В Казани состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец». Она прозвучала в концертном исполнении Государственного симфонического оркестра РТ под управлением Александра Сладковского с участием опытных российских и зарубежных певцов. О том, почему с опер Вагнера нельзя начинать вокальную карьеру и отчего концертный вариант для исполнителей сложнее режиссерской постановки, — в материале «БИЗНЕС Online».
Александр Сладковский: «Главная идея оперы заключается в том, что человек может быть очень близок к цели, но по своему неверию и малодушию, какой-то глубокой закомплексованности он в одночасье теряет то самое сокровенное, чем мог бы обладать»
ОДНА ИЗ ЛЮБИМЫХ ОПЕР СЛАДКОВСКОГО — В ПОДАРОК
8 Марта зал ГБКЗ им. Сайдашева утопал в желтых тюльпанах: днем ранее там чествовали женщин, а теперь их ждал музыкальный подарок от художественного руководителя и главного дирижера ГСО РТ Александра Сладковского — премьера оперы «Летучий голландец» в концертном исполнении. Как говорил маэстро «БИЗНЕС Online», это одна из его любимых опер: «Я давно ее знаю, слышал в разных исполнениях, даже сам ею дирижировал — в Михайловском театре пару лет назад. Нам необходимо было решить, что мы могли бы в абонементе Московской филармонии сделать такого, чего еще там не делали — конечно, мы не говорим о версии оперы при участии Валерия Гергиева. Я подумал, что с моим оркестром было бы интересно сделать концертное исполнение „Летучего голландца“».
Эту оперу великий немецкий композитор сочинил под впечатлением от своего путешествия из Восточной Пруссии в Англию — из-за сильного шторма оно затянулось на три недели. Либретто было написано самим композитором по народной легенде и повести Генриха Гейне «Мемуары господина фон Шнабелевопского». По сюжету капитан корабля «Летучий голландец» уже 7 лет скитается по морям. Однажды он сильно оскорбил небеса и с тех пор обречен на бессмертие. Вновь стать смертным он сможет, только если найдет беззаветно преданную ему женщину. На своем пути Голландец встречает норвежского капитана Даланда, который, увидев богатства скитальца, готов отдать за него свою дочь Сенту. Девушка уже давно влюблена в романтическую историю Голландца и согласна выйти за него, однако ее жених Эрик не хочет отпускать невесту, давшую ему клятву любви…
«Для меня главная идея оперы заключается в том, что человек может быть очень близок к цели, но по своему неверию и малодушию, какой-то глубокой закомплексованности он в одночасье теряет то самое сокровенное, чем мог бы обладать. Вторая мысль — если ты встретил свою любовь и всей душой любишь этого человека, то ты не можешь не верить ему, какое-то недоразумение не может сбить тебя с толку, отравить твою любовь. Это стоит очень дорого и в конечном счете — жизни… Самое главное — это терпение, доверие и любовь», — считает Сладковский.
Для концертного исполнения шедевра Вагнера были приглашены довольно искушенные певцы
«ЛЮБОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕМЕЦКОГО КОМПОЗИТОРА — ЭТО НОВАЯ СТУПЕНЬ В РАЗВИТИИ АРТИСТА»
Для концертного исполнения шедевра Вагнера были приглашены довольно искушенные певцы — опытнейший немец Альберт Домен (Голландец), солист московского театра «Геликон-опера» Дмитрий Скориков (Даланд), меццо-сопрано Большого театра Евгения Сегенюк (Мария, кормилица Сенты), солисты Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Мурадымова (Сента) и Кирилл Матвеев (Рулевой), солист Латвийской национальной оперы Артем Сафронов (Эрик). Собрала эту команду кастинг-директор проекта, продюсер Елена Харакидзян.
Домен специализируется на вагнеровском репертуаре уже более 30 лет. «Ты не можешь начать свою карьеру оперного певца сразу с вагнеровских партий — голос должен достичь определенного уровня, — сказал вокалист корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Одно из золотых правил для любого певца Вагнера — у тебя должно быть как минимум 10 лет опыта в опере, чтобы ты начал исполнять эти невероятно крупные партии. Иначе ты потеряешь голос. Кроме того, в операх Вагнера есть такие партии, как Голландец и Вотан (персонаж тетралогии „Кольцо нибелунгов“ — прим. ред.), которые предназначены для баса-баритона, то есть в них есть как очень высокие, так и очень низкие ноты. Молодые певцы не способны на такое исполнение. Так что требуется много опыта и тренировок, чтобы справиться с этим очень особенным репертуаром. У вас должен быть очень крепкий голос — бас с возможностью взять высокие ноты баритона. Но нельзя петь этот репертуар как баритон, пытаясь взять низкие ноты, потому что тесситура здесь для басового голоса».
«Петь Вагнера — это челлендж для любого певца, — соглашается с коллегой Сафронов. — Но если ты с ним справляешься, то происходит огромный рост тебя как профессионала и музыканта. Когда есть возможность работать на таком высоком уровне, это открывает практически безграничные возможности. К Вагнеру нужно подходить очень осторожно, умно, и каждая новая опера — это новая ступень твоего развития. Дай бог, данный список будет расти и наш профессионализм станет приближаться к профессионализму Альберта Домена. Возможность работать с такими профессионалами дает большой толчок и шанс вырасти». Матвеев добавляет, что немецкая музыка требует от вокалистов особого подхода: «Совершенно по-другому нужно петь, произносить слова. Этого нет ни в итальянской, ни в русской музыке, нигде. Поэтому, конечно, любое произведение немецкого композитора — новая ступень в развитии вокалиста и артиста».
«К Вагнеру нужно подходить очень осторожно, умно, и каждая новая опера — это новая ступень твоего развития. Дай бог, данный список будет расти и наш профессионализм станет приближаться к профессионализму Альберта Домена»
«ИСПОЛНЕНИЕ ОПЕР ОБОГАЩАЕТ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»
6 марта солисты, академический большой хор «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича и ГСО РТ со Сладковским провели открытую репетицию — генеральный прогон оперы, а через день зрители увидели концертное исполнение во всем блеске. «„Летучий голландец“ — опера не статичная, а очень текучая в музыкальном смысле. Это материал, за которым не устаешь следовать. На мой взгляд, нет тяжелых или легких опер, есть просто хорошее исполнение или не очень. Если оно хорошее, то любая гениальная опера, даже кажущаяся тяжелой, будет слушаться на одном дыхании», — считает Сладковский.
По мнению Мурадымовой, концертное исполнение оперы сложнее для вокалистов, чем традиционная постановка: «Певцам нужно, стоя на месте в концертном платье, полностью сыграть эту оперу, передать все эмоции и накал страстей, без декораций и какой-то другой сценической помощи. Все опирается исключительно на внутреннюю работу». Сегенюк же считает, что все певцы, занятые в этом проекте, замечательно владеют мастерством воспроизводить интонацию чувства. «Какой бы образ ни воплощался, даже в концертном исполнении, все равно все великолепно это воспроизводят, доносят и чувствуют», — подчеркнула вокалистка.
И это действительно было так — отсутствие декораций не помешало певцам и оркестру воссоздать на сцене масштабное полотно вагнеровской оперы. В первом отделении прозвучали увертюра и первое действие оперы, в ходе которого Голландец и Даланд с рулевым оказались на противоположных хоровых балконах ГБКЗ, что прекрасно подчеркнуло как контраст героев, так и позволило сразу настроить зрителей на романтическую волну повествования. Оркестр Сладковского настолько умело владел сложной партитурой, что с трудом верилось в премьерное исполнение оперы. Как с технической, так и с эмоциональной точки зрения музыканты были безупречны, выкладываясь на все 100%.
Как и обещал, маэстро расставил необходимые смысловые акценты, и это чувствовалось в осознанности исполнения, трепетном и чутком отношении каждого оркестранта к произведению. Сладковский в очередной раз доказал, что его оркестру по плечу и исполнение опер — он по-настоящему слышит и чувствует певцов и понимает специфику музыкального театра.
«У вас чудесный маэстро, в нем столько силы и интуитивного понимания этой музыки! У оркестра очень-очень высокий уровень», — отметил Домен. Он рассказал, что провел буквально одну репетицию с оркестром, но этого вполне хватило, ведь за его плечами — многолетний опыт исполнения «Летучего голландца». «У музыкантов есть неписаное правило — доверять друг другу. Когда вы полагаетесь друг на друга, это доверие рождает великую музыку. Можно репетировать сколько угодно, но концерт — это всегда очень особенный момент, многое может измениться. И хорошие музыканты должны быть гибкими, потому что каждый день не похож на другой. Я знаю, что сегодня мы работаем с симфоническим оркестром, который не играет оперу на постоянной основе, но они проделали очень серьезную работу. Исполнение опер обогащает симфонический оркестр, так же как и исполнение симфоний — оперный», — считает певец.
«Маэстро Сладковский — очень талантливый и энергичный, всегда заряжает своей безумной энергией. Петь Вагнера — очень сложно, и для меня весьма радостно, что я наконец-то дошла до определенного уровня»
«Я ИСПЫТАЛА ОГРОМНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ»
Во втором отделении прозвучали второе и третье действие оперы, в котором блистала сопрано Мурадымова и показал себя как прекрасный эмоциональный артист Сафронов. «Я участвовала в нескольких проектах маэстро в Казани, и всегда они сопровождались радостными впечатлениями. Маэстро Сладковский — очень талантливый и энергичный, всегда заряжает своей безумной энергией. Петь Вагнера — очень сложно, и для меня весьма радостно, что я наконец-то дошла до определенного уровня. Каждая опера Вагнера — это открытие новой страницы в твоей жизни. Моей первой оперой был „Тангейзер“, тоже потрясающая работа. Мне очень близка эта музыка», — поделилась с «БИЗНЕС Online» исполнительница партии Сенты.
Для Матвеева в работе с ГСО РТ и его руководителем оказалось важным отсутствие нервотрепки и нервозности. Скориков добавил, что Александр Витальевич очень профессионально подходит к художественному процессу: «От этого непередаваемые ощущения. Даже если ты в этом не участвуешь, то с большим удовольствием смотришь со стороны. А если ты к этому еще и причастен, то получаешь двойное удовольствие. Нам было очень приятно приехать сюда и поработать с ним. Оркестр просто прекрасен».
Сегенюк работала с ГСО РТ впервые. «Я испытала огромное творческое счастье, — рассказала она. — Это очень ценно, потому что бывает не так часто. Все играется с такой любовью, с такой самоотдачей и уважением к Вагнеру и этой музыке, что я снимаю шляпу перед коллективом и маэстро. Для меня это огромное счастье, что я познакомилась с ними. Тем более мне есть с чем сравнить — „Летучий голландец“ не первый раз встречается на моем творческом пути. Была проделана просто великолепная работа. Мои самые наилучшие пожелания и коллективу, и руководителю. Очень здорово было поработать с такими певцами и артистами». Она добавила, что «Голландец» — одна из тех опер, которые хочется слушать от начала до конца.
В отличие от Сегенюк, Сафронов выступал с оркестром Сладковского уже третий раз. «И каждый раз это высочайший уровень и профессионализм на мировом уровне. Исполнять такую сложную партитуру в таком звучащем зале, с таким оркестром и дирижером — одно удовольствие», — признался исполнитель партии Эрика.
Удивительно эмоционален был финал оперы, в котором образы Голландца и Сенты поднялись в небо на глазах изумленных очевидцев. Домен вновь оказался на балконе, но уже на другом и в сопровождении Мурадымовой, что подчеркнуло искупление его грехов и романтически светлый конец легенды. «Несмотря на нелетную погоду, Голландец взлетел на глазах у до отказа заполненного БКЗ им. Сайдашева», — говорится в подписи к посту о концерте оперного агентства Apriori Arts.
Сегодня оркестр Сладковского исполнит «Летучего голландца» в концертном зале им. Чайковского на втором концерте абонемента №18 — собственного абонемента ГСО РТ в Московской филармонии. Онлайн-трансляция концерта доступна для зарегистрированных пользователей на сайте Московской филармонии. Концерт будет записываться одним из самых знаменитых мировых музыкальных каналов — французским Mezzo.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.