Партия тюльпанов, заказанная к 8 Марта, пришла с плесенью. Из партии в 20 млн тюльпанов 20–30% брака Фото предоставлено April cash & carry

«нам показали отобранные двухнедельные цветы — старые и гнилые. Часть клиентов покупали и такое»

С производителем и поставщиком цветов — люберецким ООО «ТД „Цветком“» — владельцы казанской компании April cash & carry познакомились на цветочной выставке в Москве. Фирма произвела благоприятное впечатление, да и партнеры казанцев хвалили люберцев, поэтому республиканские оптовики решили закупить у них партию товара. «У нас есть и свои теплицы, где мы выращиваем цветы, кроме того, выкупаем растения у республиканских производителей, но в этот раз решили взять одну партию на пробу», — пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Айрат Сайфутдинов, один из основателей April cash & carry. По его словам, ООО «ТД „Цветком“», которое выращивает цветы в Подмосковье, в этом году решило снять сразу два урожая к распродаже 8 Марта. «В итоге первый урожай получился бракованный, слишком рано срезанные цветы заплесневели, — добавил Сайфутдинов. — Из партии в 20 миллионов тюльпанов 20–30 процентов брака. Но мы выяснили это слишком поздно».

Предприниматель рассказал, что договор с его фирмой был заключен на поставку 540 тыс. тюльпанов более чем за 11 млн рублей. 80% от этой суммы продавец получил в качестве задатка еще в январе 2020 года, а остаток ему перечислили в конце февраля. «Когда наш представитель 23 февраля прибыл для отбора продукта, он сделал заключение, что цветок плохой, — заметил Сайфутдинов. — Я приехал сам, нам показали отобранные для нас двухнедельные цветы — старые и гнилые. Для тех, кто не смотрит, что берет. Часть клиентов покупали и такое, но мы все забраковали».


По словам собеседника издания, для доставки в Татарстан всей партии тюльпанов понадобились бы две многотоннажные фуры и один грузовик-пятитонник. «Первую фуру мы загрузили свежими цветами, которые сами отобрали, но приехавший на следующий день под загрузку автомобиль был заполнен только наполовину, — рассказывает Сайфутдинов. — Половину отобранных цветов они кому-то отдали, до сих пор машина не отгружена. Нас сначала несколько дней кормили обещаниями, а потом охранники „Цветком“ попытались меня выгнать с территории. У меня все договоры, доверенности на руках, но они не исполнялись, а директор не выходил на связь, и тогда мы написали заявление в московскую полицию. Полицейские приехали и взяли объяснение у директора».


По подсчетам Сайфутдинова, April cash & carry не поставили около 200 тыс. тюльпанов на сумму более 4 млн рублей. В том же положении оказался еще один крупный казанский оптовик, но названия фирмы и размера закупленной у «Цветкома» партии один из основателей April cash & carry не называет. «Мы осведомлены, что очень много таких же клиентов, как мы, только я знаю около 20 фирм, они готовят коллективные иски, — отметил он. — Им отгрузили плохой товар или не отгрузили его совсем. Это похоже на мошенничество». Однако надежды на возврат денег или поставку качественных цветов предприниматель не теряет. «Могут еще сегодня отгрузить, наша машина сейчас там ждет, до 8 Марта еще три дня, успеем реализовать, — полагает бизнесмен. — В любом случае наши клиенты не пострадают. У нас есть еще 5–6 крупных поставщиков, мы закупили у них товар для избежания таких ситуаций, а к этой истории подключили юристов, они собирают материал, готовят иски на случай, если „Цветком“ не рассчитается». 

По данным интернет-сервиса «Контур.Фокус», Сайфутдинов — директор и участник нескольких компаний, входящих в орбиту April cash & carry: ООО «Франчайзинг Апрель», ООО «Доставка букетов», ООО «Родные края ОПТ», ООО «Апрель Декор» и ООО «Драйв». Основной партнер Сайфутдинова — Ромик Палян, на сайте April cash & carry он представлен как основатель цветочного центра. Вместе с ними в составе учредителей пары компаний фигурируют некая Лиля Хасанова, а также Ильдар Тимербаев и Валерий Андреев. Судя по информации на сайте предприятия, у цветочного центра есть свои склады в Казани и Нижнем Новгороде, а также запущена франшиза по цветочному бизнесу, обещающая от 1 млн рублей ежемесячно. В целом основная сфера деятельности организации — оптовая продажа цветов, горшечных растений и других сопутствующих товаров.

Договор был заключен на поставку 540 тыс. тюльпанов более чем за 11 млн рублей. 80% от этой суммы продавец получил в качестве задатка в январе, а остаток перечислили в конце февраля Фото предоставлено April cash & carry

цветочная плантация владимира панина 

Компания, у которой так неудачно закупался казанский April cash & carry, действительно зарегистрирована в Подмосковье. По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Цветочный комбинат» («Цветком») полностью принадлежит Владимиру Панину. Судя по открытым данным, это его основной бизнес, хотя в прошлом были и другие попытки открыть цветочные предприятия — за бизнесменом числилось несколько разных тепличных баз по выращиванию цветов. В 2018 году выручка «Цветкома» составила почти 450 млн рублей, фирма закрыла год с небольшим убытком. В ноябре 2019-го организация засветилась в деле о банкротстве, которое так ничем не завершилось. Компания не раз выступала ответчиком в арбитражных спорах на общую сумму претензий в 89 млн рублей. В основном споры оборачивались не в пользу «Цветкома». За Паниным закреплено несколько торговых знаков, в том числе «ПанинПлантс» — под таким девизом представлен сайт «Цветкома» и связанного с ним одноименного торгового дома. Сам Панин там представлен как председатель совета директоров группы компаний «Цветком».

Корреспондент «БИЗНЕС Online» позвонил в «Цветком» по указанным на сайте номерам с просьбой прокомментировать возникшую ситуацию. Журналист смог дозвониться до бухгалтерии и оптового отдела, но комментариев там получить не удалось: сотрудники рекомендовали обратиться к руководству компании. До приемной дозвониться также не получилось — телефон был недоступен, как и другие представленные на сайте контакты. 

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Панин представил другую точку зрения на произошедший инцидент. «Действительно, мы поставили им 320 тысяч классных свежих тюльпанов, которые срезали за два часа до этого, но последняя поставка наложилась на проблемы с электричеством, которые затянулись на два дня, заказы наложились один на другой, и мы предложили компании April cash & carry подписать отказ от партии с возвращением денег. Вчера подготовили для них новые тюльпаны, пригласили клиента. Но он необоснованно отказался и от денег, и от тюльпанов, хотя сам пригласил представителя Торгово-промышленной палаты для экспертизы, после чего подтвердилось, что тюльпан хорошего качества. Они все равно отказались от поставки».

Закупочная цена тюльпанов у оптовиков составляет от 20 до 25 рублей за штуку, а в рознице они стоят уже 60–70 рублей Фото предоставлено April Cash & Carry

«8 МАРТА — ЭТО КАК НОВЫЙ ЦВЕТОЧНЫЙ ГОД»

Владелец сети цветочных магазинов «Четыре сезона» Руслан Мирзахметов подчеркнул в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что описанный случай не уникальный для рынка. «Каждый год такое бывает, а тюльпаны — цветы весны, они в нашем бизнесе 50 процентов восьмимартовской выручки делают», — объяснил Мирзахметов. По словам собеседника издания, по принятой у участников этого рынка модели взаимодействия с оптовиками никто не оплачивает заранее целиком всю стоимость партии. «Нашим оптовикам мы выплачиваем аванс в 30 процентов до того, как они отгрузили продукцию, а оставшиеся 70 процентов — после, — разъяснил Мирзахметов. — Если же поставщик прислал плохой товар, я не буду за него платить, пусть привозит качественный».

По словам предпринимателя, закупочная цена тюльпанов у оптовиков составляет от 20 до 25 рублей за штуку, а в рознице они стоят уже 60–70 рублей. «Возможно, он просто договорился с неблагонадежным поставщиком, который предложил ему цену ниже? — предполагает Мирзахметов. — Судя по фото тюльпанов, это и правда ранний срез, он начал гнить».

Директор цветочной мастерской «Дари» Тимур Шайхутдинов признает, что в цветочном бизнесе бывают разные ситуации. «Нам на 8 Марта, например, хотели отправить один цветок пораньше, но он бы умер к празднику. И мы попросили заранее не отправлять. Ошибки бывают, но так, чтобы получить цветы с плесенью и в таких масштабах, у нас не было», — говорит он. По его словам, партия в 500 тыс. тюльпанов — это очень большой объем.

Рассуждая о состоянии рынка, Шайхутдинов говорит, что сейчас такое время, когда очень много крупных цветочных магазинов стоит на продаже. «Поэтому, как мне кажется, сложно и цветочным магазинам, и оптовым базам. Базы, бывает, сталкиваются еще и с тем, что магазины не могут вовремя им заплатить за цветы, — рассказал собеседник. — Во флористических кругах ходят слухи, что у игроков рынка не все так гладко, но я надеюсь, что это не так».

Шеф-флорист цветочного салона «Астра Декор» Юлия Гудкова указывает, что описанные инциденты происходят в результате неправильной транспортировки растений. «Садовники просто не относятся к этому должным образом», — подчеркнула она. Гудкова объяснила, что обычно после предъявления претензии добросовестный поставщик списывает некачественный товар. Для самих поставщиков, конечно, подобное остается огромной проблемой, потому что в случае продажи некачественного товара они зарекомендуют себя на год вперед не с лучшей стороны. «8 Марта — это как Новый цветочный год, и с плохим поставщиком никто не захочет работать, — говорит эксперт. — Те, кто желает сохранить свою репутацию, конечно, заплесневелые цветы продавать не будут».