КАК ПРИБОРОСТРОИТЕЛИ СУМЕЛИ ОБРАТИТЬ КРИЗИС СЕБЕ НА ПОЛЬЗУ

ОАО Казанский завод «Электроприбор» - одна из немногих средних производственных компаний в РТ, которая умудряется обходиться без привлечения кредитов и при этом наращивать основные финансовые показатели. В первом полугодии 2011 года предприятие в очередной раз продемонстрировало увеличение выручки – на этот раз на 12,4%. В деталях отчета компании разбирался аналитический центр «БИЗНЕС
Online».

РЕКОРДНАЯ ВЫРУЧКА И СТОИМОСТЬ ЧИСТЫХ АКТИВОВ

Как известно, конец 2008 года и первая половина 2009 для многих крупных компаний РТ связаны с серьезными провалами по всем показателям. На этом фоне особняком стоит

ОАО Казанский завод «Электроприбор». Его чистых активы и выручка от реализации росли в кризисный период, продолжается этот рост и сейчас – судя по отчету компании за первое полугодие 2011 года.

В январе-июне 2011 года компания повысила стоимость чистых активов на 6,5% (22,5 млн. руб.) до максимальных 366,6 млн. руб.

Если говорить о таком ключевом показателе, как выручка, то его удалось увеличить на 12,4% (43 млн. руб.) - также до рекордных 389,6 млн. руб. в сравнении с 346,6 млн. руб. за аналогичный период 2010 года. Правда, при этом себестоимость выросла аналогичными темпами, что позволило получить прирост валовой прибыли на 9,7% (5,38 млн. руб.) до 61,13 млн. руб. Хотя эталонным здесь остается показатель первых 2 кварталов 2009 года (92,82 млн. руб.), который превосходит результат аналогичного периода 2011 года на 52% (31,69 млн. руб.). Отметим, что такой колоссальный результат в кризисный период для других предприятий стал возможен из-за резкого снижения себестоимости продукции. Иначе говоря, поставщикам пришлось снижать цены, в то время как спрос на продукцию данного завода оказался сверхустойчивым.

В 2011 году предприятие освоило новые типы замочных изделий и в феврале официально зарегистрировало свой хорошо узнаваемый логотип ELP.

В число потребителей автомобильной продукции «Электроприбора» традиционно вошли предприятия группы «КАМАЗ», а также «Соллерс -Елабуга» и «Димитровградский завод радиаторов».

Примечательно, что в процессе роста оборота, снизились коммерческие расходы на 20% (1 млн. руб.) до 3,93 млн. руб. В итоге, операционная прибыль выросла на 12,6% (6,38 млн. руб.) до 57,2 млн. руб. за первое полугодие 2011 года.

Однако отрицательное сальдо прочих расходов и доходов (-10,89 млн. руб.), которое оказалось существеннее отрицательного результата первого полугодия 2010 года (-7,05) на 55% (-3,84 млн. руб.) не дало шансов получить более высокую чистую прибыль.

Заметим, что для предприятия характерен весьма высокий уровень прочих расходов, в которые регулярно включаются различные взносы и отчисления. Так, по итогам 2010 года только добровольных взносов в различные ассоциации было выплачено на сумму свыше 18 млн. руб.

Итак, несмотря на рост выручки и валовой прибыли, чистая прибыль сократилась на 13,5% (4,58 млн. руб.) до 29,28 млн. руб. за первое полугодие 2011 года в сравнении с 33,86 млн. руб. за аналогичный период 2010 года.

Производительность труда выросла в унисон выручке от реализации на 12,8%, в то время как объем денежных средств, направленных на оплату труда сократился на 4,8% (4,18 млн. руб.) до 82,55 млн. руб. При этом по итогам 2010 года на благотворительность и спонсорство компания выделила сумму порядка 4 млн. руб.

Основные показатели деятельности

Наименование показателя

1 полугодие 2011

1 полугодие 2010

1 полугодие 2009

1 полугодие 2008

Изменение 1 полугодие 2011 к 1 полугодию 2010

Абсолютное

Относительное, %

Стоимость чистых активов эмитента, млн. руб.

366,6

344,1

302,9

268,1

22,5

6,5

Выручка от реализации, млн. руб.

389,62

346,64

257,51

240,49

42,98

12,4

Себестоимость, млн. руб.

328,49

290,89

164,69

219,9

37,60

12,9

Затраты на 1 рубль продукции, руб.

0,843

0,839

0,640

0,914

0,004

0,50

Валовая прибыль (убыток), млн. руб.

61,13

55,75

92,82

20,59

5,38

9,7

Коммерческие расходы, млн. руб.

3,93

4,93

5,02

3,06

-1,00

-20,3

Управленческие расходы, млн. руб.

0

0

0

0

0

Операционная прибыль (убыток), млн. руб.

57,2

50,82

87,79

17,52

6,38

12,6

Проценты к уплате, млн. руб.

0,09

1,06

1,43

0,84

-0,97

-91,5

Прочие доходы, млн. руб.

26,61

27,97

9,42

6,34

-1,36

-4,9

Прочие расходы, млн. руб.

37,5

35,02

52,29

18,58

2,48

7,1

Чистая прибыль (убыток), млн. руб.

29,28

33,86

33,35

0,64

-4,58

-13,5

Производительность труда, тыс. руб./чел.

238

211

154

142

27

12,8

Среднесписочная численность, чел.

1637

1643

1677

1696

-6

-0,4

ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ ЗАЙМОВ

Стоит отметить и некоторые особенности ОАО Казанский завод «Электроприбор» в структуре капитала.

Традиционно на предприятии сохраняется весьма низкий (не более 58%) уровень нагрузки привлеченных средств на собственный капитал, а также показатели ликвидности с запасом превышающие рекомендуемые. Все это помогло «Электроприбору» с успехом пережить кризисный период, мы помним, как серьезно пострадали, а то и вовсе покинули рынок компании с высоким уровнем долга.

Хотя в первом полугодии 2011 года и произошел резкий скачок нагрузки на 24,3% до 81% в сравнении с 56,7% за аналогичный период 2010 года.

При этом коэффициент текущей ликвидности понизился на 0,76 до 1,89 (норма 2 и более).

Свой существенный вклад в изменение показателей внес крутой рост кредиторской задолженности на 78,7% (105,3 млн. руб.) до 239,23 млн. руб.

В то же время, завод обходится абсолютно без займов, рассчитывая в своей деятельности на прочность отношений и высокую заинтересованность в сотрудничестве, как со стороны поставщиков, так и со стороны покупателей.

Подводя итог, можно отметить, что ОАО Казанский завод «Электроприбор» демонстрирует яркий пример устойчивого коммерческого иммунитета и грамотного финансового менеджмента.

Основные показатели устойчивости и ликвидности

Показатели

1 полугодие 2011

1 полугодие 2010

1 полугодие 2009

1 полугодие 2008

Изменение 1 полугодие 2011 к 1 полугодию 2010

Абсолютное

Относительное %

Собственный капитал+резервы млн. руб.

366,6

341,7

302,9

268,1

24,90

7,3

Долгосрочные займы и кредиты, млн. руб.

0

5,15

9,91

9,91

-5,15

Краткосрочные займы и кредиты, млн. руб.

0

7

20,4

15

-7,00

Кредиторская задолженность, млн. руб.

239,23

133,89

113,02

112,4

105,34

78,7

Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, %

81,0

56,7

56,0

58,2

24,30

Коэффициент текущей ликвидности

1,89

2,65

2,61

2,31

-0,76

Коэффициент быстрой ликвидности

0,50

0,63

0,54

1,57

-0,13