Железнодорожное машиностроение переживает подъем производства. Почему такие успехи вызывают беспокойство участников рынка, рассказывает Ричард Султанов — один из ведущих экспертов в области грузовых перевозок. В его послужном списке — должность руководителя отдела стратегического развития «Первой Грузовой Компании» и работа в топ-менеджменте крупнейшей частной лизинговой компании Brunswick Rail.

Ажиотаж в отечественном вагоностроении

Российское вагоностроение в прошлом году вышло на рекордные мощности. Совокупный объем выпуска грузовых вагонов составил 79,6 тыс. единиц, что на 15,8% больше, чем показатели 2018 года. Такого роста отрасль не переживала со времен СССР.

Ричард Султанов связывает успехи вагоностроительной отрасли с масштабным списанием подвижного состава, которое проходило в 2015-2016 годах. Из-за запрета на продление срока службы вагонов было списано целых 250 тыс. единиц.

Благодаря списаниям появился внушительный спрос на новый подвижной состав. Дополнительным стимулом послужил рост арендной ставки — в 2019 году она составила почти 2000 рублей в сутки, что в пять раз больше цифр 2015 года. Обновление парка стало экономически выгодным для игроков рынка.

«В прошедшие два года производители не успевали выполнять заказы, наблюдался ажиотаж. Но не все так гладко в отрасли. Результаты прошлого года не совсем точно отображают ситуацию на рынке», — считает Ричард Султанов.

Впереди — кризис перепроизводства?

По мнению Ричарда Султанова, опасность заключается в том, что между заказом и производством существует относительно большой временной интервал. «Это погоня за прибылью. Но на момент передачи готовых вагонов ситуация на рынке может существенно измениться», — высказывает свои опасения эксперт.

Подъем в вагоностроении проходит на фоне негативных тенденций в отрасли. Итоги 2019 года показали уменьшение общего объема перевозок РЖД практически на 1%, а результаты января продемонстрировали падение уже на 5%. Снижение арендной ставки наблюдается со второй половины прошлого года, что вызывает беспокойство крупных игроков на рынке.

«Было произведено столько вагонов, что теперь рынок, возможно, ожидает не только значительное падение объема производства вагонов, но и профицит парка», — прогнозирует Ричард Султанов.

Эксперт называет данную особенность отрасли цикличной. Ситуация отчасти напоминает 2012 год, когда повышенный спрос на вагоны привел к серьезному кризису перепроизводства и рекордному снижению ставок аренды. Ричард Султанов полагает, что текущий год станет вызовом для участников рынка грузовых перевозок.