МНОГИЕ ЗАКАЗЧИКИ САЙТОВ ХОТЯТ, «ЧТОБЫ ВСЁ БЕГАЛО И ПРЫГАЛО». НО ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ УМЕСТНЫМ, ОПРАВДАННЫМ И НЕОБХОДИМЫМ

13 сентября в Казани состоится семинар, организованный «БИЗНЕС Online» с партнёрами - ведущими татарстанскими и российскими интернет-компаниями. Мероприятие посвящёно новейшим тенденциям маркетинга и рекламы в интернете. О том, чем дизайнер отличается от декоратора, хороший сайт - от плохого, и что правильный дизайн - это кратчайший путь к повышению конверсии сайта, рассказывает один из докладчиков семинара, директор казанской дизайн-студии «Айбат» Сергей Насекин.

«ПРИЯТНО ВИДЕТЬ В РЕКЛАМЕ ВОКРУГ СЕБЯ ЛОГОТИПЫ, КОТОРЫЕ МЫ СОЗДАЛИ»

— Сергей, о чём вы собираетесь рассказать на семинаре?

— О том, каким я вижу веб-дизайн, какие есть тенденции, куда он, по моему мнению, будет развиваться дальше. Все тренды веб-дизайна можно разделить на две группы: технологические и эстетические. Технологические связаны с появлением новых устройств, с новыми языками программирования, с программами и прочим. Эстетические — это требования к юзабилити сайта, это ещё называется эргономикой. Поэтому появилась тенденция к минималистичности дизайна, что лично мне нравится, к его большему дружелюбию. Посетителю сайта не надо загадывать загадки, всё надо рассказать просто, на интуитивно понятном ему языке.

На чем специализируется ваша дизайн-студия «Айбат»?

— Наша компания юридически существует с 2003 года, а на самом деле — ещё раньше, года так с 1995-го. Занимается она тем, что выражено в нашем слогане, — «Дизайн всего». Больше всего мы специализируемся на графическом дизайне, начиная от разработки логотипов и фирменных стилей, и заканчивая многоплановыми системами визуальной навигации сложных объектов. Занимаемся эксподизайном (дизайном выставок), делаем интерьеры — но не жилые, а общественных сооружений, да и вообще решаем нетривиальные задачи: вот, например, в прошлом году придумали и разработали дизайн детских игр для «Почты России». Все это можно посмотреть на нашем сайте.

Одна из любимых наших задач — это разработка систем визуальных коммуникаций. Это навигация, пиктограммы, различные знаки, дающие человеку возможность ориентироваться в незнакомом пространстве.

Такая задача, кстати, остро стоит в Москве и Казани. Навигация здесь совершенно не современна или просто отсутствует. Она неудобна и сделана по принципу «кто в лес, кто по дрова». Например, притча во языцех — это навигация в московском метро. Иностранцы, привыкшие у себя дома к определённой системе навигации, попадая в московское метро, — которое вовсе не запутано, в отличие, например, от лондонского или гонконгского, — теряются там напрочь. Ничего не продублировано на английском языке, навигации мало, она стоит не в тех местах или непонятна. Впрочем, в токийском метро тоже ничего не продублировано на английском языке, там одни иероглифы. У иностранца это вызывает шок. Но за счёт грамотной и продуманной навигации он быстро начинает ориентироваться.

Большая у вас компания?

— Нет. Более того: мы не стремимся к её увеличению. Нас пять человек, все — дипломированные специалисты с высшим образованием в области дизайна и архитектуры. Большего и не требуется, потому что это как раз тот коллектив, который в состоянии решать даже самые сложные задачи. Мы понимаем друг друга с полуслова. Если есть необходимость, мы привлекаем специалистов со стороны.

А какое отношение всё это имеет к интернету?

— Веб-дизайн — это один из подразделов графического дизайна, потому что монитор — это тот же лист бумаги, на котором, с какими-то поправками, — например, на цветовую палитру, — действуют одни и те же законы.

Кто ваши заказчики?

— У нас есть много крупных заказчиков, в том числе татарстанского и федерального значения. Дирекция казанской Универсиады, мэрия Казани, КАМАЗ, Оргсинтез, ТАИФ, «Ак Барс Банк», «Почта России», Минсвязи — это всё наши постоянные заказчики. Мне очень приятно ходить по улицам, быть на футболе или хоккее, потому что я вижу вокруг логотипы, которые мы создали. В почти любом списке спонсоров всегда есть два – три логотипа нашей работы.

nasekin_ (1).jpg
Сергей Насекин, директор казанской дизайн-студии «Айбат»


ПОСТОЯННО РАБОТАЮЩИХ СТУДИЙ ЗДЕСЬ НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ–ЧЕТЫРЁХ

Что собой представляет рынок дизайна? С кем вам приходится конкурировать? С Лебедевым приходится?

— Нет, с Лебедевым мы никак не пересекаемся и не конкурируем. Как-то мы считали стоимость услуг по разработке сайта для одной казанской компании, и выяснилось, что они до нас обращались к Лебедеву. Так вот сумма, выставленная им за ту же работу, превышала нашу, по-моему, в 25 раз. Здесь, в Татарстане, я знаю всех людей, занимающихся дизайном, потому что сам занимаюсь этим с 1990-го года. Постоянно работающих студий здесь не более трёх – четырёх. Остальные периодически возникают, существуют года два – три, а потом пропадают.

Вообще-то мы редко пересекаемся с другими дизайнерами. Года три назад я своим волевым решением запретил участвовать в каких-либо творческих тендерах. Обычно это только иллюзия: или всё решено заранее, или заказ вообще никому не поступает, и всё это уходит в песок. У нас работает сарафанное радио, заказы делаются по рекомендации. Заказчики передают нас друг другу.

В чём специфика веб-дизайна по сравнению, скажем, с ландшафтным или дизайном интерьеров?

— Этот рынок очень молодой, быстро развивающийся, и в нём большое значение имеют технические моменты. Всё постоянно меняется, появляются новые устройства, с которых можно входить в интернет — телефоны, смартфоны, планшеты. Всё это требует новых дизайнерских решений. И это будет продолжаться и дальше. Кто мог ещё два года назад сказать, что такую популярность получат планшетники? А сейчас в любом кафе сидят с айпадами. Завтра, может быть, придумают, как проецировать прямо на воздух, и тогда будут совершенно другие требования. Изменяемость просто поразительная по сравнению с традиционным дизайном.

Но веб-дизайн — это процентов 15 того, чем мы занимаемся. Это у нас не самое главное. Он занимает много времени, а дивидендов приносит не так много. Но мне это интересно.

— Вы делаете сайт под ключ?

— Если это надо заказчику — то да.

— Каково ваше уникальное предложение на рынке веб-дизайна?

— Ничего уникального нет. Работая с нами, заказчик получает сайт с удобной эргономикой, понятной навигацией, дружелюбным интерфейсом. Ну вот чем отличается «мерседес» от какой-нибудь китайской поделки? Те же четыре колеса, те же фары, те же приборы. И при том всё иное — качество, эргономика, продуманность, надёжность.

— Какова роль дизайна в конверсии сайта? Чем дизайн может помочь сайту приносить прибыль компании?

— Дизайн в правильном понимании слова — это дизайн, созданный с участием эргономических законов восприятия — цвет, логичное и понятное размещение информации в пространстве, дружелюбный интерфейс, понятность и доступность информации, акценты на какой-то информации, которую нужно выделить. Это — то же самое, что сейчас называют юзабилити. Это просто новое слово, но по сути ничего нового нет. Если мода на юзабилити позволит изменить отношение к сайтам, поможет сделать их удобными для пользователя, — я буду очень рад, потому что это действительно то, на что прежде всего надо обращать внимание.

Вот сейчас очень много людей занимается дизайном интерьеров. В 90% случаев — это не дизайнер, это декоратор. Это разные профессии. Декоратор — это замечательная профессия, хорошая, полезная и нужная. Это человек, который приходит в уже готовое помещение, которое сделал дизайнер, и подбирает правильную раму для картины, подбирает шторы, расставляет цветы. Он декорирует уже готовое пространство. А дизайнер — человек, который это пространство формирует. Если, например, есть семья — отец, мать и ребёнок, то дизайнер определяет, что это за люди, какие у них интересы, какие функции в пространстве они выполняют, в котором живут, и как это пространство организовать, чтобы всем этим людям было максимально удобно, чтобы они могли выполнять все свои функции и желания, не мешая друг другу. И то же самое — с сайтом, принципиальной разницы нет.

— Правильно ли будет сказать, что большинство веб-дизайнеров — не более чем декораторы?

— Как правило, да. Дизайн путают с декорированием. И заказчики, и исполнители. Поэтому есть непонимание того, что такое дизайн. Можно даже сказать, массовое непонимание.

nasekin_.jpg

ДИЗАЙН — ЭТО НЕ ПРОСТО КРАСИВЫЕ КАРТИНКИ

— Чего вы ждёте от семинара?

—Во-первых, мне будет интересно послушать доклады, программа семинара привлекательная. Во-вторых, на семинар собираются потенциальные потребители, заказчики. Очень важно объяснить им, что дизайн — это не просто красивые картинки, это системный подход к продукту. Те «весёлые картинки», которые мы видим в интернете, продиктованы в основном заказчиками. Многие так и воспринимают: чем больше наворотов, тем лучше. «Хочу, чтобы у меня всё бегало и прыгало». Но всё должно быть уместным, оправданным и необходимым. Поэтому грамотных со всех точек зрения сайтов и найти нелегко. Например, у авиакомпании «Татарстан» плохой сайт. Это ужас какой-то. Сейчас стало чуть получше, но раньше это было просто невыносимо, — там было невозможно купить билеты. Сейчас билет всё-таки можно купить, хотя это требует какого-то удивительного упорства и желания именно у них купить билет.

Прекрасно сайт сделан авиакомпании S7. Чуть хуже — у «Аэрофлота».

— Как вы сами относитесь к интернету?

- Я консервативный потребитель интернета. Я провожу там довольно много времени, но я пользуюсь какими-то определёнными вещами. Покупаю билеты на самолёты и поезда, покупаю виниловые пластинки на аукционах, узнаю расписания мероприятий — в общем, утилитарно. Это экономит время и деньги. Социальные сети — я даже не знаю толком, что это такое, я нигде не зарегистрирован и не собираюсь регистрироваться. Я считаю, что для меня это вещь вредная. Для кого-то, может быть, нет. Я лучше встречусь с друзьями и с ними пообщаюсь.