«Калашников» и «ЗаряД» снова готовятся к судебным разбирательствам по поводу клюшек АК-12 и АК-47 «Калашников» и «ЗаряД» снова готовятся к судебным разбирательствам по поводу клюшек АК-12 и АК-47 Фото: «БИЗНЕС Online»

СПОР НА 500 ТЫС. РУБЛЕЙ

«Калашников» и «ЗаряД» снова готовятся к судебным разбирательствам по поводу клюшек АК-12 и АК-47. Стороны жили в согласии с мая 2019 года, когда в суде было заключено мировое соглашение. На его основании завод Даниса Зарипова получил право на использование товарных знаков, принадлежащих концерну. В декабре 2019-го соглашение подошло к концу, и о его пролонгации договориться не удалось.

На прошлой неделе Арбитражный суд РТ зарегистрировал иск «Калашникова». В концерне «БИЗНЕС Online» заявили, что «ЗаряД» на своем сайте продолжает продажу клюшек без его согласия, между тем еще до истечения срока договора корпорация сделала предложение заключить новый лицензионный договор. «До настоящего времени ООО „ЗаряД“ лицензионный договор не заключило, продолжая бездоговорное использование товарных знаков АК-12 и АК-47, что в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ дает правообладателю право требовать с нарушителя компенсацию, — говорится в заявлении. — Размер компенсации определяет суд на основании искового заявления правообладателя. Именно эта компенсация, размер которой заявлен концерном в сумме 500 тысяч рублей, составляет предмет исковых требований концерна к ООО „ЗаряД“».

В «ЗаряДе» обещали прокомментировать ситуацию позже, но подробностями поделился знакомый с ситуацией источник «БИЗНЕС Online». Согласно прошлому соглашению, действовавшему с мая по декабрь, «ЗаряД» единовременно выплатил «Калашникову» 200 тыс. рублей — это по 17 рублей за одну клюшку. По новому соглашению, которое предложил концерн, завод должен был бы выплачивать концерну сумму, в десятки раз превышающую прошлую. В 2019-м «ЗаряД» выпустил, по примерным оценкам, 7 тыс. единиц АК-12 и АК-47 — при тех же объемах продукции выплата за год составила бы несколько миллионов рублей. Вероятно, это и стало причиной, почему завод отказался от договора.

Складывается впечатление, что концерн подталкивает «ЗаряД» к полному отказу от линейки клюшек, созвучных наименованиям АК-12 и АК-47. Это дело не повлияет на финансовый результат такого гиганта, как «Калашников», но вынудит компанию Зарипова принимать дополнительные усилия по продвижению товара под новым наименованием. Остается непонятным, почему в период экономического кризиса крупная российская корпорация чинит препятствия в развитии малого бизнеса.

Это дело не повлияет на финансовый результат такого гиганта, как «Калашников», но вынудит компанию Зарипова принимать дополнительных усилий по продвижению товара под новым наименованием Это дело не повлияет на финансовый результат такого гиганта, как «Калашников», но вынудит компанию Зарипова принимать дополнительные усилия по продвижению товара под новым наименованием Фото: «БИЗНЕС Online»

НА МИРОВУЮ ПОДТОЛКНУЛ «РОСАТОМ»

АК-47 — легендарный автомат, который в представлении не нуждается. В 2011 году минобороны РФ сняло его с вооружения, аргументировав тем, что на складах остается 15–17 млн работоспособных экземпляров. АК-12 — вдохновленный техническими решениями прошлых АК новый автомат 2012-го. Находится на вооружении сухопутных войск, ВДВ и морской пехоты РФ.

Клюшки с аналогичными названиями «ЗаряД» выпускает с момента основания завода в 2016 году. 47-я модель продается на сайте за 9 790 рублей, 12-я — за 6 990. Логика брендинга очевидна: она намекает на точность, кучность, силу, с которыми прочно ассоциируются автоматы линейки АК и которые необходимы любому хоккеисту при броске. Благодаря прошлому соглашению стороны сформировали эффективный маркетинговый союз. Клюшками «ЗаряД» играет президент РФ Владимир Путин; ими пользуются многие игроки КХЛ, что указывает на конкурентность продукта Зарипова на фоне заполонивших рынок западных аналогов.

Однако в нынешних условиях «Калашников» не заинтересован в таком перекрестном продвижении. Как можно предположить, разбирательство с «ЗаряДом» — очередной этап в масштабной и многолетней борьбе концерна за свои интеллектуальные права. С 1991 года «Калашников» не выдал другим заводам ни одной лицензии на производство своих автоматов, однако во многих странах как продолжалось, так и продолжается подпольный выпуск этого оружия. В 2013-м в защиту концерна высказывался на тот момент вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Вроде бы цивилизованный мир: страны НАТО, государства Европейского союза, которые сами убеждают Россию в необходимости борьбы с контрафактной продукцией, игнорируют у себя эти правила, — говорил Рогозин. — Они игнорируют наши права на нашу интеллектуальную собственность».

«ЗаряДу» достается по остаточному принципу. Ключевой аргумент, на который может надавить завод, если новую мировую заключить не удастся и дойдет до судебных тяжб, — у «Калашникова» не зарегистрирован патент на клюшки соответствующих названий. Если бы «ЗаряД» производил автоматы с названиями АК-12 и АК-47, к позиции концерна было бы невозможно придраться. Но так как с конвейера выходят клюшки, «Калашникову» будет сложнее доказать свою правоту.

Возникает вопрос: если «ЗаряД» обладает таким железным аргументом в свою защиту, почему же завод пошел на мировое соглашение в мае 2019-го? Затянувшийся судебный процесс лишил бы компанию Зарипова возможности развернуть сотрудничество с другой госструктурой — «Росатомом». В июле «ЗаряД» заключил сделку с Umatex Group. Компания, на 100% принадлежащая «Росатому», получила 50-процентную долю в заводе, а «ЗаряД», в свою очередь, обзавелся финансовой помощью и поставками композитов из углеволокна, которое при своей высокой пластичности обладает прочностью металла. Это сотрудничество поможет «ЗаряДу» не только повысить качество клюшек, но и открыть принципиально новые направления. На отрезке в 1,5–2 года завод вполне может замахнуться на производство лыж, удочек и других сопутствующих товаров и увеличить свою выручку. В 2017-м (свежих показателей нет) «ЗаряД» заработал 113 млн рублей и получил прибыль в 1,1 миллиона.

На данный момент «ЗаряД» не столкнулся с ростом предложения — для того, чтобы попасть в НХЛ, нужно получить соответствующую лицензию, а это не так просто На данный момент «ЗаряД» не столкнулся с ростом предложения — для того чтобы попасть в НХЛ, нужно получить соответствующую лицензию, а это не так просто Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОЗИЦИЯ В СУДЕ БУДЕТ СИЛЬНОЙ?

Ситуацию для «БИЗНЕС Online» прокомментировал партнер юридической фирмы «Шаймарданов, Ялилов и Сабитов» Тимур Сабитов. Он напомнил, что защита права на товарный знак возможна только в случае, если его индивидуализация в соответствующим обозначении зарегистрирована. Грубо говоря, «Калашникову» нужно зарегистрировать свои права конкретно на производство клюшек. «Следовательно, надо понять, какие классы товаров покрывает товарные знаки АК-12 и АК-47. Насколько можно судить из поверхностного анализа открытых источников, список таких товаров довольно широк — от зажигалок до гостиниц и кафе. Если товарный знак не распространяется на группу товаров, к которой относятся хоккейные клюшки, то у компании „ЗаряД“, на мой взгляд, позиция в суде будет довольно сильной», — поделился мнением Сабитов.

Исход дела на данном этапе эксперту спрогнозировать сложно. «С другой стороны, аргументация завода в целом тоже понятна — их бренд ассоциируется с надежностью и точностью, поэтому его применение в отношении клюшек, с большой долей вероятности, добавит этому товару дополнительное внимание со стороны потенциальных потребителей», — отметил он.

При этом нет сомнений, что «ЗаряД» сможет развиваться и без названий АК, хотя в развитие бренда компания вложила годы. У завода есть две другие линейки клюшек — «Т» и «С», и отсутствие ассоциаций с автоматами не сбавило темп их продаж. Тем более продукт «ЗаряДа» может оказаться востребованным в нынешней обстановке. В феврале, когда в Китае начала распространяться пандемия коронавируса, НХЛ столкнулась с дефицитом клюшек: у западных производителей 75% снарядов производится в Поднебесной, где свернулись все производства и возникли проблемы с транспортировкой. Спасся только Warrior, завод которого расположен в Мексике.

Да, сегодня на продукцию «ЗаряДа» спрос не растет — для того чтобы попасть в НХЛ, нужно получить соответствующую лицензию, а это не так просто, но при развитии пандемии за российскими клюшками вполне могут обратиться игроки европейских лиг.