Поводом для антимонопольного разбирательства стала высокая цена на природный газ на АГНКС Татарстана, большинство которых находится во владении ООО «Газпром газомоторное топливо» Поводом для антимонопольного разбирательства стала высокая цена на природный газ на АГНКС Татарстана, большинство которых находится во владении ООО «Газпром газомоторное топливо»

Метановое дело

УФАС по Татарстану сообщил, что вынесло решение по делу о завышении цен на газомоторное топливо в РТ. В базе решений ФАС сказано, что оно вынесено 17 января. Заявителем выступало ООО «Нижнекамское ПАТП», дело рассматривалось с июня прошлого года. ПАТП использует на внутригородских и пригородных перевозках автобусы на компримированном природном газе — метане.

Поводом для антимонопольного разбирательства стала высокая цена на природный газ на АГНКС Татарстана, большинство из которых находится во владении ООО «Газпром газомоторное топливо». Сейчас в республике работают 18 АГНКС — четыре в Казани, две в Набережных Челнах, одна на трассе Челны — Нижнекамск, две в Бугульме и так далее. 17 из них принадлежат «Газпром газомоторное топливо», а одна, в Шемордане, находится в собственности ООО «Газпром трансгаз Казань», однако не является заправочной станцией общего пользования. Завершается строительство еще одной АГНКС в Альметьевске. Так что «Газпром газомоторное топливо» по факту является монополистом — единственным игроком рынка.

Как сообщает УФАС, в 2018 году стоимость метана на этих заправках выросла до 16 рублей, показав рост в 2,5 рубля в сравнении с 2017-м. При этом фактическая себестоимость топлива снизилась на 14,22%. Сегодня, по данным сайта компании, цена на метан на АГНКС, принадлежащих «Газпром газомоторное топливо», составляет 16,2 рубля. Как показало расследование УФАС, с начала 2015 года рост розничных цен газового топлива достиг показателя в 54,29%.

Причем метан, уверяет ведомство, дорожал именно в Татарстане, зато оставался неизменным в цене в соседних регионах, а в отдельных — и вовсе дешевел. Например, в Мордовии газ реализовывался за 12 рублей (снижение с 15,5 рубля), в Ульяновской области — за 14–15 рублей, а в Татарстане в этот же период цена держалась на уровне 16–16,2 рубля. Сама газомоторная компания, поясняя разницу в стоимости топлива между Татарстаном и соседней с ним Ульяновской областью, сослалась на наличие в Ульяновске конкурента в лице «Роснефти». Аналогичная ситуация сложилась и в Саратовской области, где действуют две заправки «Роснефти». Практически на одном уровне с Татарстаном находится Чувашия, где в отсутствие других игроков на этом рынке цена установлена в размере 16,98 рубля.

В итоге, изучив все подробности дела, татарстанское УФАС признал «Газпром газомоторное топливо» нарушившим закон о конкуренции и вынесло постановление об установлении в Татарстане экономически обоснованных цен, то есть не выше средних по ПФО. В ведомстве «БИЗНЕС Online» сообщили, что ждут от компании исполнения этого решения. Однако в противном случае УФАС может привлечь «Газпром газомоторное топливо» к административному наказанию по ст. 14.31. «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» КоАП РФ, по которой юрлицу грозит штраф от 300 тыс. до 1 млн рублей.

Юрий Иванов: «Мы не были готовы к этому, как можно быть готовым к тому, что цены несколько раз в год будут повышать. Когда они в очередной раз поднимали где-то в октябре 2018-го, мы тогда и решили подавать в УФАС» Юрий Иванов: «Мы не были готовы к этому, как можно подготовиться к тому, что цены несколько раз в год начнут повышать. Когда они в очередной раз поднимали, где-то в октябре 2018-го, мы тогда и решили подавать в УФАС»

«Так нельзя — три или четыре раза в год поднимать цену!»

«Подали иск, потому что так нельзя — три или четыре раза в год поднимать цену! Мы не были готовы к этому, как можно подготовиться к тому, что цены несколько раз в год начнут повышать. Когда они в очередной раз поднимали, где-то в октябре 2018-го, мы тогда и решили подавать в УФАС, — рассказывает директор „Нижнекамского ПАТП“ Юрий Иванов. — Естественно, у нас увеличились расходы, тариф-то у нас раз в четыре года поднимают, а цены на газ, наоборот, аж четыре раза в год. В тарифе это не учтено, поэтому пошли расходы».

В «Нижнекамском ПАТП» на газу 70 автобусов из 150. Транспорт на газу выгоднее, признает Иванов, но переводить остальные автобусы на голубое топливо не планируется. «15 пазиков своих мы перевели на газ, а большие автобусы лучше брать сразу с газовыми двигателями, чем перестраивать на газ. Дизельные двигатель не рассчитан на перевод на газ, там очень много вложений, а отдачи мало. Полностью на газу дизельный двигатель работать не будет», — заметил перевозчик.

Что касается решения антимонопольщиков, то здесь все справедливо, считает Иванов. «УФАС все сделал в рамках закона: какие наказания есть — найдут, где применить. Главное, что повышение тарифа остановилось», — заметил директор «Нижнекамского ПАТП».

В «Нижнекамском ПАТП» на газу 70 автобусов из 150. Транспорт на газу выгоднее, признает Иванов, но переводить остальные автобусы на голубое топливо не планируется В «Нижнекамском ПАТП» на газу 70 автобусов из 150. Транспорт на газу выгоднее, признает Иванов, но переводить остальные автобусы на голубое топливо не планируется

Метан смотрит на СУГи

В пресс-службе ООО «Газпром газомоторное топливо» нам сообщили, что компания на 31 января еще не получала решение ФАС и поэтому не может его прокомментировать. «Компания готова представить свою позицию после ознакомления с документом», — сказано в ответе.

В решении же ФАС, опубликованном на сайте ведомства, позиция поставщика голубого топлива прописана следующим образом. Защищая свои цены, ГГТ указала на несколько факторов. Во-первых, цена на КПГ не регулируется государством, она устанавливается на конкурентном рынке. Во-вторых, компания не считает себя монополистом на рынке — она конкурирует с розничными продавцами альтернативных видов топлива (того же бензина), к которым потребитель всегда может уйти, если цена на КПГ будет недостаточно конкурентной. В-третьих, у некоторых АГНКС низкий уровень загрузки, что делает высокой себестоимость топлива. Наконец, высокие затраты ответчик объяснил в том числе существенными вложениями в строительство новых АГНКС. 

А кроме того, как уже было сказано, влияет и наличие в регионе прямого конкурента, такого как «Роснефть». Например, эта особенность действует в Ульяновске и Саратовской области — им больше повезло. По Республике Мордовия в 2018 году цена и вовсе упала (с 15,5 до 12 рублей); а в Ульяновской области была на уровне 14–15 рублей против 16-16,20 рубля в Татарстане.

Ответчик предоставил УФАС подробный расчет цен на метан за 2018 год. Выяснилось, что ценовой коридор для метана формируется на основании сравнения цен на другие виды топлива — бензины, дизель, сжиженный углеводородный газ, — взятых из исследовательских агентств и открытых источников, с учетом стоимости переоборудования транспортного средства на КПГ. Максимальная же цена не может быть выше стоимости СУГ. Посчитало ведомство и себестоимость работы АГНКС для каждого кубометра газа. Выяснилось, что для каждой заправки она отдельная — и немудрено, ведь некоторые заправки, как неоднократно  сообщалось, загружены не более чем на 20–25%.

По данным мониторинга цен на моторное топливо (проводит управление ТЭР при кабмине РТ) на 28 января 2020 года, средняя стоимость метана в ПФО составляет 16,09 рубля за куб. метр. В Татарстане цены несколько выше этой отметки — 16,2 рубля за метр в кубе.

Сейчас самые низкие цены на АГНКС наблюдаются в Мордовии (13,9 рубля за куб. м) и в Ульяновской области (15 рублей за куб. м). Цены от 15,50 до 15,90 рубля за тот же объем газа наблюдаются в Марий Эл, Самарской и Нижегородский областях. Напротив, самый дорогой метан — от 17 до 17,1 рубля за куб. м — продается на заправках в Оренбургской области, Башкортостане, Пермском крае, Чувашии, Кировской области и Удмуртии.

В Татарстане с 2013 года действует республиканская программа поддержки перехода транспорта — от легковых авто до автобусов, грузовиков и тракторов — на газомоторное топливо В Татарстане с 2013 года действует республиканская программа поддержки перехода транспорта — от легковых авто до автобусов, грузовиков и тракторов — на газомоторное топливо

Газификация транспорта в Татарстане

Напомним, что «Газпром газомоторное топливо» развивает по России сеть АГНКС с целью перевода автомобилей на более экологичное топливо. В Татарстане с 2013 года действует республиканская программа поддержки перехода транспорта — от легковых авто до автобусов, грузовиков и тракторов — на газомоторное топливо. С 2016-го до 30% от стоимости переоборудования машин субсидируется из бюджета, а чиновники Татарстана регулярно отчитываются об успехах. Общая проектная производительность созданной в республике сети АГНКС составляет более 155 тыс. кубометров в год. По данным ООО «Газпром газомоторное топливо», в 2018-м на АГНКС Татарстана продали 35,8 млн кубометров природного газа. Строится и другая инфраструктура: сразу два завода СПГ — в Тюлячах и Чистополе.

Однако же, как известно, имеющиеся заправки очень слабо загружены. Так, в стратегии развития ТЭК Татарстана до 2030 года указано, что АГНКС Татарстана загружены всего на 24%. Хотя абсолютные цифры потребления природного газа на авто и показывают кратный рост, массовым переходом пока это назвать нельзя. До 2021-го в республике планируется построить еще 10 АГНКС, а объемы потребления СПГ и компримированного природного газа должны вырасти в 10 раз.  

Ведомство Айрата Шафигуллина признало «Газпром газомоторное топливо» нарушившим закон о конкуренции и вынесла постановлении об установлении в Татарстане экономически обоснованных цен Ведомство Айрата Шафигуллина признало ООО «Газпром газомоторное топливо» нарушившим закон о конкуренции и вынесло постановление об установлении в Татарстане экономически обоснованных цен

«Вся экономия, которую мы сделали на топливе,  ушла на ремонт»  

Цены действительно растут, так что нужна здоровая конкуренция — так эксперты «БИЗНЕС Online» отреагировали на нагоняй УФАС в сторону «Газпрома».

Леонид Наумов, советник по развитию генерального директора ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1»:

— Мы используем газомоторное топливо, метан, с 2013 года, когда мы обслуживали Универсиаду. Топливо тогда было по 7 рублей за куб. Сейчас куб — уже 16,2 рубля. Вот и посмотрите, насколько выросла цена. Тогда мы обслуживали 100 газовых машин и брали их с учетом хорошей экономии по сравнению с дизельным топливом. Но стоит отметить, что газовые машины — капризные, не все проблемы там решены. Вся экономия, которую мы сделали на топливе, ушла на ремонт.

Выше ли цены на газ в Татарстане, чем в соседних регионах, — не могу сказать. Но я вижу, как стоимость выросла у нас: с 7 до 16,2 рубля.

В любом случае газ дешевле бензина, но то, что растет цена, а качество исполнения двигательной части — низкое, это не радует. Мы берем «КАМАЗ» и устанавливаем там форсунку, но на 7 автомобилях, которые эксплуатируем с 2015 года, уже заменили 40 головок блока. А стоимость новой головки — 23 тысячи рублей. Получается 920 тысяч, почти миллион! И это только по одной позиции. Так что хотели сэкономить на топливе, на этом метане, но практически все израсходовали на ремонт.

Ирек Сулейманов, президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:

— Эта тема только отчасти наша (по АЗС). Я имею в виду частные заправки, у которых есть еще и газомоторное топливо. Но могу сказать лишь одно: конкуренция — всегда хорошо, а монополия — плохо. Так что то, что УФАС написал, это, наверное, правильно: что рынка на сегодняшний день нет, что метан продает только «Газпром газомоторное топливо», поэтому они и повышали цены. Хорошо, когда есть конкуренция: когда существуют и частные заправки, и ВИНКи участвуют в этом рынке.