Руководство завода «Полиматиз» заверило президента, что готовы увеличить производство материала в 10 раз Руководство завода «Полиматиз» заверило Рустама Минниханова, что готовы увеличить производство нетканого материала в 10 раз Фото: president.tatarstan.ru

«НАВЕРНОЕ, БУДЕМ ОСТАНАВЛИВАТЬ аккумуляторное направление»

Президент РТ Рустам Минниханов побывал сегодня в особой экономической зоне «Алабуга», где осмотрел ряд промышленных объектов и ознакомился с деятельностью завода «Полиматиз». «Полиматиз» входит в структуры ТАИФа и выпускает в «Алабуге» нетканые материалы типа «спанбонд» с 2009 года, говорится в релизе пресс-службы президента. Этот материал используется в множестве отраслей, из которых на данный момент особенно  востребована медицинская, так как полипропиленовый нетканый материал годится для производства медицинских масок. За час предприятие может произвести материала на 500 тыс. масок. Руководство «Полиматиза» заверило президента в своей готовности нарастить производство материала в 10 раз. За неполный март завод выпустил 67,4 т продукции, то есть может выйти на производительность до 600 тонн. Минниханов же предложил в качестве варианта закупку республикой масок у тех предприятий, которые в свою очередь берут татарстанское сырье. Все они расположены за пределами РТ. 

«БИЗНЕС Online» тем временем опросил компании, базирующиеся в «Алабуге» о ситуации на их производствах. 

Как выяснилось, на заводе Ford-Sollers в «Алабуге» из-за коронавируса ввели особый режим работы. «Отменены все командировки сотрудников за границу и внутри России. Часть офисных сотрудников работают удаленно, а оставшиеся продолжают работу в отдельных кабинетах с соблюдением всех правил гигиены», — сообщили в пресс-службе компании. Работникам измеряют температуру тела тепловизорами не только при входе, но и в течение дня. Само собой, не обходится без регулярной дезинфекции и обеззараживания воздуха. Производство между тем функционирует в обычном режиме. «В ближайшее время мы не видим рисков для производственной деятельности, но в случае их возникновения готовы рассмотреть альтернативные варианты поставок автокомпонентов», — пояснили в компании.

Нетканый материал типа «спанбонд» сейчас особо востребован в медицинской отрасли, так как годится для производства медицинских масок Фото: president.tatarstan.ru

Есть проблемы у Елабужского аккумуляторного завода, который принадлежит челнинскому бизнесмену Олегу Коробченко. «Что касается аккумуляторного направления — здесь тяжеловато, потому что спрос на аккумуляторы просто упал, это не товар первого спроса. Поэтому завод, наверное, будем останавливать на какой-то период», — признался бизнесмен. Одна из причин — сложности с поставкой свинца, который используется при производстве аккумуляторов. «Его стоимость привязана к Лондонской бирже. Но пока что рынки проваливаются. Продажи остановились вообще у всех сырьевиков. Поэтому сейчас непонятная ситуация», — говорит Коробченко.


На других производственных площадках группы «Кориб» дела обстоят по-разному. «Есть направления, которые связаны с импортом, — там, конечно, провал. В сельском хозяйстве есть препараты, комплектующие — там, конечно, тяжеловато. Все, что связано с автомобилестроением, — там тоже есть маленький пробел, но пытаемся заменить отечественными производствами, — говорит Коробченко. — Именно то, что касается автомобильного бизнеса — там вроде бы стабильно, потому что „КАМАЗы“ отечественные. Востребованность есть, она не исчезла, крупные годовые заказчики контракты не отменили, мы с ними отрабатываем». С коронавирусом компания борется замешанным с йодом спиртом, который, по словам Коробченко, найти легче, чем антисептики. Бизнесмен уверен, что страна нуждается в жестком карантине, но лишь на три-четыре недели, но не больше. «Нужен прямо жесточайший карантин, чтобы из дома вообще никто не выходил, как в Китае. Но не дольше месяца, иначе предприятия не смогут восстановиться. Людям же надо какую-то компенсацию по зарплате делать, а когда останавливается производство и нет прихода средств, то приходится компенсировать за счет собственного жира. А это месяц-два», — поясняет Коробченко. По его мнению, если коронавирус отступит, а доллар закрепится на отметке около 120 рублей, то отечественные производства начнут работать — пойдет в рост производство машин и запчастей, все пересядут на отечественный транспорт и научатся качеству. «Пять лет назад, когда рубль обвалился, мы все же начали расти, — напомнил спикер. — Еще один такой обвал, и мы снова поднимемся на шаг выше».

Олег Коробченко: «Востребованность есть, она не исчезла, крупные годовые заказчики контракты не отменили, мы с ними отрабатываем» Олег Коробченко: «Востребованность есть, она не исчезла, крупные годовые заказчики контракты не отменили, мы с ними отрабатываем» Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще один резидент «Алабуги», компания Дмитрия Денисенко «Промтранспортсервис», тоже отметил негативное влияние экономической ситуации на грузоперевозки. Дело в том, что средняя ставка на километр существенно снизилась: падение порядка 10%. «Я думаю, что ситуация может измениться в худшую сторону, поскольку уровень инфляции будет выше, чем мы предполагали, соответственно, цены на некоторые товары и сырье будут расти. На наши услуги это не повлияет, мы не занимаемся международными перевозками», — поясняет Денисенко, акцентируя внимание на том, что транспортная отрасль болезненно ощущает на себе негативные изменения. В компании ИТР заранее перевели на удаленную работу и составили график дежурств в офисе. «Водители работают, никто не болеет, карантина нет. Мы им рекомендуем ограничить контакты с другими людьми, но это в целом такая профессия, когда 90 процентов времени они в одиночку проводят, их это сильно не касается», — говорит бизнесмен.

Топ-менеджмент расположенных в ОЭЗ компаний встревожен и планирует различные меры по оптимизации производств Фото: president.tatarstan.ru

«с удовольствием закрылись бы на два-три недели»

Владелец «Авиа-Тола» Толга Акынджы (его компания базируется в соседней с ОЭЗ промплощадке «Алабуга») отмечает, что изменение курса доллара повлияло и на его бизнес, несмотря на локализацию в 70%. «Все равно 30 процентов придется импортировать из разных стран, потому что в России таких комплектующих не производят. Существующие перед партнерами долги в валютах растут. Если надо было платить 10 рублей, сейчас 13. Мы покупаем комплектующие за рубежом, и у нас есть отсрочка платежа. Когда увеличивается валюта, наш долг становится больше, потому что наши доходы в рублях. И себестоимость увеличивается», — отмечает неутешительную закономерность бизнесмен.

Основные покупатели компании «Авиа-Тола» — это КАМАЗ и Группа ГАЗ. «Пока они работают, мы тоже работать вынуждены. А так с удовольствием закрылись бы на два-три недели», — отмечает Акынджы. С поставками у «Авиа-Тола» пока проблем нет: товар имеется и на складах, и в дороге. Трудности начнутся через два месяца, если ситуация у иностранных поставщиков не стабилизируется. «В настоящее время нет оснований для прогнозов. Нет объяснения тому, что нефть стоит 25 долларов за баррель. Я надеюсь, что к середине года все наладится, а к концу евро будет стоить хотя бы 80 рублей. Если цена дойдет до 110–120 рублей, в стране начнется неконтролируемая инфляция. Промышленность не может работать без валютной составляющей в большинстве отраслей», — считает предприниматель.

Акынджы отмечает, что вести с европейского коронавирусного фронта к нему доходят от партнеров из Франции, Германии, Италии, Польши и Турции. «Они заводы закрывают, и, что самое главное, на неопределенное время. На наших предприятиях лишний раз не здороваемся, не жмем руки, используем дезинфицирующие средства, соблюдаем дистанцию между людьми. На сегодня паники, истерии, как в Европе, нет ни у нас предприятиях, ни в стране. Если послушать СМИ, то все под контролем, хотя с трудом верится», — говорит предприниматель. Он считает, что зараженных в стране может быть и больше заявленного, просто тестирование проходят единицы.

Гендиректор базирующейся в ОЭЗ компании «Железный договор» Тимур Вахитов отмечает оптимизм среди своих клиентов. «На сегодня существенного влияния нет, наши клиенты преисполнены оптимизма, и стратегические планы, намеченные на 2020 год, хотят осуществлять. Для строительной сферы очень важно, чтобы было позитивное движение на инвестиционном поле, чтобы клиенты хотели осуществлять новые проекты, соответственно, для нас это новые заказы», — говорит Вахитов. А в переходе на «удаленку» бизнесмен видит перспективу. «Мы в свою очередь тоже с сотрудниками налаживаем такую работу. Начали практиковать больше IT-инструментов. Мы видим, что это очень ускоряет нашу работу, экономит время на поездках. Стало много видеоконференций, отчетности в электроном виде: если раньше мы что-то физически отвозили, то сейчас — электронно. Строительство — это совместная работа между подрядчиком и заказчиком, она обустраивается более эффективно с помощью IT-инструментов», — отмечает Вахитов.  — Как бизнесмен я считаю, что нам нужно вовремя перестраиваться и мыслить позитивно в этой ситуации. Компании, которые смогли найти решения именно в трудные ситуации, становятся успешнее на десятилетия вперед. Кризис дает возможность провести переоценку, нужное оставить, с ненужным проститься и искать новые возможности. Мир меняется, и необходимо увидеть в этом и позитивное».