Машиностроительный кластер РТ сегодня отчитался об итогах прошлого года Машиностроительный кластер РТ сегодня отчитался об итогах прошлого года

«Немного снизились показатели по КАМАЗу, Ford свернул производство»

В челнинский филиал IT-парка, помимо компаний из Татарстана, пожаловал бизнес из Москвы, Екатеринбурга, Калуги, Кемеровской области и других регионов. Принимать отчет кластера приехала руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, которая по совместительству председательствует в наблюдательном совете машкластера.

«Год у республики был неплохой, но и непростой. В общем объеме промышленного производства машиностроение у нас по итогам 2019-го занимает 19,1 процента. Общий объем отгрузки за прошлый год составил 549,9 миллиарда рублей. Индекс промышленного производства в отрасли отмечается на уровне 99,5 процента. Это, конечно, для ИПП не лучшие показатели, нам есть над чем работать», — заявила она, указав, что причины такого положения в общеэкономической ситуации, а также в торговых ограничениях, с которыми столкнулась Россия. Цифры дополнил и руководитель отдела машиностроительного комплекса минпромторга РТ Иван Колчин. Сейчас в Татарстане работает порядка 3 тыс. машиностроительных предприятий, на них трудятся около 120 тыс. человек.

Талия Минуллина: «В общем объеме промышленного производства машиностроение у нас по итогам 2019 года занимает 19,1 процент. Общий объем отгрузки за прошлый год составил 549,9 миллиарда рублей» Талия Минуллина: «В общем объеме промышленного производства машиностроение у нас по итогам 2019-го занимает 19,1 процента. Общий объем отгрузки за прошлый год составил 549,9 миллиарда рублей»

«Основное падение пришлось на автомобильный сектор. Немного снизились показатели по КАМАЗу, Ford свернул производство, оставив только Transit. Но в целом, если не брать в расчет только автомобилестроение, у нас рост по машиностроительному кластеру», — пояснил он. Минуллина же заметила, что не все республиканские предприятия отрасли сейчас состоят в машкластере. «Может быть, надо поработать над тем, чтобы другие крупные организации тоже стали членами кластера, потому что мы в Татарстане трудимся единым порывом», — добавила руководитель АИРа.

Говоря о работе машиностроительного кластера, она отчитала те комитеты, которые никак себя не проявили. Всего же их 16. «Не все они активны, к сожалению. Есть те, которым надо подтянуться. Это комитет по сельскохозяйственному оборудованию. Ему нужно активность потихоньку поднимать. Есть комитеты, которые совсем плохо работали, потому мы сегодня, я думаю, их ликвидируем. Помилуем и отпустим с Богом», — заключила Минуллина.

Основной отчет зачитал председатель правления машкластера Сергей Майоров. В 2018 году в организации состояли 138 членов, а в 2019-м вступили еще 22. Итого сейчас в машкластере РТ 160 компаний. За год расширилась и география членства — к 11 регионам страны добавились Кемеровская область и Мордовия. «Это говорит о том, что интерес к членам кластера и в целом к Республике Татарстан растет. Чтобы вступить в кластер из других субъектов, я не знаю, что нужно сделать. Сами приходят, сами просятся. Нас это очень радует, потому что многие из таких предприятий начинают приземляться в РТ со своими проектами», — поделился он.

Иван Колчин: «Немного снизились показатели по КАМАЗу, Ford свернул производство, оставив только Transit. Но в целом, если не брать в расчет только автомобилестроение, то у нас рост по машиностроителньому кластеру» Иван Колчин: «Немного снизились показатели по КАМАЗу, Ford свернул производство, оставив только Transit. Но в целом, если не брать в расчет только автомобилестроение, у нас рост по машиностроительному кластеру»

ВЕЗДЕХОД, ПРОТЕСТИРОВАННЫЙ МИННИХАНОВЫМ

Отчитываясь о продвижении товаров и услуг членов кластера, председатель подсчитал, что организация за 2019 год провела три бизнес-миссии, поучаствовала в 21 форуме и выставке, провела один день поставщика и подписала 52 соглашения о сотрудничестве. На территории Татарстана машкластер принял 18 делегаций за год с гостями из 6 стран и 8 регионов РФ.

«Что касается государственной поддержки кластеров на федеральном уровне, здесь у нас достаточно печальная история», — перешел к негативу Майоров. По его словам, в феврале прекратила действие последняя меря поддержки именно членов кластера. Сейчас они рассчитывают на новые меры, связанные с субсидированием, налоговыми преференциями и поставкой продукции органам власти и госкорпорациям на специальных условиях. Но это все было задумано еще до отставки кабмина страны. «Чувствуем, что в связи со сменой правительства данный процесс приостановлен», — подытожил Майоров.

Минуллина на это заметила, что действительно в какой-то момент кластерное развитие потеряло приоритетный статус. «Но сейчас большие перемены на федеральном уровне, мы с вами видим, что практически каждый день идут назначения на разных уровнях», — с надеждой заявила чиновница, добавив, что членам кластера ничто не мешает получать поддержку от фонда развития моногородов, фонда развития промышленности и др.

Сергей Майоров: «Это говорит о том, что интерес к членам кластера и в целом к республике Татарстан растет. Чтобы вступить в кластер из других субъектов, я не знаю, что нужно сделать. Сами приходят, сами просятся» Сергей Майоров: «Это говорит о том, что интерес к членам кластера и в целом к Республике Татарстан растет. Чтобы вступить в кластер из других субъектов, я не знаю, что нужно сделать. Сами приходят, сами просятся»

С докладом об одной из мер поддержки выступила замминистра труда, занятости и соцзащиты РТ Клара Тазетдинова. Она рассказала, как бизнес может переобучить сотрудников на деньги нацпроекта, связанного с повышением производительности труда. В частности, на учебу можно отправить сотрудников старше 50 лет, матерей в декрете, а также работников, специальности которых включены в список нацпроекта. Под эти цели Татарстан получил 217 млн рублей на год. Напомнила Тазетдинова и об острой нехватке кадров в РТ, из-за которой республика просела в рейтинге инвестиционной привлекательности с точки зрения доступности трудовых ресурсов. «Обычно считается, что все хорошо в экономике, когда низкий уровень безработицы. А нам снимают баллы за низкую инвестиционную привлекательность. Это, конечно, очень интересно», — прокомментировала Минуллина.

После к микрофону выходили директора компаний – членов машиностроительного кластера, отчитывались об итогах года. Например, о своих вездеходах рассказал гендиректор УК «Ком» Роман Маньковский. Она занимается созданием электромеханических гибридных трансмиссий для вездеходного транспорта и самих вездеходов. Один из них недавно уже протестировал президент РТ. «Это впечатляющие результаты, продукция, которую вы начали производить на территории Татарстана, — она конкурентоспособна и интересна. Рустам Нургалиевич ездил, тестировал вездеход и остался доволен», — заверила Минуллина.

Евгений Коган: «Если 10 процентов машиностроиетльных компаний проведут оценку своих нематериальных активов, то, очень скромно, региональный валовый продукт может быть увеличен где-нибудь на один триллион рублей» Евгений Коган: «Если 10 процентов машиностроительных компаний проведет оценку своих нематериальных активов, то — очень скромно — региональный валовой продукт может быть увеличен где-нибудь на 1 триллион рублей»

КРАСИВАЯ ГРУДЬ И ДРУГИЕ способы ЗАЩИТЫ БИЗНЕСА

О феноменальных перспективах патентной системы рассказал директор компании «Кора Универсал» Евгений Коган. «У нас 3 тысячи машиностроительных компаний в Татарстане. Если 10 процентов из них проведет оценку своих нематериальных активов, то — очень скромно — региональный валовой продукт может быть увеличен где-нибудь на 1 триллион рублей, — заявил он. — Это полезно и для республики, и для вас». Но есть и проблемы в данной отрасли — в Татарстане нехватка патентоведов.

Пожаловался на сложности в сотрудничестве с республиканскими компаниями бизнесмен из Калуги — директор фирмы «Бонус-Кама» Михаил Макарович. Она, по его словам, занимается экологическим машиностроением и производит «оборудование для того, чтобы наш мир стал чище». «Реализацию проекта на территории Татарстана мы начали давно, все его пытаемся осуществить и, пока тут занимались, уже в других пяти местах сделали, — рассказал гость. — Но мы не потеряли оптимизма, и во втором квартале этого года в Менделеевске будет запущено наше предприятие „Бонус-Кама“ на полную мощность».

Еще толика критики прозвучала от бизнеса из Екатеринбурга. «Наша задача — спасти машиностроительные предприятия России и Татарстана в частности от технологической отсталости, которая ведет к их исчезновению с рынка», — заявил гендиректор компании «ПЛМ Урал» Владимир Жураховский. Поставленную задачу она, по его словам, решает при помощи цифровизации, информатизации и внедрения компьютерных технологий в труд инженеров. Услуги фирмы, по словам докладчика, позволяют предотвратить брак. Говоря о негативных примерах, он упомянул Sukhoi Superjet. «Не проанализировали условия его эксплуатации, еще несколько моментов — и в результате мы имеем вот…» — не стал конкретизировать Жураховский.

Досталось от него и автогиганту. «Спроектировали на КАМАЗе новый мост, теоретически посчитали — оказалось все хорошо. Поставили на стенд — мост ломается. Только после того как мы проанализировали процессы технологические и те дефекты напряжения, которые там зарождаются, и изменили технологию, этот мост был переделан, поставлен на стенд и сломался уже после 400 тысяч цифр испытательных», — рассказал инженер.

Минуллина не смогла оставить такие вызовы без комментариев: «Я своей красивой грудью все-таки встану на защиту наших предприятий. Вы их как-то сейчас по цифровизации не очень красиво охарактеризовали. Это не совсем правильно, все-таки президент Татарстана, я напомню, у нас председатель ассоциации инновационных регионов России, и Татарстан задает тон инновациям в нашей стране. В том числе это касается процессов цифровизации, автоматизации на предприятиях нашей республики, включая машиностроительный кластер».

После корреспонденты «БИЗНЕС Online» пообщались с бизнесменами, чтобы узнать, хватает ли им субсидий и льготных кредитов от различных фондов поддержки и что в общем-то им дает членство в кластере. Директор резидента менделеевского ТОСЭРа ПКФ «Инстромет» Михаил Павликов пожаловался на сложность в получении льготных кредитов. «За помощью обращаемся, но получаем тяжело. Очень много, на мой взгляд, ненужных требований, вопросов, бумаг. Пока это все составляешь, потом что-то там у тебя не попадает. Вот конкретно с корпорацией МСП занимались-занимались, заявлялись на 30 миллионов, а получили 3. Бумаг море. Потом каждый месяц отчитывайся — еще море бумаг, — посетовал он. — Никто не хочет ехать конкретно на производство, смотреть на бизнес, его как-то оценивать и принимать решения. Почему-то все только в бумаги смотрят, а не на реальный бизнес».

Минуллина не смогла оставить вызовы без комментариев: «Я своей красивой грудью все-таки встану на защиту наших предприятий» Минуллина не смогла оставить вызовы без комментариев: «Я своей красивой грудью все-таки встану на защиту наших предприятий»

Более позитивный опыт у другого члена машкластера — директора нижнекамской компании «КЭР-Холдинг» Андрея Мельникова. «Получили займ фонда развития промышленности на 398 миллионов рублей под 1 процент благодаря поддержке машиностроительного кластера. Как раз мы сейчас закупаем оборудование. Большое дело. Его было не так просто получить, огромная работа, мы занимались этим около 8 месяцев», — рассказал он.

Компания «Питон Кама», которая производит кабели, вступила в кластер пару месяцев назад. «Это совершенно сознательный выбор для того, чтобы активнее продвигаться. Пример по аналогии с авиационной промышленностью можно привести. У нас появился Sukhoi Superjet, МС-21, еще ряд самолетов. В Америке то же самое было — множество марок, но все сдохли, остался один Boeing. То же касается и нашей электротехнической области — будет все укрупняться. Это мой прогноз. Потому нам в рамках кластера станет легче, — считает директор компании Андрей Семкин. — В кооперации легче. Мы сейчас все небольшие и маленькие, а должны стать крупными. В условиях мировой конкуренции мы проигрываем всем: европейцам, китайцам, индийцам».