«Рамус Молл» станет крупнейшим ТРЦ в Татарстане — его планируемая площадь 120 тыс. кв. м. На сайте компании указано, что в комплексе будут работать 300 магазинов, кафе и ресторанов «Рамус Молл» станет крупнейшим ТРЦ в Татарстане: его планируемая площадь — 120 тыс. кв. метров. На сайте компании указано, что в комплексе будет работать 300 магазинов, кафе и ресторанов Фото: Олег Спиридонов

НИЖНЕКАМСК — КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА ПОВОЛЖЬЯ

Известный нижнекамский бизнесмен Рафис Мустафин во второй раз откладывает открытие своего грандиозного торгово-развлекательного центра размером с казанскую «Мегу». Официальная дата открытия «Рамус Молла» сначала была перенесена на март 2020-го, а теперь — на третий квартал этого года. Отметим, что в начале проекта в 2018-м ТРЦ планировали открыть в конце 2019 года. Новый перенос сроков в компании объяснили тем, что арендаторы не успевают к сроку открыть магазины. «Это связано с тем, что крупные арендаторы, в том числе и международные, не успевают в ранее запланированные сроки завершить свои проектные и строительные работы по отделке арендуемых площадей, осуществить поставку оборудования и товара», — ответили в компании «Рамус» на вопросы «БИЗНЕС Online».

Что касается готовности проекта, то сейчас ТРЦ уже обрел определенные черты. Как пояснили в компании, завершаются строительные работы, внутри смонтированы и готовы к запуску эскалаторы, траволаторы и лифты — всего 28 единиц. Закончился монтаж инженерных коммуникаций. «Сейчас мы на стадии согласования отделки с крупными арендаторами», — сказали в компании. Отметим при этом, что один из работников, которого на месте застал корреспондент «БИЗНЕС Online», сообщил, что внутри молла работы еще непочатый край. Паспорта объекта, к слову, тоже на заборе не оказалось, впрочем, охрана заявила, что его и не было никогда. Как сообщают собеседники издания, несколько раз в ситуацию со строительством ТРЦ приходилось вмешиваться мэру Нижнекамска Айдару Метшину. Дело в том, что иногда Мустафин позволял себе во время возведения отклоняться от проекта, возникали вопросы по благоустройству, отделке, виду фасадов. Это не могло не вызвать вопросов со стороны властей. Отметим также, что изначальный проект «Рамус Молла» дорабатывал архитектор города Эмиль Сиразетдинов.

Иногда Мустафин позволял себе во время строительства отклоняться от проекта, возникали вопросы по благоустройству, отделке, виду фасадов. Это не могло не вызвать вопросов со стороны властей Иногда Мустафин позволял себе во время возведения отклоняться от проекта, возникали вопросы по благоустройству, отделке, виду фасадов. Это не могло не вызвать вопросов со стороны властей Эскиз предоставлен пресс-службой «Рамус Молла»

Напомним, что «Рамус Молл» станет крупнейшим ТРЦ в Татарстане наряду с казанской «Мегой»: его планируемая площадь — также 120 тыс. кв. метров. На сайте компании указано, что в комплексе будет работать 300 магазинов, кафе и ресторанов. Арендная же площадь составит 68 тыс. кв. метров. В ТРЦ расположатся кинотеатр, детская площадка и каток. Из шести этажей пять будут надземными. В многоэтажном паркинге разместятся 1,2 тыс. машин. Одна из особенностей нижнекамского ТРЦ в том, что, в отличие от других свои собратьев, которые обычно располагаются на окраинах городов, «Рамус Молл» построили в центре города в непосредственной близости к жилым домам. Например, от ближайшей десятиэтажки до молла не более 50 метров. Расположение в густонаселенном районе в компании отмечают как преимущество проекта.

Интересно, что в презентации для арендаторов «Рамус Молл» называется суперрегиональным ТРЦ с охватом в 1,3 млн человек. Своих будущих покупателей ТРЦ распределил по зонам охвата. Первые 250 тыс. человек — это, вероятно, жители Нижнекамска и ближайших сел в зоне охвата до 30 минут на машине. Еще 900 тыс., по расчетам компании, смогут приехать в столицу нефтехимии за покупками на автомобиле, потратив на это до 90 минут. Напомнил «Рамус» своим будущим арендаторам и о преимуществах Нижнекамска — хорошая платежеспособность жителей. Как указано на сайте «Рамуса», средняя зарплата — 27 тыс., а в крупных организациях — 39 тыс. рублей. К слову, согласно официальной статистике, цифры больше — до 58 тыс. рублей на градообразующих предприятиях.

Среди флагманов «Рамус Молла» значатся Reserved, Mohito, Sinsay, House и Cropp. Также в ТРЦ будут «Дочки-Сыночки», М.Видео Среди флагманов «Рамус Молла» значатся Reserved, Mohito, Sinsay, House и Cropp. Также в ТРЦ будут «Дочки-Сыночки», «М.Видео» Фото: «БИЗНЕС Online»

Интересно и то, что компания в своей презентации называет Нижнекамск культурной столицей Поволжья. Удостоился он и таких эпитетов, как первый по уровню заработной платы и третий по величине и численности населения город в РТ.

«Рамус» решил все же приоткрыть завесу и рассказать о якорных резидентах на своем сайте. Однако конкретики пока мало — это некий продуктовый супермаркет и комплекс терм. Насколько известно, речь идет о втором комплексе «Нижнекамские термы» от инвестора из Удмуртии. Первый планируется возвести на улице Юности в здании недостроенного культурного центра, второй же «Рамус» предлагает открыть у себя. Однако решения по этому вопросу пока нет, переговоры с инвестором еще не завершились. Среди флагманов «Рамус Молла» значатся Reserved, Mohito, Sinsay, House и Cropp. Также в ТРЦ будут «Дочки-Сыночки», «М.Видео». Как сообщают собеседники издания, переговоры ведутся с H&M, Bershka и другими крупными сетевиками. Впрочем, «Рамус» не указывает их в своей презентации, а на вопросы о том, кто же заходит в проект, не отвечает, ссылаясь на коммерческую тайну. «Мы понимаем, что достаточно большой интерес у жителей нашего города вызывает вопрос, кто из арендаторов все-таки будет представлен в нашем „Рамус Молле“. На данный момент мы в силу обязательств по сохранению коммерческой тайны пока не можем говорить о наименованиях и брендах, но скажем так: это будут действительно интересные и ожидаемые арендаторы», — пояснили в компании. Насколько известно, «Рамус Молл» вел переговоры с несколькими крупными сетевыми кинотеатрами, некоторые решительно отказались.

«Рамус Молл» полностью обеспечен финансированием. На сегодняшний день — это 7 млрд рублей инвестиций. Это крупный инвестиционный проект» «Рамус Молл» полностью обеспечен финансированием. На сегодняшний день 7 миллиардов рублей инвестиций. Это крупный инвестиционный проект» Фото: Олег Спиридонов

МОСКВИЧИ В РАБОТЕ

Привлекать арендаторов на торговые площади поручили московскому девелоперскому агентству «МОЛЛ. Экспертиза & консалтинг». Компания с 2006 года ведет свою деятельность в сфере комплексного девелопмента коммерческой недвижимости на всей территории страны, обеспечивает полный цикл девелопмента коммерческой недвижимости: от маркетинговых исследований и разработки торгово-технологической концепции до привлечения инвестиций, брокериджа, брендинга и управления торговым объектом. За годы работы агентство реализовало более 70 девелоперских проектов по всей стране от Москвы до Комсомольска-на-Амуре. В их числе альметьевский ТРЦ «Панорама» и четырехэтажный челнинский ТРЦ «Московский». Причем последний проект, видимо, так и остался на бумаге, потому что в автограде в принципе нет торгового объекта с таким названием и похожим внешним видом.

Любопытно, что само юрлицо — ООО «Молл Концепт» — с 23 января находится в стадии ликвидации. Как указывается в сервисе проверки контрагентов «Контур.Фокус», на 16 декабря 2019 года по компании найдены решения налоговых органов о частичном или полном приостановлении операций по некоторым счетам. Однако, видимо, такой статус не мешает вести агентству рабочую деятельность. В самой компании корреспонденту издания ответили, что для сегодняшней экономической ситуации картина с привлечение арендаторов в ТЦ «Рамус Молл» очень даже благожелательная. Здесь переступили порог в 65% по заполняемости. Притом отметили, что перенос сроков открытия торговых комплексов встречается довольно часто и для этого есть объективные причины. Особенно если в комплексе подразумевается расположение таких сложных технических предприятий, как кинотеатр, крупные развлекательные комплексы, которые в нижнекамском ТЦ возьмут площадь порядка 5 тыс. кв. метров. В данном случае их оборудование занимает срок до 125 дней. Однако в агентстве более детальную информацию предпочли без разрешения заказчика не давать и сказали направить письменный запрос.

Радмир Беляев: «Такого размера торговый центр в Закамье будет популярен и востребован. Там планируются развлечения для всей семьи, фуд-корты и другие направления» Радмир Беляев: «Такого размера торговый центр в Закамье будет популярен и востребован. Там планируются развлечения для всей семьи, фуд-корты и другие направления» Фото: «БИЗНЕС Online»

Местные власти возлагают на небывалый торговый объект большие надежды. «„Рамус Молл“ для Нижнекамска очень важный проект, мы его полностью поддерживаем, потому что для нас значимо организовать круглогодичную качественную торговую площадку, чтобы жители могли совершать покупки в своем городе», — рассказал «БИЗНЕС Online» первый заместитель руководителя исполкома района Радмир Беляев. По его словам, одна из главных целей — создать в столице нефтехимии торговый центр класса А, где бы появились федеральные сетевые магазины, и нижнекамцам больше бы не пришлось ездить за покупками в Казань или Набережные Челны. «Есть ряд брендов, не представленных на сегодняшний день в Нижнекамске, это связано с тем, что существующие торговые площади не до конца соответствуют тем требованиям, которые предъявляют федеральные сети», — поясняет он. Другая важная цель — оставить деньги горожан в самом Нижнекамске. «Такого размера торговый центр в Закамье будет популярен и востребован. Там планируются развлечения для всей семьи, фуд-корты и другие направления. Самый главный вопрос в том, чтобы собственники торгового центра правильно его администрировали. Они привлекли московскую девелоперскую компанию, уже есть договоренность с рядом брендов, которые ранее не были представлены в Нижнекамске», — отметил чиновник.

На перенос сроков в администрации смотрят с пониманием. «Самое главное, что „Рамус Молл“ полностью обеспечен финансированием. На сегодняшний день 7 миллиардов рублей инвестиций. Это крупный инвестиционный проект. Перенос сроков в том числе связан и с арендаторами. Незначительный перенос, по моему мнению, при реализации таких проектов допустим», — говорит Беляев.

«У «Рамус Молла» есть хорошие шансы стать лидером в городе и даже в регионе, но для этого его команде необходимо активизировать процесс привлечения арендаторов» «У «Рамус Молла» есть хорошие шансы стать лидером в городе и даже регионе, но для этого его команде необходимо активизировать процесс привлечения арендаторов» Фото: Олег Спиридонов

«У НАС ВЫШЕ ТРЕТЬЕГО ЭТАЖА ЛЮДИ НЕ ЛЮБЯТ ХОДИТЬ НИ ЗА КАКИЕ ДЕНЬГИ»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» опросили экспертов, чтобы оценить осложнения от переносов сроков, а также перспективы проекта в целом.

Михаил Рогожин — директор отдела торговых помещений международной консалтинговой компании CBRE в регионах России:

— Мое мнение по поводу проекта не изменилось. Как я и говорил ранее, торговый центр, на мой взгляд, слишком большой, высокий. 

Перенос сроков — это всегда плохо, потому что те, кто реально подтвердил участие, не начинают получать свою прибыль. А для собственника подобное означает либо нехватку денег, либо категоричную нехватку наполнения, то есть когда некого пускать на отделку. Центр же не может открыться пустым. Например, сейчас в Казани на Павлюхина строится KazanMall, как раз там мы поставили себе задачу открыться в августе-сентябре 2020 года, и сейчас у нас уже 80 процентов подписано. Можем показать, кто, где и почему. Не раскрывать имена арендаторов глупо. Если вы с кем-то подписали договор, то сказать об этом — лучшая реклама объекта. Какая коммерческая тайна? Например, когда у нас появляются новые арендаторы, мы тут же создаем пресс-релиз, потому что это важно. А если молчать и делать вид, что у нас все хорошо, но мы никому ничего не расскажем, значит, что там, возможно, не все так радужно.

У любого бренда есть свой срок на отделку — от месяца до полугода у больших арендаторов, например кинотеатров. Если они уже в проекте, то важны сроки, когда им готовы передать площадь. Бренды же не откроются одни, они пропишут в договоре, что должно быть не меньше такой-то площади в ТЦ. Никто не хочет стать первой ласточкой, потому что это означает полгода грусти на объекте. Все ждут, когда остальные хотя бы начнут отделку, чтобы понять, когда выходить им самим.

Если там 6 этажей, то какой суперрегиональный торговый центр? Если бы площадь этажей была 60 тысяч квадратных метров и их оказалось бы два, тогда это стало бы похоже на суперрегиональный ТРЦ. А зачем вверх-то лезть? Подобное никому не интересно. Мы же не в Корее живем, где покупатели сразу понимают, на какой этаж им надо. У нас выше третьего этажа люди вообще не любят ходить ни за какие деньги. И какой смысл строить еще три? Третий этаж худо-бедно наполнится, а вот выше... Вот вам и проблемы. Это, конечно же, неправильно. В Нижнекамске мест пустых сколько хочешь, почему собственник выбрал именно эту площадку? Или сделали бы торговый центр меньше. Чем заполнять 120 тысяч квадратных метров площадей в Нижнекамске?

Геннадий Федотов — управляющий партнер центр «Логос» (Москва):

— ТРЦ «Рамус Молл», согласно международной классификации торговых центров, соответствует региональному типу ТЦ с первичной зоной охвата до 300 тысяч человек (237 тысяч — в Нижнекамске, плюс соседние населенные пункты). Однако по якорным арендаторам есть некоторое расхождение с классификационными требованиями — вместо гипермаркета продуктов в составе ТРЦ располагается супермаркет. А другие якорные арендаторы полностью соответствуют классификации — супермаркеты детских товаров и спортивных товаров, супермаркет БТЭ, универмаги товаров для всей семьи, просторный фуд-корт, киноцентр и различные направления развлечений.

Очень хорошо, что в концепции «Рамус Молла» сделан упор на семейные запросы посетителей. Это расширяет возможности разных категорий клиентов реализовать свои потребности в товарах и услугах. Важно, что паркинг достаточно просторный — на 1,2 тысячи автомобилей. Покупательская способность жителей Нижнекамска высокая, и поэтому вопрос по востребованности ТРЦ не возникнет, если он окажется заполнен арендаторами согласно концепции и в нем будут созданы комфортные условия пребывания. Более того, ТРЦ вернет тех жителей, которые посещали в Челнах ТЦ «Торговый квартал», ТРЦ «Омега», ТРЦ Sunrise City. Однако после открытия «Рамус Молла» появятся проблемы с посетителями в других ТЦ Нижнекамска, так как они уступят практически по всем показателям. Более того, «Рамус Молл» может быть, говоря профессиональным сленгом, киллером малых ТЦ, которые станут перед выбором — закрываться или делать реконцепцию, реброкеридж и оптимизировать управление ТЦ. Рынок торговых центров в Нижнекамске прошел точку насыщения, современные профессиональные ТЦ будут вытеснять устаревшие, борьба за посетителей станет усиливаться.

Арендные ставки в «Рамус Молле» соответствуют рыночным. Доминирующей тенденцией на рынке является применение комбинированной ставки аренды: минимальный фикс и процент с товарооборота — платится большая величина. Такая форма арендной ставки стимулирует и арендатора, и арендодателя работать максимально эффективно. Арендодатель отвечает за привлечение посетителей в ТЦ, а арендатор заботится о том, чтобы максимальное количество клиентов зашли на его территорию и приобрели товары и услуги по максимуму. Появление гиганта на рынке Нижнекамска простимулирует другие ТЦ города переходить на комбинированные арендные ставки, так как они более конкурентоспособные.

Крупные федеральные и международные торговые и развлекательные сети осуществляют свое развитие в городах, где уровень дохода населения выше среднего. Города нефтяников считаются у сетей весьма перспективными. При этом ТЦ должны предоставлять торговые помещения, соответствующее их форматам: этаж, размер площади, даже высота потолков и шаг колонн, требования к размеру ТЦ и набору арендаторов. Например, шаг колонн 6 × 6 метров, который был популярен у старых ТЦ, для большинства сетей сейчас не является форматным. Они требуют помещения с шагом колонн 9 × 9, 9 × 12 или даже 12 × 12 метров. 

У «Рамус Молла» есть хорошие шансы стать лидером в городе и даже регионе, но для этого его команде необходимо активизировать процесс привлечения арендаторов, открыться с высоким процентом заполнения торговых площадей — желательно не ниже 75 процентов от общеарендных, в течение года заполнить все площади эффективными арендаторами и проводить грамотную политику по развитию ТЦ. Главное — не забывать, что эффективная концепция живет пять лет, после чего ее нужно пересматривать. Стать лидером сложно, а удерживать это звание еще труднее.