Казанская галерея «БИЗON» открылась на новом месте — в ТРК «Родина». Первой выставкой в обновленном пространстве стала экспозиция знаменитого московского художника Дмитрия Каварги «Передняя стенка удалена». О том, как художник видит зарождение жизни на Земле и от чего после выставки решил отказаться Эдуард Хайруллин, — в фотоистории «БИЗНЕС Online» из 26 снимков.
-
Галерея современного искусства «БИЗON» встречает февраль сменой прописки — отныне она располагается в самом сердце города, а именно на первом этаже ТРК «Родина» на улице Баумана. Изменилась не только локация, но и масштабы галереи — ее площадь увеличилась вдвое и занимает сразу два этажа. Благодаря этому «БИЗON» смог принять выставку работ по-настоящему масштабного художника — известного московского «биоморфного радикала» Дмитрия Каварги.
-
Он называет себя «биоморфным радикалом», никогда не фотографируется и работает с полимерами и современными технологиями. Его работы пронизаны апокалиптическим настроением и размышлениями на тему конца антропоцентризма. Интерактивные работы Каварги демонстрируются в музее Эрарта в Санкт-Петербурге и Art4.ru в Москве, а объекты ландшафтного искусства находятся в постоянной экспозиции в арт-парке «Никола-Ленивец» в Калужской области, арт-парке LA Collection’ Air в швейцарском Люцерне, в музее им. Курехина в Санкт-Петербурге, а также в селе Великий Двор Подпорожского района. В Казани персональная выставка художника проводится впервые.
-
Биоморфизм — это способ образного конструирования с помощью биологических форм. В дальневосточных культурах каждый из биоморфных образов становился генератором смыслов, настраивающих на глубинное восприятие структур Универсума, а в мусульманских образы скрыты в фитоморфизме (растительные орнаменты). Интересно, что непосредственное отношение к биоморфным структурам имеет феномен золотого сечения.
-
«То, что благодаря галерее „БИЗON“ состоится выставка Каварги и зрители Казани смогут увидеть, какой может быть современная скульптура, очень важно», — считает куратор выставки, искусствовед Гузель Файзрахманова. Она объясняет, что, несмотря на развитие институций, популяризирующих современное искусство, в городе по-прежнему ощущается нехватка прогрессивных скульптур и инсталляций. «А художников, которые работают не в стилистике советской монументальной скульптуры, у нас нет. В просветительском плане это, без преувеличения, уникальная выставка и событие. Будем надеяться, что благодаря ей появятся какие-то средовые объекты Дмитрия в городе, например ландшафтная скульптура. Это было бы замечательно. Дмитрий — один из крупнейших российских художников, это и мое мнение, и художественной общественности, ведущих искусствоведов и кураторов. Очень радостно, что благодаря галерее „БИЗON“ уже не первый раз удается привозить в Казань именно скульпторов», — говорит куратор выставки.
-
Еще не попав в галерею, посетители уже получают шанс познакомиться с современным искусством — у входа стоит скульптура «Большая токсицизма», самая крупная из серии «Токсицизмы». Она создана из металла и полимеров с помощью 3D-печати. Застывшая крупными фрагментами масса как бы стекает с небес на металлический каркас, символизируя перенасыщенность всевозможными образами, которая ведет к обрушению антропоцентризма и гибели цивилизации.
-
На первом этаже галереи можно найти еще одну «Токсицизму» — «Формулу революции», своеобразное посвящение адепту аналитического искусства, художнику Павлу Филонову. Однако, если аналитическая живопись была глубоко жизнеутверждающей, Каварга переосмысливает ее метод уже в соответствии с собственным мироощущением. У него множество бюстов Владимира Ленина и Карла Маркса разлетается, «извергается», оставаясь песчинками на фоне глобальных изменений человеческой сущности.
-
Одной из наиболее масштабных является интерактивная инсталляция «Долой борцов с системой и психических неадаптантов! / Da-Da». Она представляет собой беговую дорожку с конвейерными лентами — зритель, запустив движение, может отправить белые человеческие фигурки, закрепленные на лентах, в черный ящик, то есть почувствовать себя богоподобным существом. На одном из конвейеров укреплена мини-видеокамера, а перед зрителем, идущим по дорожке, — экран, благодаря которому он может понаблюдать, что делается в черном ящике.
-
Скульптуры из серии «Керны» воспроизводят способ сбора и хранения образцов горной породы в стеклянных прозрачных трубах-колбах. Цикл берет свое начало в 2012 году, когда майя прогнозировали конец света. Как пояснил сам художник, в одном из «кернов» воспроизводится происхождение человека — по его теории, именно инопланетяне впрыснули разум обезьянам. Дальше началось восхождение человека и появились великие образы мировой истории и культуры. На этой скульптуре можно увидеть бюсты исторических деятелей от Маркса и Ленина до Адольфа Гитлера, Иосифа Сталина, Барака Обамы и Дональда Трампа как одних из главных героев человечества.
-
Цикл рельефных панно из серии «На самом дне черные окуни» «Постнеолит» и «Ледовое побоище 1242 года» посвящен современным высокотехнологичным военным действиям, разворачивающимся на фоне древних геологических напластований. Культурные слои разных эпох контрастируют с кислотного оттенка представителями новой цивилизации, однако и их ждет судьба мертвой биомассы.
-
На втором этаже взгляду посетителей открываются скульптуры из серии «Токсицизмы», давшая название выставке работа «Передняя стенка удалена», а также кинетическая скульптура «Норильское вещество».
-
«Норильское вещество», вбирающее в себя полимеры, моторы, оргстекло и цветную жидкость, создано под впечатлением от посещения художником норильских шахт. Эластичная темно-серая масса, представляющая собой рудники, вытягивается и сжимается, из прозрачных трубок вытекает цветное вещество, символизирующее собой полезные ископаемые, которые льются прямо на белые фигурки людей.
-
Художник, лауреат премии им. Урманче Надир Альмеев на открытии выставки отметил, что Каварга представил интересное «биоморфное отношение к действительности». «Мы все с детства любили разглядывать насекомых, цветочки, пестики. Художник пытается постичь окружающий мир и выразить собственное отношение к нему, проявляя свое тонкое понимание жизни и растворения ее в пространстве, Вселенной», — сказал он.
-
Искусствовед Ирина Лобашева отметила новое, светлое, современное и лаконичное пространство галереи «БИЗON». «Очень радостно, что город прирастает такими частными галереями, это о многом свидетельствует», — сказала она и добавила, что увидела параллель с выставкой Филонова в ГСИ. «Он со своей верой в будущее, космизмом и положительным мажорным настроем, изящными, мозаичными, тонкими работами и Каварга со своим тонким, абсолютно современным подходом, но с противоположным отношением к человеку и его роли на Земле. Последний использует такие приемы, материалы, технику и тончайшие, виртуозные решения, которые стоят на острие современного искусства. Хочется погружаться в смысл происходящего. Хорошо, что вы начинаете именно с этой серьезной, ключевой выставки, которая заставляет всех задуматься и задает тон будущим проектам», — отметила искусствовед.
-
Замруководителя «Татмедиа» Эдуард Хайруллин рассказал, что давно завязал отслеживать тенденции современного искусства, так как оно редко может вызывать какие-то чувства. Тем не менее в экспозиции «Передняя стенка удалена» он приметил «тонко упакованный смысл» и признался, что не будет покупать продукты в пластиковых пакетах. «Здесь есть ощущение того, до чего человечество довело Землю. Это какое-то переживание, боль, которые Каварга доносит до зрителя. Я считаю, важное дело, — отметил Хайруллин. — В этом и цель художника. Даже через такие формы, которые, может быть, где-то вызывают отвращение. В очередной раз после такого в магазине не будешь покупать пластиковые пакеты».
-
Поделился впечатлениями о выставке и известный казанский дизайнер, директор дизайн-студии «Айбат» Сергей Насекин. «Честно говоря, не могу сказать, что я слежу за современным искусством, но иногда листаю кое-какие журналы, — признался он. — И некоторые из представленных сегодня работ уже видел, хотя не запомнил имени художника. Действительно, в отличие от современного искусства, когда авторы пытаются насытить смыслом свои объекты при полном отсутствии содержания, здесь последнее присутствует».
Тем не менее Насекин отметил: ему как дизайнеру нравится, что в работах Каварги существует два уровня восприятия. «Издалека, условно, с 5–6 метров, это будет смотреться как некая целостная фигура. А можно приблизиться и разглядывать ее, так как в ней множество различных деталей. Это уже хорошо, интересно», — заключил он.
-
Поэт, художник и ученый Рашид Тухватуллин тоже оказался среди тех, кому понравилась новая выставка галереи «БИЗОN»: «У зрителя могут возникать свои аллюзии, ассоциации. И сам художник, несомненно, вкладывает важные смыслы в свои работы. Мне нравится, что здесь есть игра, в какой-то степени грустноватая ирония… А если работы автора не понимают, не надо ничего делать. Непонимание аудитории ничего не значит. А зрителю нужно лишь начать присматриваться, прислушиваться, слово „понимать“ здесь не очень подходит. Необходимо откликаться своим размышлениям, эмоциям. Это может стать неким толчком, поводом для того, чтобы самому поиграть с внутренними образами».
-
Директор комитета по развитию туризма столицы РТ Дарья Санникова рассказала о посещении выставки в своем «Инстаграме». «Казанская галерея современного искусства „БИЗON“ стала еще ближе, переехав в культурно-развлекательный центр „Родина“ на улице Баумана, 44/8. Экспозиционная площадь увеличилась вдвое. 31 января галерея отметит свое новоселье открытием выставки известного московского художника Дмитрия Каварги „Передняя стенка удалена“. Рекомендую к посещению», — добавила она.
-
Председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана, гендиректор «Татинтер Ресторантс» Зуфар Гаязов честно признался: мало что понимает в современном искусстве, но посыл, обозначенный московским художником, его заинтересовал. «Я обычно смотрю классические выставки, но мне увиденное новое направление понравилось. Дмитрий показал, что люди сами по себе настолько не ценят цивилизацию, свою природу и делают практически все для того, чтобы планета погибла. Именно это обращает внимание автор в своих композициях. Очень интересно, творчески», — подчеркнул собеседник. Кроме того, он добавил, что его жена и дочь тоже обязательно посетят экспозицию «Передняя стенка удалена».
«На днях приехала жена и с дочкой тоже сюда придет. Они в этом больше разбираются, чем я, к сожалению. Но остался удовлетворен тем, что увидел, и почаще буду приходить на такие выставки. Тем более теперь это удобно, галерея находится на улице Баумана, в центре города», — отметил Гаязов.
-
Известный коллекционер Евгений Жудров поздравил галерею «БИЗON» с новым прекрасным пространством. «Художника этого знаю, очень его люблю, давно за ним слежу, — отметил он. — Работы Каварги периодически мелькают на европейских фестивалях и в столице России. Я считаю, что это один из лучших проектов галереи, потому что действительно очень серьезный художник с солидным бэкграундом и тематикой. Я давно думал: кто же привезет его в Казань? И здорово, что подобное сделала галерея „БИЗON“. Я считаю, что это большой подарок городу — не так часто здесь показывают художников европейского уровня. Я очень люблю его работы и не помню, чтобы какому-то проекту так радовался. Здорово, что жители Казани и гости столицы могут прийти и погрузиться в этот мир».
-
С интересом погружался в происходящее и депутат Госсовета РТ, директор группы компаний «СМУ-88» Илья Вольфсон, и даже поучаствовал в одной из интерактивных инсталляций. Он отметил, что его интересует развитие новых форм искусства и какой-нибудь арт-объект мог бы появиться в одном из жилых комплексов ГК.
-
Экс-глава «Татспиртпрома», бизнесмен Ирек Миннахметов оценил выставку как крайне необычную, но добавил, что посыл автора, связанный со смертью и упадком цивилизации, он не разделяет. Ему ближе жизнеутверждающее, оптимистичное искусство. Миннахметов добавил, что, возможно, именно таков субъективный взгляд на мир художника, который на это имеет право, безусловно. Как бы то ни было, данная выставка — шаг вперед в познании современного искусства.
-
Генеральным партнером выставки выступило «БИМ-радио». Его основатель Вячеслав Долгополов и генеральный директор Илона Зинатова, а также диджей Елена Медова внимательно познакомились со всеми экспонатами. Последнюю выставка ошеломила: «Это очень глубокий творческий взгляд мастера на историю, взаимоотношения человечества и планеты, насколько они токсичны. Что будет дальше — мы погрузимся в хаос и мусор или это окажутся более качественные, экологичные, мудрые взаимоотношения?» Она добавила, что экспозицию трудно описать словами и лучше ее видеть.
-
Казанский художник Виталий Скобеев признался, что увидел в биоскульптурах настоящие откровения. «Для меня это некое продолжение философии космизма, я бы сказал, один из ее разделов, поскольку зарождение жизни пришло из космоса. Я вижу здесь конкретные знания Древнего Востока, теософские знания, Блаватская, Анни Безант, знания о происхождении жизни. Я увидел для себя некоторые просто откровения. Если расшифровывать работы, то художник таким своим провидческим видением нам открывает то, что нельзя осознать и увидеть, какие-то философские опусы. Я считаю, что это очень интересная и наталкивающая на мысли экспозиция», — рассказал он.
-
Главный нефтяник республики Наиль Маганов задумчиво рассматривал «Норильское вещество» и другие экспонаты, которые перекликаются с темой добычи полезных ископаемых, экологии и использования новейших технологий.
-
Режиссер Сергей Ольденбург-Свинцов убежден, что только в современном искусстве и есть смысл. «Я очень люблю современное искусство. Оно потому и называется актуальным, потому что относится к реальной жизни людей, к тому миру, который нас окружает. Подобные вещи можно увидеть в Лондоне или Нью-Йорке, даже в Москве они встречаются очень редко», — отметил он.
-
Шанс самому поразмышлять о том, что ждет человечество, будет у всех желающих до 31 марта. Время работы галереи — с 12:00 до 20:00.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.