю пройдут те, у кого есть позитивный (и негативный) опыт внедрения маркировки во всей цепи поставок, и компетентные кадры Молочную отрасль ждет адаптация и настройка. Без ощутимых потерь эту историю пройдут те, у кого есть позитивный (и негативный) опыт внедрения маркировки во всей цепи поставок и компетентные кадры

Как избежать финансовых потерь и получить гарантии во время внедрения?

Комментируют IT-аналитики инвестиционно-технологического холдинга Original Group, который уже работает не только над внедрениями в молочной отрасли, но и над созданием филиала федерального учебного центра по маркировке в Нижнекамске.

«К сожалению, часть поставщиков, вошедших в эксперимент, ошибочно полагают, что важно „хорошо напечатать код“ и отослать отчет. В итоге за те же деньги клиент внедряет маркировку, а не Track & Trace, получая от процесса одни минусы и ни одного плюса», — отмечают специалисты.

Единицы поставщиков документально гарантируют, что риски по внедрению и изменению требования регулятора лежат на их плечах.

«Отвечать за работоспособность системы Track & Trace в любой ситуации несложно. Пласт Track & Trace стандартизирован и описан. Логика работа Track & Trace универсальна и диктуется мировым консорциумом GS1. Зрелая система Track & Trace элементарно подстраивается под любые изменения на государственном уровне и тем более в бизнесе. Track & Trace самостоятельно контролирует целостность данных. Самостоятельность Track & Trace и есть искомая ответственность поставщика. Под этим легко расписаться», — утверждает Равиль Гимадиев, генеральный директор Original Group — компании, входящей в топ-10 поставщиков решений Track & Trace, по данным минпромторга (бренд TraceWay).

Контрольные точки для предприятий, внедряющих маркировку.

  1. Методические рекомендации. Методические рекомендации, которые дает регулятор, для облегчения процесса на первом этапе не учитывают весь перечень GS1. Опыт других отраслей показывает: финальным пунктом внедрения маркировки станет внедрение системы Track & Trace для взаимодействия с ERP, WMS и другими внутренними системами и изменение всех бизнес-процессов.
  2. Внутренняя экспертиза. Без понимания логики регулятора и оператора невозможно спрогнозировать вектор развития системы. Без аналитики опыта других отраслей и их движения из точки А в точку Б невозможно выстраивать систему принятия решений. Книга «Track & Trace: Будущее цепей поставок» Гимадиева (Original Group) и серия отраслевых программ «Азбука Маркировки» на телеканале «Про бизнес», записанных с его участием, станут хорошим пособием на старте.
  3. Проектный подход. При инициации проекта должна быть создана проектная команда: ответственный за управление производственными линиями, эксплуатацию оборудования, IT и управление качеством.
  4. Правило Парето о маркировке. При внедрении Track & Trace на оборудование ложится 80% стоимости, но это всего лишь 20% проекта. Программные комплексы и изменение бизнес-процессов стоят нам 20% от суммы проекта, а вес ПО в проекте достигает 80%.
  5. Открытые API-протоколы. На рынке уже сейчас есть доступные решения для небольших предприятий. Не важно, идет речь о принтерах и камерах или об установке для сериализации, API-протоколы должны быть открыты. Закрытое API — случай клинический, который для десятков компаний в «фарме» закончился полной заменой оборудования и убытками.

Молочную отрасль ждет адаптация и настройка. Без ощутимых потерь эту историю пройдут те, у кого есть позитивный (и негативный) опыт внедрения маркировки во всей цепи поставок и компетентные кадры. На момент эксперимента в России нет специалистов по маркировке молока так же, как их еще недавно не было в «фарме» и других отраслях. Между тем у тех разработчиков, которые многократно проводили клиентов через «опасный брод маркировки» в других отраслях, есть на 100% применимые в молочной отрасли компетенции.