В Казанском ТЮЗе состоялась долгожданная премьера «Зимней сказки для взрослых» В Казанском ТЮЗе состоялась долгожданная премьера «Зимней сказки для взрослых» Фото: Рамис Назмиев

«ГУБАРЕВ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕМ ЖЕ ШУКШИНЫМ, ТОЛЬКО В КАРТИНАХ»

Мода на 90-е добралась и до Казанского ТЮЗа — недаром эти годы были наиболее плодотворными и успешными в истории театра (именно в 1996-м «Буря» Бориса Цейтлина завоевала «Золотую маску»). «Зимняя сказка для взрослых» по мотивам картин художника-наивиста Валентина Губарева давно ожидалась как постановка, которая выведет на авансцену возрастных актеров театра, потому что в спектаклях экс-главного режиссера Туфана Имамутдинова они появлялись не так часто — на афишах громких премьер чаще можно было видеть лица молодежи. И теперь такие талантливые артисты, как Елена Ненашева, Нина Калаганова, Вячеслав Казанцев и многие другие (всего в постановке заняты 20 человек из труппы), получили возможность сыграть весьма характерные роли в основательных по продолжительности сценах.

«Изначально я думал сделать Шукшина, но шукшинские рассказы до такой степени затертые… И я подумал, что Губарев — тот же Шукшин, только в картинах. И еще он, наверное, певец именно не шестидесятников, как в рассказах Шукшина, а 90-х — того переломного времени, когда мы из одного мира переходили в другой. И как этот мир ломал и изменял людей… 1990-е — это, наверное, последняя эпоха русского, может быть, советского человека. Вот эта доброта, какая-то открытость… Теперь я больше вижу людей, повернутых на успех, на какую-то финансовую прибыль. Не то что я рефлексирую по данному поводу, но такого русского человека, склада души больше нет. Честно говоря, жалко потери простых человеческих качеств, без привязки к национальности, какая-то простота и ясность отношений — вот этого мне не хватает сейчас», — говорил Имамутдинов в интервью «БИЗНЕС Online», начавший работу над постановкой еще в статусе руководителя театра.

В спектакле использовано 9 картин Губарева: «Празднование Нового года», «Дольче Вита», «Кризис отношений», «Полонез Огинского До минор», «Медляк», «30 лет вместе», «Розовый сон», «Бить или не бить» и «Песня о море». Все они выставлены в фойе театра, чтобы зрители могли сопоставить их двухмерную реальность с трехмерной, которая появится на сцене. Как рассказал режиссер в интервью сайту ТЮЗа, картины выбирали сами артисты по историям, которые хотели бы сыграть. Потом картины отдали Михаилу Меркушину, а он, зная артистов, уже писал пьесу под них. «Его внутренняя заинтересованность в неожиданном повороте для каждого персонажа дает заряд нового дыхания», — считает Имамутдинов.

«Зимняя сказка для взрослых» по мотивам картин художника-наивиста Валентина Губарева давно ожидалась как постановка, которая выведет на авансцену возрастных актеров театра «Зимняя сказка для взрослых» по мотивам картин художника-наивиста Валентина Губарева давно ожидалась как постановка, которая выведет на авансцену возрастных актеров театра Фото: Рамис Назмиев

«ПРЕКРАСНЫЕ АКТЕРЫ ТЕПЕРЬ БУДУТ АССОЦИИРОВАТЬСЯ ДЛЯ МЕНЯ С МОИМИ ПЕРСОНАЖАМИ»

Губарев родился в Нижнем Новгороде в 1948 году, сейчас живет в Минске. С 1994-го на условиях эксклюзивного контракта сотрудничает с французской галереей Galerie Bertheas  С 2005 года его работы выставляются на аукционах Christie`s, Taschen, Kinsky. Персональные выставки Губарева проходили в Германии, Австрии, Франции, Польше, Италии, ОАЭ, а его работы находятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира.

«Моя заслуга здесь скромная, — сказал зрителям перед спектаклем приехавший в Казань на премьеру художник. — Я уже заранее радуюсь тому, что произойдет, наперед знаю, что буду в восторге, что мне нравится. Как много значит такой настрой! И, конечно, я горжусь тем, что неторопливо, скромно работал в своей мастерской и вдруг так здорово пригодился — столько людей сейчас сидят в зале и посмотрят на мои „ожившие“ картины. Прекрасные актеры теперь будут ассоциироваться для меня с моими персонажами. Картины, которые были плоскими, станут объемными, их можно рассмотреть со всех сторон. Я даже знаю, что вернусь домой и персонажи моих картин, которые не имели имен, обретут имена и фамилии актеров. И это очень волнительно и трепетно. Хочу, чтобы вы тоже разделили со мной чувство трепета перед волшебством, которое мы увидим на сцене. Я рад, что имею к этому причастность».

На картинах — трогательные и наивные, простодушные и бесхитростные, забавные и немного растерянные герои в скудных постсоветских интерьерах, где находится место голым лампочкам вместо люстр, ковру на стене и постеру Жан-Клода Ван Дамма. Такими они получились и у актеров ТЮЗа — персонажи картин словно обрели объем и голос, и оказалось, что у них есть увлекательные истории, искренние эмоции и вполне жизненное стремление к любви и счастью. Добавляло яркости происходящему и личное отношение актеров к постановке — они и сами признавались в соцсетях театра, что готовят ее с радостью, по всей видимости, черпая вдохновение и в своей эмоциональной памяти о 90-х годах.

«Мы, артисты, с такой радостью репетируем эти маленькие сказки советского времени, которые кто-то помнит, кто-то нет, получаем от этого такое удовольствие. Если вы хотите увидеть живых, интересных, настоящих людей, им сопереживать, радоваться, плакать вместе, получить набор всех эмоций, которых нам не хватает иногда в жизни, приходите на этот спектакль. Я так хочу, чтобы вы порадовались вместе с нами, потому что по нашему ощущению получится необыкновенный, замечательный, эмоциональный спектакль», — сказала Нина Калаганова, которая исполнила трогательную роль Леси, которая уже 30 лет состоит в браке с Изей (Казанцев). «Уже на стадии репетиции творчество Валентина нам очень нравится, потому что затрагивает абсолютно все человеческие чувства, нашу жизнь, которую мы прожили в 90-е годы», — поделилась Гульнара Мухтарова, исполнительница роли многогранной Авроры Шайхелисламовны. «Вы спросите, о чем этот спектакль? О любви!» — коротко сформулировала Елена Калаганова, которая в паре с Камилем Гатауллиным составила уморительный дуэт Ляли и Вити-крановщика.

Постановку можно назвать несколько нетипичной для Имамутдинова — в ней исследуется пространство повседневности, простой человеческой жизни в эпоху перемен Постановку можно назвать несколько нетипичной для Имамутдинова — в ней исследуется пространство повседневности, простой человеческой жизни в эпоху перемен Фото: Рамис Назмиев

КАЛЕЙДОСКОП «ЖИВОЙ ЖИЗНИ»

Постановку можно назвать несколько нетипичной для Имамутдинова — в ней исследуется пространство повседневности, простой человеческой жизни в эпоху перемен. По стилистике она похожа на комедию дель арте, однако характеры, разумеется, проработаны гораздо глубже. Сценография традиционно лаконична — персонажи двигаются то вверх, то вниз по огромной лестнице во всю сцену, которая позволяет повторить перспективу картины на сцене, прячутся за выкатывающимися стенами с окнами и коврами. Многоплановость постановки не дает отвлечься ни на секунду — «живая жизнь» совершается здесь и сейчас, а краски постоянно меняются, действительно, как в калейдоскопе.

Меркушину удалось создать увлекательную и добродушную историю о жителях маленького города Взволжска, которая вызывала у зрителей бурную реакцию. «Мы много внимания уделяем пространству: есть небольшой город и жизнь людей в нем. У этих людей свои маленькие радости, маленькое горе, у кого-то хоть и в маленьком пространстве, но большая радость и большое горе», — говорил Имамутдинов. Все сцены объединены одним лейтмотивом — поиском счастья в «разверзшейся пропасти возможностей». Заключено ли оно в фигурных коньках или дворовом футболе, в обретении родственной души или заслуженного признания — все персонажи стремятся к нему, несмотря на угрозу военного переворота за окном.

И кажется, они все-таки его обретают. Проскальзывающий временами драматизм ситуации разрешается в пользу положительных героев, ведь сказки должны заканчиваться хеппи-эндом. Хотя и явно отрицательных персонажей у Меркушина нет — все они обладают своим обаянием, многогранны и способны на те самые простые человеческие чувства, которых в современном мире так не хватает Имамутдинову.

Создателям спектакля удается, не скатываясь в капустник и китч, но сохраняя атмосферу легкости и праздника (действие происходит под Новый год), тонко уловить иронию картин Губарева и выстроить своеобразный мостик в сердца зрителей с помощью искренности и бесхитростности. Герои в воплощении актеров ТЮЗа подкупают своей близостью, душевностью и простотой, их переживания понятны каждому, их истории не нужно разгадывать, а мотивы — прояснять. Они могут оказаться друзьями, соседями, коллегами: удивительно фактурная Катя в исполнении Алсу Густовой, обаятельная Ляля (Елена Калаганова), эмоциональная Рита (Елена Синицына), разборчивый Альфред Никифорович (Дмитрий Язов), умеющий работать и отдыхать дядя Ваня (Александр Яндаев) — казалось, актеры и сами по-человечески понимают и проживают с персонажами их непростой путь к счастью. Сам Губарев после спектакля удивлялся в кулуарах театра, что у его персонажей оказался такой глубокий и многоплановый внутренний мир.

Обилие действующих лиц показало, как слаженно работают тюзовцы друг с другом, при том, что Имамутдинов выбрал неконтактный способ взаимодействия актеров Обилие действующих лиц показало, как слаженно работают тюзовцы друг с другом, притом что Имамутдинов выбрал неконтактный способ взаимодействия актеров Фото: Рамис Назмиев

ВЗРОСЛАЯ СКАЗКА С ДЕТСКОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ

При этом обилие действующих лиц показало, как слаженно работают тюзовцы друг с другом, притом что Имамутдинов выбрал неконтактный способ взаимодействия актеров. Только Леся и Изя с картины «Тридцать лет вместе» дотрагиваются друг до друга, остальные же «общаются» с помощью пластики (хореографию ставил Марсель Нуриев), что придает дополнительного объема и глубины пространству постановки. Органично выглядел новый актер театра, выпускник Казанского театрального училища Валерий Антонов, для которого роль Юрана стала первой на сцене ТЮЗа. К слову, имплицитно в спектакле принял участие и безвременно ушедший Арсений Курченков — он стал автором текста арии крановщика Вити и, по словам Имамутдинова, должен был играть в спектакле (как и скончавшийся спустя почти месяц после него Александр Купцов).

Нельзя не признать, что звучащие из уст героев шутки порой были банальными, а сюжетные повороты — предсказуемыми, но разве не так происходит и в жизни? Меркушин и Имамутдинов создали спектакль, который не возвышается над зрителем своей интеллектуальной сложностью и не заставляет мучительно размышлять над вечными проблемами, а подмигивает ему, словно добрый друг, приглашая посмеяться и поплакать вместе. И хотя в названии постановки подчеркивается, что она «для взрослых» (и тому есть сюжетные причины), спектакль обладает той самой детской непосредственностью и увлекательностью, которая бывает в качественных сценических работах для детей. А вечные темы, безусловно, тоже на месте и заставляют сопереживать учителям французской школы, на месте которой теперь рынок; заслуженной Снегурочке, которую вытесняет молодая дочка нового владельца ДК; экс-футболисту, который находит утешение в игре во дворе с бывшими же партнерами по команде… Но в сказке все закончится хорошо, в том числе и для зрителей, которые уходили из театра в великолепном настроении.