В московском «Крокус Экспо» прошел съезд Национального союза производителей молока («Союзмолоко») В московском МВЦ «Крокус Экспо» состоялся съезд национального союза производителей молока (Союзмолоко)

«ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ОТРАСЛИ МЕДЛЕННО, НО УВЕРЕННО НАСТУПАЕТ»

Накануне в московском МВЦ «Крокус Экспо» состоялся съезд национального союза производителей молока (Союзмолоко). Место для молочников новое, ведь предыдущие годы по традиции собирались на ВДНХ. Впрочем, поскольку год назад бессменный Андрей Даниленко уступил свое место председателя правления Штефану Дюрру — человеку, у которого «в жилах не кровь, а молоко», вполне логично выглядел и переезд форума. Однако вместе с этими переменами понизился и ранг спикеров. Если в предыдущие годы к молочникам заезжали и профильный министр, и вице-премьер, и главы Роспотребнадзора и Россельхознадзора, то на этот раз были только замы. Самый большой десант высадился из минсельхоза: поговорить с участниками молочной отрасли пришли сразу трое заместителей Дмитрия Патрушева — Джамбулат ХатуовОксана Лут и Максим Увайдов (первый из них остался со времен министра Александра Ткачева, а двое других прибыли с командой действующего главы ведомства). Так что у молочников все же имелись основания надеяться на то, что их чаяния будут услышаны.

Но сначала Дюрр рассказывал о том, что цены на сырое молоко хорошие, а вместе с тем растет и производство молока. Согласно предварительным данным отраслевого союза, стоимость сырого молока в прошлом году существенно превышала показатели 2018-го. Так, в ноябре цены составили 25,8 рубля за килограмм, а это на 9,8% выше уровня годичной давности и на 4% больше, чем в 2017-м. «Спасибо минсельхозу за поддержку, которую они нам оказали и будут оказывать: это льготные кредиты, CapEx, доплаты на литр молока. Продолжайте такой уровень поддержки, а мы и дальше будем отвечать приростом молока», — торжественно обещал с трибуны предправления Союзмолока, уверенный в том, что в ближайшие 2–3 года на рынке появятся новые игроки.

Год назад Андрей Даниленко уступил свое место председателя правления Штефану Дюрру (на фото) — человеку, у которого «в жилах не кровь, а молоко» Год назад Андрей Даниленко уступил свое место председателя правления Штефану Дюрру (на фото) — человеку, у которого «в жилах не кровь, а молоко»

По предварительным данным национального союза, за 11 месяцев прошлого года производство сырого молока увеличилось на 2,1% до 29 млн т, в том числе товарного — на 3,7% до 20,6 млн тонн. Хатуов же уточнил, что в КФХ по итогам прошлого года прирост товарного молока составил 7%, а в сельхозпредприятиях — 4,5%. В целом же, по словам Лут, министерство предварительно насчитало по итогам прошлого года 31,3 млн т по всем формам производства, включая ЛПХ. В 2020-м, как ожидает Хатуов, объем производства должен вырасти не менее чем на 600 тысяч тонн. Лут уточнила цифры: в плане на текущий год 31,6–32 млн тонн. «Будем прирастать за счет повышения продуктивности дойного стада и увеличения высокопродуктивного поголовья», — полагает он.

Также замминистра радовался приросту высокопродуктивного поголовья. «Мы с вами за последние пять лет увеличили поголовье более чем на 630 тысяч, а за 2019 год приросли высокопродуктивным поголовьем почти на 70 тысяч голов», — сообщил он, скромно добавив, что все это следствие эффективных мер господдержки. Средняя продуктивность по итогам 2019-го, по словам Хатуова, составила 6,5 тыс. кг на особь. Однако, как отметил замминистра, есть и хозяйства, где показатель перевалил за 12 тыс., и даже такие, кто надаивает более 13 тыс. кг с коровы. «Технологичность отрасли медленно, но уверенно наступает», — подытожил он.

«У нас увеличивается продуктивность, но не теми темпами, которые бы нам хотелось видеть», — с оговоркой согласилась Лут. Как один из вариантов дальнейшего развития она видит возможность привлечения крупных предприятий к трансферту технологий. «Если мы не выстроим крупных производителей с мелкими, конечно, никакого прорыва сделать не сможем», — уверена замминистра.

«Будем прирастать за счет повышения продуктивности дойного стада и за счет увеличения высокопродуктивного поголовья», — полагает Хатуов «Будем прирастать за счет повышения продуктивности дойного стада и увеличения высокопродуктивного поголовья», — полагает Хатуов

Еще одна задача — экспорт молочной продукции. Как признается Лут, данная отрасль здесь далека от лидирующих позиций: отгрузка за границу принесла чуть менее $288 млн за прошлый год. «По паспорту правительства цель — 800 миллионов долларов. Пока все недостижимо. Но даже и этого мало, молочка может вытащить и больше», — полагает она.

Чуть позже управляющий акционер ООО «Комос Групп» Андрей Шутов пояснил, что увеличению экспорта мешает несколько факторов. Первый из них — высокая себестоимость российского молока. «Белорусское стоит 20 рублей, в Польше можно найти по 17–18 рублей», — привел примеры он. Но еще страшнее, считает акционер, стоимость тарифов на перевозку и логистические издержки — все это он и попросил субсидировать. Лут никаких дополнительных денег не обещала, но сказала, что обсудит вопрос с РЖД, чтобы выработать «механизм, где все будут зарабатывать».

Притом замминистра отметила, что в новой программе продовольственной безопасности показатель обеспеченности молоком составляет 90% и эту высоту отрасль пока не взяла. «Сделали по прогнозу в 2019-м 85,1 процента. На этот год ставим план 86,5 процента», — обозначила она цель.

«Пропаганду [молочной продукции] министерство, конечно, не согласует», — отрубила Оксана Лут, пообещав сделать некий «медийный пласт» вместе с «Союзмолоко» «Пропаганду [молочной продукции] министерство, конечно, не согласует», — отрубила Оксана Лут, пообещав сделать некий «медийный пласт» вместе с Союзмолоком

«ПО ПОЛЕЗНОСТИ ЭТО, НАВЕРНОЕ, НА УРОВНЕ КОКА-КОЛЫ»

От подведения итогов молочники перешли к собственно проблемам. Судя по всему, единственное, что волновало Дюрра в данный момент, — «так называемые напитки на основе растительных белков», продажа которых набирает обороты. «А мы, молочники, сидим и думаем, что все знают: молоко — это полезно, хорошо и вкусно. Но молодежь не совсем знает, привлекается разными напитками и представляет, будто подобное полезно. Хотя по полезности если считать, это, наверное, на уровне кока-колы, а преподносится как полезное, — сокрушался он. — Надо работать с людьми и потребителями, что наше молоко полезно, на мозги положительно работает, для роста хорошо».

На недостаточно активную популяризацию молока указывал и Шутов. По его мнению, рано или поздно Россия выйдет на заданный уровень экспорта, но отрасли надо будет расти за счет чего-то, например увеличения внутреннего потребления. «А у нас наоборот. В советское время молока на душу населения мы пили 322 литра. Рекомендованная ВОЗ норма потребления — 306 литров молока в год. В РФ 233 литра сейчас. Мы не добираем молока, это плохо сказывается на здоровье», — заявил акционер ООО «Комос Групп». По его мнению, свою роль играют два фактора: низкая покупательная способность граждан, а также «разнузданная антиреклама молочной продукции по всем СМИ». С первым не может справиться правительство в полном составе и вся президентская рать, поэтому Шутов попросил минсельхоз профинансировать кампанию по рекламе молока и молочной продукции. «Дайте, пожалуйста, денег из госбюджета», — попросил он.

Однако в ведомстве Патрушева инициативу восприняли прохладно. «Пропаганду министерство, конечно, не согласует», — сразу отрубила Лут, пообещав сделать некий «медийный пласт» вместе с Союзмолоком. «Мы не можем заниматься рекламой продукции бизнеса», — поддержал ее Хатуов, уверенный, что у бизнеса для этого и так много возможностей.

Подняли на съезде и тему маркировки молочной продукции, которая вводится с 1 июня 2020 года Подняли на съезде и тему маркировки молочной продукции, которая вводится с 1 июня 2020 года

«ЕСТЬ ПРОБЛЕМА ФАЛЬСИФИКАТА, НО С НЕЙ НЕ БОРЕТСЯ СИСТЕМА МАРКИРОВКИ»

Подняли на съезде и тему маркировки молочной продукции, которая вводится с 1 июня 2020 года. «Мы бы хотели, чтобы это как минимум перенесли и как максимум отменили», — попросил представитель отрасли. Он объяснял, что в России уже есть «Меркурий», который способен проследить путь молока и его производных от поля до прилавка. «Зачем нам еще дополнительная нагрузка на бизнес данной системы?» — логично недоумевал мужчина. По его словам, из-за подобного готовая продукция подорожает на 2–3%, что в конечном итоге «ляжет на покупателя».

Лут на это лишь отшутилась, мол, в документах прописано, что неупакованная продукция по-прежнему не будет маркироваться. «Перейдем на розлив, на развес — хороший выход из ситуации. Но это, безусловно, шутка», — сказала замминистра. Посерьезнев, она добавила, что даже в министерстве не в курсе, как на самом деле идет эксперимент с маркировкой: какие есть нюансы, недостатки, успехи, как это производится технически и технологически. «Потому что там в основном участвуют малые компании и, как ни странно, точки продаж. Но никто не может ничего сказать, нам не очень понятно почему», — добавила Лут. По ее словам, данный вопрос уже обсудили с курирующим отрасль свежеиспеченным вице-премьером Викторией Арбамченко, которая пообещала темой заняться. Кстати, на этой неделе пройдет совещание с минпромторгом, который курирует сомнительный эксперимент и уже просил сдвинуть его сроки на конец мая.

Согласно действующему постановлению, пилотный проект по маркировке реализуется с 15 июля 2019 по 29 февраля 2020 года. В рамках него маркируются молоко, сливки, сухое молоко, кисломолочные продукты (кефир, йогурт и др.), молочная сыворотка, сливочное масло, сыры, творог и иные продукты. Новация состоит в том, что каждая упаковка молочного продукта должна будет иметь индивидуальный двухмерный код Data Matrix. Учитывая сумасшедшую логистику в пищевке, которая на 80% состоит из упаковки, распаковки, переукладки, нужно будет обращаться в систему, присваивать новые коды, сканировать индивидуальные коробки и т. д., ранее подчеркивала объем работ директор Danone по связям с госорганами в России Татьяна Ткаченко.

По осенним оценкам специалистов, только капитальные вложения в систему маркировки обойдутся в 25 млрд рублей, еще порядка 20 млрд будет ежегодно уходить на операционные расходы компаний для приобретения кодов. То есть, чтобы система заработала, потребуется 45 млрд, в то время как годовая прибыль всей отрасли — 35 млрд рублей (по данным ноябрьского VI международного агропромышленного молочного форума).

Гендиректор «Союзмолоко» Артем Белов в который уже раз обратил внимание на то, что эксперимент по маркировке молочки проходит в «закрытом режиме» Гендиректор Союзмолока Артем Белов в который уже раз обратил внимание на то, что эксперимент по маркировке молочки проходит в «закрытом режиме»

Молочники, естественно, всячески противятся дополнительной, в придачу к «Меркурию», маркировке. Гендиректор Союзмолока Артем Белов в который уже раз обратил внимание на то, что эксперимент проходит в «закрытом режиме». Напомним, это одна из постоянно звучащих претензий игроков к контролирующим структурам. По его словам, союз производителей работает с минпромторгом над методикой оценки целесообразности новации. «Мы поставили телегу впереди лошади: сначала сроки, потом начали разрабатывать методику целесообразности», — указал он. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Белов пояснил, что логика должна быть такой: дождаться результатов, потом оценить целесообразность и, если это неоправданно, отменить распоряжение правительства.

«Наши расчеты показывают (мы соотносим затраты с потенциальными выгодами), что смысла в реализации проекта маркировки в молочной отрасли нет. Проблема, с которой борется маркировка, — это контрафакт. У нас его нет. В молочной отрасли есть проблема фальсификата, но с ней не борется система маркировки (контрафактом считаются товары, изготовленные не тем производителем, который указан на маркировке, введенные в оборот без его согласия, это так называемый серый импорт; фальсификат — поддельная вещь, выдаваемая за подлинную, — прим. ред.), — уверен гендиректор Союзмолока. — Потому смысла от этого нет, кроме заработка определенной коммерческой структуры».

Напомним, что маркировкой молочки, как и обуви, меховых изделий, лекарств, будет заниматься ООО «Оператор-ЦРПТ». Данная компания — «дочка» центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащая структурам миллиардера Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и компании венчурного и технологического инвестора Александра Галицкого. В ЦРПТ заявляют, что внедрение маркировки молочной продукции не приведет к росту цен и позволит производителям увеличить прибыль. Только вот сами они почему-то не радуются грядущему нововведению.