В Казани завершился V фестиваль татарской музыки им. Назиба Жиганова «Мирас», который был приурочен к празднованию 100-летия образования ТАССР В Казани завершился V фестиваль татарской музыки им. Назиба Жиганова «Мирас», который был приурочен к празднованию 100-летия образования ТАССР Фото: «БИЗНЕС Online»

ЮБИЛЕЙ МОЛОДОЙ ТАТАРСКОЙ МУЗЫКИ

«Сегодня будет шикарный концерт», — слышалось в кулуарах ГБКЗ им. Сайдашева на протяжении всех трех вечеров V фестиваля татарской музыки им. Назиба Жиганова «Мирас», который проводит Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского. Полные залы стали лишним подтверждением этой оценки. «Фестиваль „Мирас“ к 100-летию ТАССР должен быть необычным», — обещал в прошлом году его арт-директор профессор Вадим Дулат-Алеев, который сдержал слово. Программа каждого концерта была выстроена в соответствии с определенной темой, под которую подбирались произведения как классиков татарской музыки, так и современных маститых и молодых композиторов.

«В программу были включены произведения, связанные с историей и современностью. Конечно, таковых довольно много — трех концертов фестиваля не хватило бы, чтобы озвучить музыкальную летопись Татарстана, так что вместо механизма одной линии был выбран принцип 3D-проекции, который имеет больше возможностей показать как прошлое, так и настоящее в истории», — пояснил Дулат-Алеев в своем материале для «БИЗНЕС Online». Первый концерт «Родина моя — Татарстан» был посвящен торжественным произведениям, второй — «Яшьлек» — молодости как мотиву творчества, а третий — «Музыка и слово» — песенному и вокальному наследию татарских композиторов.

Отдельное место на мероприятии занимали праздничные даты — кроме 100-летия ТАССР,  в этом году отмечается 120-летие со дня рождения Салиха Сайдашева и 110-летие Джаудата Файзи. По словам арт-директора «Мираса», отдельные произведения включены в программу в связи с круглыми датами их авторов: 80-летие со дня рождения Рафаэля Белялова (Концерт-каприччио для скрипки с оркестром), 75-летие Александра Миргородского («Увертюра-фантазия на темы песен Сайдашева»), 90-летие Бориса Трубина и годовщина смерти Ильгама Шакирова.

«Фестиваль «Мирас» к 100-летию ТАССР должен быть необычным», — обещал в прошлом году его арт-директор профессор Вадим Дулат-Алеев, который сдержал словоФото: предоставлено пресс-службой ГСО РТ

«ИМЕТЬ КОЛЛЕКТИВ ТАКОГО ВЫСОКОГО УРОВНЯ — ГОРДОСТЬ ДЛЯ ТАТАРСТАНА»

Три концерта отличалось как тематикой, так и настроением, образуя словно треугольную призму, в которой преломлялся мощный световой поток татарской музыки. 15 января на «Мирасе» чествовали классиков — разумеется, открылся вечер произведениями Жиганова, чье имя носит фестиваль. Самым эмоциональным моментом концерта стало исполнение увертюры-гимна «Моя Казань» Бориса Трубина, которая удивила мастерским использованием татарских интонаций в музыке русского по происхождению композитора. После нее публика абсолютно заслуженно не скупилась на овации 89-летнему автору, присутствовавшему в зале. Трубин так растрогался этим вниманием, что прослезился, вызвав такую же реакцию у многих зрителей.

Солисткой выступила преподаватель Казанской консерватории Айсылу Сальманова, которая исполнила две татарские народные песни — «Ай былбылым» и «Көймә килә» в обработке Масгута Латыпова. «Сегодня знаменательный день — я впервые выступила на сцене с Государственным симфоническим оркестром Татарстана и очень рада этому событию. Всегда мечтала о таком, — призналась она журналистам. — Это один из самых лучших оркестров сегодня. Иметь коллектив такого высокого уровня — гордость для Татарстана. Он идет в ногу со временем, для музыканта, певца выступать с ним — огромное счастье. Здорово, что в Казани поддерживается татарская национальная культура и молодые татарские композиторы».

Кантаты Жиганова и Резеды Ахияровой, а также оратория «Кеше» Мирсаида Яруллина прозвучали в исполнении Государственного камерного хора РТ под управлением Миляуши Таминдаровой, который в очередной раз порадовал не только качественным исполнением, но и невероятно красивыми национальными татарскими костюмами, которые удивительно шли каждому участнику коллектива.

Второй концерт носил название «Молодость», произведений молодых композиторов там было действительно много — отметились Эльмир Низамов, Ляйсан Абдуллина, Светлана Зорюкова, Эльмира Галимова, Ильдар Камалов. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Низамов, симфоническую картину «Нардуган» он написал специально к фестивалю, где она и прозвучала впервые. Также ГСО РТ виртуозно презентовал симфоническую легенду «Чатыр тау» Галимовой и увертюру к опере «Сны Батыра» Камалова. Вторую молодость получила «Симфония» Аллагиара Валиуллина, которая прозвучала на сцене после более чем 60-летнего забвения.

Отдельным сюрпризом для публики стало звучание кыл-кубыза в руках Дины Закировой — симфоническая легенда Галимовой была написана как раз для этого татарского и казахского инструмента с оркестром. «Дина Закирова — скрипачка, но она не побоялась взять в руки кыл-кубыз и впервые выйти с этим инструментом в сопровождении симфонического оркестра! Инструмент капризный, его приходилось подстраивать прямо на сцене во время исполнения. Огромное спасибо, маэстро Александр Сладковский, за идеально настроенный самый сложный в мире инструмент — симфонический оркестр! ГСО РТ — супероркестр!» — поделился Дулат-Алеев впечатлениями в своем «Фейсбуке».

ГСО РТ под руководством Александра Сладковского виртуозно презентовал симфоническую легенду «Чатыр тау» Галимовой и увертюру к опере «Сны Батыра» Камалова ГСО РТ под руководством Александра Сладковского виртуозно презентовал симфоническую легенду «Чатыр тау» Галимовой и увертюру к опере «Сны Батыра» Камалова Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРАЗДНИК ДУШИ И СЕРДЦА»

На заключительном концерте «Музыка и слово» голоса и старого, и нового поколения слились в татарских протяжных песнях — как народных, так и авторских. Отрывки из музыкальных комедий Сайдашева и Файзи, ария Алтынчеч из одноименной оперы Жиганова, увертюра-фантазия на темы песен Сайдашева Александра Миргородского, романсы и песни Фасиля Ахметова, Рустема Яхина, Сары Садыковой, Александра Ключарева, Мирсаида Яруллина… «Когда сидела на репетиции, я с таким удовольствием слушала масштабные произведения, которые, к сожалению, мало исполняются, — отметила в разговоре с „БИЗНЕС Online“ оперная певица и солистка концерта Илюса Хузина. — Потому для нас в первую очередь великое счастье — исполнять эти произведения, на которых мы выросли. У нас есть и очень талантливые молодые композиторы, что тоже радует. Вообще, данный фестиваль — праздник души и сердца, который приходит к нам раз в году. На национальную музыку тело и душа откликаются, потому что она заложена в наших ДНК. Когда звучит, ты начинаешь дышать такой музыкой. Это фантастика! Да, зарубежная музыка — тоже классно и здорово, но наша ближе».

Конечно, невозможно не отметить отдельно безупречное мастерство ГСО РТ, благодаря которому как татарская классика, так и современность звучали свежо и ярко. Даже владея высоким исполнительским мастерством, невозможно хорошо сыграть национальную музыку без истинного «чувствования», без проникновения в самую суть ее мотивов. Сладковский, который и сам всегда глубоко изучает музыкальную ткань любого произведения, научил этому оркестрантов, и уже с приглашенными дирижерами они воплощают данную беспроигрышную исполнительскую стратегию. За дирижерским пультом стояли многогранный Василий Валитов, молодой, но уже опытный Айрат Кашаев и заслуженный деятель искусств РТ Ринат Халитов. Завершился фестиваль исполнением знаменитого «Марша Красной Армии» Сайдашева в преддверии 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

«Мирас» — самый престижный фестиваль классической татарской музыки, поэтому все композиторы стремятся попасть на него «Мирас» — самый престижный фестиваль классической татарской музыки, поэтому все композиторы стремятся попасть на него Фото: «БИЗНЕС Online»

«МОЛОДЫЕ КОМПОЗИТОРЫ АКТИВНО ПИШУТ МУЗЫКУ — ЭТО И ЕСТЬ РАЗВИТИЕ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ»

Поскольку «Мирас» проходит уже в пятый раз, «БИЗНЕС Online» решил с помощью татарстанских музыкантов подвести некоторые итоги фестиваля и выяснить, как он повлиял на развитие татарской музыки. Заслуженная артистка РТ Эльмира Калимуллина отметила в разговоре с «БИЗНЕС Online», что фест хорош тем, что на нем звучат произведения, которых мир не слышал вообще. «Он дает возможность услышать новые краски, новых и старых композиторов, которых многие не знают. Это большой шанс всем нам погрузиться в мир татарской классической музыки, понять, насколько она богата и красива. Сегодня я получила эстетическое удовольствие от произведений наших композиторов. Знаю, что на фестиваль приехало много людей из районов, что приходят маленькие дети, ученики музыкальных школ, чтобы послушать музыку вживую. Поэтому я считаю, что это мероприятие напоминает о том, какая у нас богатая культура, и дает новую жизнь прекрасным старым композициям», — подчеркнула она.

Композиторы Рашид Калимуллин, Ильгам Байтиряк и Низамов напомнили, что татарские авторы стали писать музыку специально для фестиваля, то есть мероприятие подстегнуло появление совершенно новых произведений. Последний также отметил, что аудитория татарской классической музыки расширилась: если раньше ее слушали в основном профессионалы, то теперь на «Мирас» приходит обширная и разнообразная публика.

«Композиторы уже знают, что есть такой фестиваль, и специально пишут для него. Требования к произведениям высокие, поскольку уровень оркестра высок, он сейчас в шикарной форме. Потому наши композиторы стараются не ударить в грязь лицом и пишут хорошую, добротную музыку. В этом году станут исполняться сочинения разных поколений, и меня радует, что и молодые композиторы активно создают произведения, у них тоже будут премьеры. Это и есть развитие нашей культуры. Было бы здорово, если бы и другие коллективы проводили такие фестивали. Хочу пожелать долгой жизни „Мирасу“, успехов Сладковскому и Дулат-Алееву», — сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Калимуллин.

Байтиряк отметил, что благодаря «Мирасу» достигается истинная преемственность татарской музыки. «На первых фестивалях звучала в основном классическая музыка, были авторские концерты, и уже тогда они вызывали огромный интерес у публики. Современные композиторы задумались о том, в чем секрет такой популярности, и стали больше обращаться к тому наследию, перенимать опыт старших коллег. Так мы вернулись к интонационной музыке. „Симфонические танцы“ Калимуллина, которые прозвучали на фестивале, — яркий тому пример. Стало понятно, что композиторские техники XX и XXI веков не впечатлили большинство слушателей, основная масса людей все же предпочитают музыку попроще, которая ложится на душу и воспринимается сердцем. Естественно, для этого нужно писать не голые ноты, а вдыхать в музыку жизнь, творить от души, отдавать свою энергию. И тогда музыка находит отклик у зрителей», — считает композитор.

Он добавил, что «Мирас» — самый престижный фестиваль классической татарской музыки, поэтому все композиторы стремятся попасть на него. «Показателен второй концерт нынешнего мероприятия, где были сплошь молодые современные авторы, — рассказал Байтиряк. — Желающих оказалось много, не все попали, потому что выбирались самые достойные сочинения. Здесь, наверное, самый большой конкурс из всех существующих фестивалей в Казани. Те, кто в этом году на него не попал, стремятся пройти на следующий, готовят новые сочинения. Благодаря „Мирасу“ классика становится фундаментом для новых произведений, появляется своего рода неоклассицизм у нас в Татарстане. Это очень хорошая тенденция, и, судя по откликам зрителей, всем очень нравится — люди с интересом приходят на следующие концерты».

Композитор Ахиярова, чей «Гимн гармонии» тоже прозвучал на фестивале, солидарна с коллегами относительно того, что он стимулировал появление новых произведений, также она обратила внимание на еще один момент: «Мне очень нравится, что исполняются давно забытые сочинения, которые вообще не звучат. Сладковский и Дулат-Алеев находят их и включают в план концертов фестиваля — и это очень хорошо, потому что произведения звучат по-новому, получают новую интерпретацию. Мы можем прочувствовать их ярче. Молодежь слышит интересные классические произведения, впитывает их и, возможно, претворяет какие-то детали в своих сочинениях».