Татары Екатеринбурга ищут режиссера для Уральского татаро-башкирского театра. Открытие театра планируется в этом году.
«Несколько десятилетий в Свердловске и Екатеринбурге не существует национального татаро-башкирского театра. Только изредка к нам приезжают с гастролями. Но это несправедливо, так как, согласно переписи населения 2010 года, в Екатеринбурге проживают около 70 тысяч татар и башкир, а в Свердловской области — более 200 тысяч. Урал — это родина предков татар и башкир, являющихся коренным населением региона. На протяжении веков здесь жили и работали десятки, сотни тысяч соплеменников. Они развивали не только экономику, промышленность и различные ремесла, но и культуру», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» общественный деятель, член рабочей группы по восстановлению дома Миллера Ильдар Хабибуллин.
«Высшей точкой развития татаро-башкирской культуры в конце XIX века стало образование в стране национальных театров. Они открывались и в Москве, и в Казани, и здесь у нас, на Урале, — в Екатеринбурге. После революции, в 1919 году, на улице Шейнкмана, 18 был образован первый народный татаро-башкирский театр „Очаг Урала“. Сейчас здание реставрируют под культурно-просветительский центр и презентуют проект на разных площадках. Театр имел огромный успех не только на Среднем Урале, но и в Поволжье и Пермском крае. Здесь ставились замечательные пьесы татарских авторов Гаяза Исхаки, Карима Тинчурина и Шарифа Камала, а также русская классика Николая Гоголя, Александра Островского и даже произведения Мольера», — отметил он.
По мнению одного из инициаторов проекта, предпринимателя и мецената Олега Хабибуллина, из-за засилья безвкусных фильмов и сериалов на телевидении и в кино к национальному театру сегодня должен возникнуть неподдельный интерес. «Причем не только местное татаро-башкирское, даже русскоязычное население региона с удовольствием высказывается за открытие татаро-башкирского театра в Свердловской области», — отметил он.
Наши неравнодушные земляки при поддержке постпредства Татарстана в Свердловской области приняли решение о восстановлении театра. Деньги на его открытие уже собраны. Площадка обсуждается. Необходимо выбрать ключевого для любого театра человека — главного режиссера. От того, кто им будет, в большой степени зависит судьба этого начинания. Кандидатом должен быть специалист с театральным образованием и опытом работы в постановке спектаклей. Вторым этапом будет объявлен набор актеров.
Напомним, в этом году в Екатеринбурге начали восстановление дореволюционного здания, где в советское время располагался татаро-башкирский театр. Особняк статского советника Федора Миллера был построен в 1855 году архитектором Александром Падучевым. Это был каменный двухэтажный дом с флигелем, службами и баней. После Великой Отечественной войны и перестройки особняк Миллера был бесхозным и пришел в упадок. В 2018 году был подготовлен и согласован проект реставрации. До конца 2019-го должен быть окончен первый этап работ — консервация для исключения дальнейшего разрушения. Здание носило светский характер, однако в нем была и молельная комната — для этого татарами и башкирами даже был пристроен михраб.
«Особняк Миллера — это рабочее название проекта восстановления архитектурного облика объекта культурного наследия и приспособления под креативное пространство татарской и мусульманской культуры с театром, кафе, музеем, коворкингом, открытой площадкой для мероприятий и выставок. Концепция и наполнение объекта продолжают разрабатываться», — пояснил Хабибуллин.
Кроме восстановления здания, местные татары хотят возродить Татарскую слободу Екатеринбурга и открыть экскурсионный маршрут «Татарская слобода», который будет включать в себя особняки купцов Агафуровых и одноименный сквер в этом квартале. В памятнике архитектуры, особняке купцов Агафуровых, сегодня находится полномочное представительство Татарстана в Свердловской области.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.