«Если в «Царской невесте» имелось много хорошего, сам спектакль не отталкивал, если в концертной «Богеме» можно было искать соотношение положительного и отрицательного — тут не за что зацепиться», — таков вердикт музыкального критика Сергея Буланова, посмотревшего на Шаляпин-фесте «Трубадура» в постановке 2015 года. О полукомической истории с исполнительницей роли Азучены, увядающих голосах в главных мужских партиях, а также режиссере и дирижере, оказавшихся глухими к гению Верди, — в его материале.
Азучена — удивительно наполненный и мощный образ. Но солистка Мариинского театра Елена Витман разочаровала, не успев очаровать
«В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ГОВОРИТЬ О ВОКАЛЬНЫХ ОГРЕХАХ УЖЕ НЕМНОЖКО ОСТОЧЕРТЕЛО»
Казанский «Трубадур» не производит внятного впечатления. Много движений и суеты. Есть последовательное изложение хорошо знакомого трагического сюжета, который постановочная команда умудрилась визуализировать так, что он не трогает и по-настоящему не воздействует. Имеется, как и всегда на Шаляпинском фестивале, неровный состав солистов, чье пение далеко не идеально, и в очередной раз говорить о вокальных огрехах уже немножко осточертело. Гениальная музыка Верди, конечно, спасает ситуацию, только большой процент гениальности остается незамеченным и в режиссуре, и в дирижерской интерпретации. Много всего есть — спектакля нет.
Незадолго до, будем говорить, представления, экстренно заменили исполнительницу партии Азучены. Да, такая практика существует во всем мире, перед нами не вопиющий случай татарстанского произвола, и в Казани подобные прецеденты уже были: только в прошлом году нескольких человек отправили восвояси. Почему бы уже не «устаканить» причинно-следственные связи? Необходим живой кастинг солистов, основанный не на просмотре записей, нередко искажающих реальность, и не на субъективных рекомендациях хороших друзей. Ко всему остальному мы уже говорили ранее, что творчество итальянской певицы Памелы Борри, изначально планируемой на Азучену, весьма скудно представлено в сети, имя не звучит, о ней почти ничего неизвестно — а должна была на Шаляпинском фестивале играть роль звезды мировой оперы…
Манрико (Ахмед Агади) и Граф ди Луна (Эвез Абдулла) пели на пределе возможностей, не старались компенсировать проблемный и уже увядающий вокал драматической игрой
Азучена — удивительно наполненный и мощный образ. Верди написал в партии цыганки массу загадочных и двусмысленных интонаций, самим композитором предусмотрено непаханое поле для различных трактовок. Достаточно послушать, на каких противоречивых контрастах построена песня Азучены, эта мелодия потом неоднократно звучит в опере, зачастую в неожиданных фрагментах. Чтобы воплотить всю эмоциональную палитру образа, нужно качественно петь! Похоже на историю с Графиней из «Пиковой дамы»: побеждает та певица, которая намеренно не «старит» голос и технически не ущербна. Солистка Мариинского театра Елена Витман, заменившая не приглянувшуюся итальянку, разочаровала, не успев очаровать.
«ПОПРОСТУ ГОВОРЯ, СМОТРЕТЬ СПЕКТАКЛЬ СКУЧНО»
В отношении режиссуры вопросов предостаточно: но это постановка 2015 года, и все «краеугольные камни» в прессе, так или иначе, обсуждались. Нестыковки деталей, потеря тонуса драматургии, неинтересные мизансцены. Попросту говоря, смотреть спектакль скучно. Еще и исполнители теряют мелодическую линию, как Анна Нечаева, обладающая при этом насыщенным голосом и редким полнозвучным нижним регистром. Она могла бы сделать партию Леоноры хорошо, но не случилось. Манрико (Ахмед Агади) и Граф ди Луна (Эвез Абдулла) пели на пределе возможностей, не старались компенсировать проблемный и уже увядающий вокал драматической игрой.
Не пошло на пользу представлению и присутствие за дирижерским пультом музыкального руководителя постановки Василия Валитова. Не всегда дирижерам повышенный партитурный перфекционизм, еще и неоднократно себя за спектакль дискредитирующий, идет в плюс. Кроме того, что у солистов случился «сбой системы», не хватало таких важных факторов, как энергетика, нерв.
Скучно — главная оценка представления. Кстати, путь к решению проблемы «скучности» не обязательно скрывается в радикальной режиссуре с методами «надстройки» сюжетных линий или переосмысления либретто. Можно и в традиционной стилистике создать убедительный спектакль. Между прочим, талантливые режиссеры-новаторы часто черпают идеи не в трясине собственных фантазий, как многие несправедливо полагают, а в музыкальном произведении. Собственно, это умение и называется талантом. А воплощать «находки» можно в любой стилистике, лишь бы сами находки были. Например, Манрико в дуэтах с Леонорой и с Азученой — едва ли не два разных человека. Почему бы это не подчеркнуть? Каждый главный герой в «Трубадуре» проходит ощутимую трансформацию образа, достигая апогея к финальному акту «Казнь».
Постановка Ефима Майзеля как две капли воды похожа на продукцию Метрополитен-опера
«НЕУЖЕЛИ ВСЕ ТАК ПЛОХО?»
Каким остается в памяти образ представления? Во-первых, постановка Ефима Майзеля как две капли воды похожа на продукцию Метрополитен-опера, где в ключевых партиях пели Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, Долора Заджик. Смонтированную версию спектакля крутили в кинотеатрах, предприятие имело успех. Если сверить все сроки, обе постановки вышли фактически в одно время, Татарский театр даже опередил на несколько дней. Но не в этом суть. Допустим, «гениальная» идея пришла в голову сразу двоим и Майзель, будучи ассистентом режиссера в Мете, каким-то образом ничего не знал о готовящейся концепции: как они по-разному одной идеей распорядились! И вовсе не в бюджете дело — дело в таланте и профессионализме.
«Неужели все так плохо?» — иногда вопрошают люди, столкнувшиеся с рецензиями на спектакли Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля. Если в «Царской невесте» Панджавидзе имелось много хорошего, сам спектакль не отталкивал, если в концертной версии «Богемы» можно было искать процентное соотношение положительного и отрицательного, то тут практически не за что зацепиться.
Скучно — главная оценка представления
P. S. Между событиями Шаляпин-феста выдалась возможность посмотреть в театре им. Качалова спектакль «Скрипач на крыше»: с точки зрения качества можно обнаружить любопытную параллель. Такой же неоднородный актерский состав, такая же минимальная забота о том, чтобы смысл художественного произведения не обесценивался (от сценографии до безобразных музыкальных аранжировок). Получается, «сверять часы» вокруг самих себя не с кем и публике приходится против воли принимать все происходящее за норму?
Сергей Буланов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 68
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.