Три вечера орган ГБКЗ им. Сайдашева и Государственный симфонический оркестр РТ будут звучать на одной сцене и исполнять произведения французских, немецких и итальянских композиторов Три вечера орган ГБКЗ им. Сайдашева и Государственный симфонический оркестр РТ будут звучать на одной сцене и исполнять произведения французских, немецких и итальянских композиторов

«ИДЕЯ СДЕЛАТЬ ПРОЕКТ «ОРГАН + ОРКЕСТР» ИСХОДИЛА ОТ АЛЕКСАНДРА СЛАДКОВСКОГО»

«Мы с вами участники и свидетели действительно уникального события — рождения нового фестиваля, аналогов которому еще нет в России. Почему? Органных фестивалей множество, но, как правило, инструмент звучит или соло, или с голосами, или с другими отдельными инструментами. Но чтобы весь фестиваль партнером органа был симфонический оркестр — это действительно уникально и впервые», — такими словами открыла органный фестиваль Государственного симфонического оркестра РТ его куратор Евгения Кривицкая — профессор Московской консерватории, органистка, педагог, музыкальный критик. Она добавила, что за это стоит отдельно поблагодарить художественного руководителя фестиваля и Государственного симфонического оркестра РТ, народного артиста России Александра Сладковского.

«Сама идея сделать проект „орган + оркестр“ исходила от Александра Витальевича, — пояснила она корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Для него орган — особенный инструмент, „король инструментов“. Мне приятно вспомнить наше сотрудничество на фестивале „Рахлинские сезоны“, куда я была приглашена как солистка в Симфонии №3 Сен-Санса. До сих пор помню, с каким романтическим порывом звучала эта музыка благодаря интерпретации маэстро. Мое участие в подготовке органного фестиваля можно обозначить модным словом „куратор“; это человек, разрабатывающий концептуальную сторону проекта».

По словам Кривицкой, оркестр и маэстро Сладковский хотели охватить как можно больше стилей, и главная задача — дать новое направление в развитии оркестра, то есть предложить ему сыграть что-то, что раньше здесь не звучало. «В частности, к музыке барокко симфонический оркестр обращается нечасто. Поэтому во второй вечер включены концерты Генделя и Вивальди, в котором вместе с органисткой Хироко Иноуэ будет солировать первая скрипка оркестра Алина Яконина», — рассказала она.

«Чтобы весь фестиваль партнером органа был симфонический оркестр — это действительно уникально и впервые», — отметила Евгения Кривицкая — профессор Московской консерватории, органистка, педагог, музыкальный критик «Чтобы весь фестиваль партнером органа был симфонический оркестр — это действительно уникально и впервые», — отметила Евгения Кривицкая — профессор Московской консерватории, органистка, педагог, музыкальный критик

«ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ФЕСТИВАЛЯ — РАЗВИВАТЬ ОРКЕСТР ВО ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ»

Программа открывающего фестиваль концерта сложилась вокруг темы доктора Фауста, и в нее вошли произведения Ференца Листа, Франсиса Пуленка, Гектора Берлиоза, Шарля Гуно, Рихарда Вагнера. «Мне очень хотелось сыграть „Сцену у храма“ из оперы „Фауст“ Гуно — это редкий случай, где органу поручены развернутые сольные эпизоды, — говорит Кривицкая. — В театре обычно данную партию исполняют на синтезаторе или в лучшем случае на электронном органе. Но это совсем не то же самое, потому что на синтезаторе нет педальной клавиатуры, невозможно сыграть длинные басовые ноты, которые написаны у Гуно, нет возможности поменять регистры, как на большом настоящем органе. А Гуно, между прочим, был профессиональным органистом и работал в парижской церкви Мадлен, то есть прекрасно знал технологию инструмента, как он звучит в богослужении, всю ритуальную сторону. Потому его внимание к этому инструменту совсем не случайно».

Идея сыграть сцену из оперы «Фауст» и потянула за собой всю концепцию программы, говорит Кривицкая. Удачно в нее вписался и концерт Франсиса Пуленка — как объяснила куратор фестиваля, его музыка отражает мучительный поиск идеала внутри себя, сопоставление возвышенного и земного, что перекликается с историей Фауста, который тоже пытался найти гармонию в жизни.

В первом отделении концерта прозвучали увертюра «Фауст» Рихарда Вагнера и концерт Пуленка. За дирижерский пульт встал художественный руководитель Новосибирского театра оперы и балеты Дмитрий Юровский В первом отделении концерта прозвучали увертюра «Фауст» Рихарда Вагнера и концерт Пуленка. За дирижерский пульт встал художественный руководитель Новосибирского театра оперы и балета Дмитрий Юровский

В первом отделении концерта прозвучали увертюра «Фауст» Рихарда Вагнера и тот самый концерт Пуленка. За дирижерский пульт встал художественный руководитель Новосибирского театра оперы и балета Дмитрий Юровский — младший представитель знаменитой династии дирижеров. «На фестивале у каждой программы свой дирижер. Я спросила у маэстро Сладковского, почему так. Он сказал: „У меня нет задачи дирижировать все концерты сезона. Наоборот, для развития оркестра важно общение с другими музыкантами, тогда он становится еще мобильнее, учится быстро находить контакт, понимать разные мануальные техники“. На фестиваль приглашен Юровский, младший представитель очень известной дирижерской династии, он совмещает московскую и немецкую дирижерские школы. Так что главная идея фестиваля — развивать оркестр во всех направлениях — реализуется очень мощно и разнопланово», — считает Кривицкая.

Куратор фестиваля добавила, что рост мастерства оркестра Сладковского чувствуется с каждым новым выступлением: «Я в Казани бываю часто и каждый раз наслаждаюсь музыкальным общением с оркестром, радуюсь, что появляется что-то новое в игре коллектива, завоевывается следующая, более высокая ступень. В сочинениях, которые прозвучали сегодня, есть много подводных камней, виртуозных мест как для духовых инструментов, так и для струнных. К примеру, в Концерте Пуленка есть подвижные, технически яркие эпизоды. И я вижу, что никаких трудностей и проблем на данном этапе это для оркестра не составляет, мы встречаемся и сразу начинаем заниматься музыкой».

Солистка Новосибирского театра оперы и балета, сопрано Дарья Шувалова была убедительной и эмоциональной Маргаритой из оперы Гуно «Фауст» Солистка Новосибирского театра оперы и балета, сопрано Дарья Шувалова, была убедительной и эмоциональной Маргаритой из оперы Гуно «Фауст»

«ЭТО ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ИЗОБРАЗИТЬ В МУЗЫКЕ ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ АКТ ЛЮБВИ ОТ НАЧАЛА ДО ЗАВЕРШЕНИЯ»

Второе отделение концерта началось с небольшого вступления дирижера, который раскрыл специфику «Мефисто-вальса №1» Листа. «Это одно из четырех произведений цикла, связанного с его попытками написать музыку к драматургии о Фаусте. Обычно Лист писал партитуру для фортепиано, потом переносил ее на оркестр. Здесь — исключение: произведение, которое замышлялось для фортепиано, изначально написано как оркестровая партитура, поскольку Лист хотел попробовать различные краски для того, чтобы перенести материал на рояль. Все дело в том, что сюжет, который разыгрывается в „Мефисто-вальсе №1“, — это сцена в деревенской харчевне, где Мефистофель знакомит Фауста с деревенской девушкой и всеми силами склоняет их к более интенсивным взаимоотношениям», — рассказал Юровский под улыбки зала.

Дирижер добавил, что эта сцена — как у Гете, так и у Листа, — достаточно откровенная. «Более того, считается, что это первая попытка изобразить в музыке так называемый акт любви от начала до завершения. И когда именитый дирижер Леонард Бернстайн на своих концертах, которые он посвящал молодежи, начал более детально объяснять содержание этого произведения, „Мефисто-вальс“ на долгие годы исчез с концертных подмостков в Америке, поскольку тогда это казалось не совсем приличным. Это первое музыкальное произведение, которое достойно носить маркировку 18+. Я не знаю, есть ли в зале молодые люди, которым меньше 18 лет, если есть, я только буду рад такому. Ничего страшного — это всего лишь музыка. Но попытайтесь прислушаться к данному произведению и представить его со стороны музыкального театра, каким оно и является», — заключил Юровский. Стоит отметить, что оркестр Сладковского действительно прочувствовал музыку Листа невероятно ярко и красочно, не упуская малейших деталей и оттенков.

Бас Алексей Тихомиров блистал в своей любимой роли Мефистофеля Бас Алексей Тихомиров блистал в своей любимой роли Мефистофеля

Далее для исполнения отрывков из оперы Гуно «Фауст» и драматической легенды «Осуждение Фауста» Берлиоза к музыкантам присоединились вокалисты — уроженец Казани и солист «Геликон-Оперы» и «Новой оперы» бас Алексей Тихомиров и солистка Новосибирского театра оперы и балета сопрано Дарья Шувалова, а также Государственный камерный хор РТ под управлением Миляуши Таминдаровой. Тихомиров блистал в своей любимой роли Мефистофеля, а Шувалова была убедительной и эмоциональной Маргаритой. «Я порядка 14 лет исполняю роль Мефистофеля в опере „Фауст“ Гуно, и эта партия мной очень любима. Я много над ней работал еще с Галиной Павловной Вишневской, потом исполнял и продолжаю в „Новой опере“, — рассказал Тихомиров „БИЗНЕС Online“. — Само творение Гете для меня всегда было очень таинственным, манящим, магическим. Произведение Гете и музыка Гуно — это синтез двух искусств, двух пластов, поэзии и музыки, что производит мощное впечатление».

Певец добавил, что гордится, что в Татарстане есть такой Государственный симфонический оркестр. «Маэстро Сладковский держит его в таком тонусе, что все ребята играют как солирующие музыканты. Очень радует, что почти весь оркестр — это студенческий поток моего курса. Я учился в музыкальном училище, а потом — в Консерватории, и все мы одногодки, что очень приятно», — отметил Тихомиров. Шувалова, в свою очередь, написала в «Инстаграме» ГСО РТ: «Один из лучших оркестров, с которым мне посчастливилось петь!»

Дарья Шувалова написала в «Инстаграме» ГСО РТ: «Один из лучших оркестров, с которым мне посчастливилось петь!» Дарья Шувалова написала в «Инстаграме» ГСО РТ: «Один из лучших оркестров, с которым мне посчастливилось петь!»

«У НАС БЫЛА ЗАДАЧА ПОКАЗАТЬ ОРГАНИСТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ, СТРАН»

Программа второго концерта фестиваля, который состоится 15 февраля, называется «Римские каникулы». «Хотя там собраны произведения представителей разных стран, но они все равно увязаны с образами Италии. Например, включен Органный концерт Генделя. Из его биографии мы знаем, что он несколько лет жил в Италии, изучал жанр оперы, и для него это был момент творческого становления. Без него Гендель не стал бы тем Генделем, которого мы знаем. А для Баха жанр итальянского концерта, с которым он познакомился через творчество Вивальди, тоже оказался ключевым в его развитии. Как видите, „дух Италии“ присутствует даже в немецких произведениях», — отмечает Кривицкая. На втором концерте выступит органистка Хироко Иноуэ — солистка Калининградской филармонии, лауреат конкурса им. Таривердиева в Калининграде, которая училась в Московской консерватории, очень много выступает в России и прекрасно говорит по-русски. «Она тонкий музыкант, и, поскольку я неоднократно слышала ее игру и знаю честное и трепетное отношение к профессии, у меня не было сомнений, что такая артистка станет интересна публике в Казани», — говорит Кривицкая. 

Третий концерт 19 февраля, «Симфония с органом», будет представлять собой баттл органа и оркестра. На нем прозвучат увертюра к опере «Вольный стрелок» Карла Марии фон Вебера, а также два крупных органных сочинения — Второй органный концерт Иозефа Райнбергера и Симфония №3 Камиля Сен-Санса. «Таким образом, у нас получилась своеобразная арка от французского начала к французскому финалу. Сочинения, вошедшие в программу, заиграют по-новому благодаря тому контексту, в который они попадают в этом фестивале», — отмечает Кривицкая. Солировать будет органист из Франции. «Батист-Флориан Марль-Уврар также часто бывает в России, он не только интерпретатор, но и блестящий импровизатор, а еще увлекается самолетами и имеет даже лицензию профессионального пилота. Вот такие интересные личности. Поскольку была задача показать органистов разных направлений из разных стран, то, мне кажется, Россия, Япония и Франция — это хороший выбор», — считает Кривицкая.

«Я надеюсь, что фестиваль ждет долгая, счастливая судьба, во всяком случае, я знаю, что такой настрой есть у Александра Витальевича. Безусловно, впереди будут и российские, и мировые премьеры, и современная музыка, приедут солисты, которые найдут чем удивить публику. Ведь есть органисты, которые играют, скажем, рок-музыку либо феерически владеют ножной техникой. Надеюсь, что впереди нас ждет много открытий», — говорит куратор органного фестиваля. Судя по тому высокому мастерству, которое показали в этот вечер оркестр Сладковского, солисты и приглашенный дирижер, сомневаться в подобном не приходится.