Золото и серебро из аравийских песков везут домой челнинцы. Победителем ралли «Дакар-2020» стал экипаж «КАМАЗ-Мастер» Андрея Каргинова «Золото» и «серебро» из аравийских песков везут домой челнинцы. Победителем ралли «Дакар-2020» стал экипаж «КАМАЗ-Мастера» Андрея Каргинова Фото: Алексей Белкин

Гонка с чистого листа

«Золото» и «серебро» из аравийских песков везут домой челнинцы. Победителем ралли «Дакар-2020» сегодня стал экипаж «КАМАЗ-Мастера» Андрея Каргинова — он принес челнинцам 17-го по счету золотого бедуина, второе место у его партнера Антона Шибалова. Третье досталось экипажу белорусской команды «МАЗ» Сергея Вязовича.

«Счастлив, что нам удалось порадовать наших многочисленных болельщиков и партнеров команды, — привел слова Владимира Чагина официальный инстаграм-аккаунт команды. — Это была непростая победа, каждый участник „КАМАЗ-Мастера“ сделал все, чтобы ее добиться. „Дакар“ на Аравийском полуострове порадовал интересными маршрутами и захватывающей борьбой. Искренне поздравляю всех, кто следил за нашим выступлением и помогал готовиться команде к этой сложнейшей гонке!»

После 10-летнего южноамериканского периода «Дакар» впервые в своей истории перебрался в Азию, и эта первая гонка в Саудовской Аравии стала испытанием для челнинской команды «КАМАЗ-Мастер». Спортсменам необходимо было преодолеть в общей сложности 7,5 тыс. км Аравийского полуострова, начиная от берегов Красного моря, делая гигантский крюк по пустыне, выходя на побережье Персидского залива и заканчивая в центральной части Саудовской Аравии. Еще на этапе подготовки, когда стало известно, что в регламент соревнования внесли изменения, по которым, например, навигационные книги этапов решено было выдавать лишь за 10–15 минут до старта, участники стали говорить о гонке «с чистого листа». Многолетняя монополия «КАМАЗ-Мастера» на победу в классе грузовиков особой интриги не создавала, что, естественно, сказывалось на зрелищности.


Стоит напомнить, как на фоне ежегодных побед команды от Татарстана в 2017 году разразился скандал с новыми требованиями оргкомитета — гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин тогда обвинил организаторов в попытке отодвинуть челнинские грузовики от гонки, введя новое ограничение объема двигателей. «Создание спортивного мотора — это не один миллион евро, — заявлял Когогин. — Соответственно, мы только с Liebherr сделали спортивный мотор, получили эффективный грузовик — тут же изменили регламент и с января 2018 года будем обязаны выставить минимум два грузовика с 13-литровыми моторами. За пять лет изменить несколько раз технический регламент — это неправильно».

Ситуация осложнялась тем, что новые параметры словно прицельно били по КАМАЗу — у соперников камского автозавода особых трудностей не возникало. Когогин допускал, что команда приостановит участие в «Дакарах» на год-два, пока будет работать над новым двигателем. Однако уже в 2018-м «КАМАЗ-Мастер» снова взял первое и третье места на двигателе, доработанном совместно с Cummins, — на самом деле одна машина с 13-литровым мотором в запасе уже имелась, и команде удалось перевооружиться за год, лишний раз подтвердив свое неоспоримое лидерство. Таким образом, освежить пьедестал почета оргкомитету не удалось, и с тех пор явной дружбы против КАМАЗа со стороны устроителей замечено не было — ежегодные сюрпризы одинаково осложняют жизнь всем участникам.

«Организаторы что-то модернизируют каждый год, — пояснил „БИЗНЕС Online“ руководитель пресс-службы ПАО „КАМАЗ“ Олег Афанасьев. — Такие изменения, по их мнению, должны усилить конкурентность соревнований».

На фоне ежегодных побед команды от Татарстана в 2017 году разразился скандал. Сергей Когогин тогда обвинил организаторов в попытке отодвинуть челнинские грузовики от гонки, введя новое ограничение объема двигателей В 2017 году разразился скандал. Сергей Когогин тогда обвинил организаторов в попытке отодвинуть челнинские грузовики от гонки, введя новое ограничение объема двигателей Фото: «БИЗНЕС Online»

Победа Каргинова и неудача Николаева

Фаворитом гонки на старте считался пятикратный чемпион «Дакара» Эдуард Николаев. Вслед за ним букмекеры ожидали видеть экипажи Каргинова, Дмитрия Сотникова и Шибалова. Единственным конкурентом челнинцев, который также мог претендовать на призовое место, назывался белорус Вязович команды «МАЗ».

Уже первый этап гонки, который стартовал 5 января в городе Джедда на побережье Красного моря, привнес интригу. Да, экипажу Шибалова удалось все-таки прийти первым, но его партнерам по команде не повезло. Сотников занял четвертое место, Каргинов — 7-е, а Николаев из-за поломки вентиляторов охлаждения наддувочного воздуха и вовсе оказался 10-м. В итоге второе место на первом этапе досталось белорусу Вязовичу, а третье — голландцу Янусу ван Кастерену на Iveco. Во втором этапе Вязовичу удалось опередить челнинцев и занять первое место. Но к тому моменту догонять лидера стал Каргинов, который сумел выйти вперед в общей классификации по итогам четвертого этапа. При этом с каждым новым днем ему удавалось все больше и больше увеличивать отрыв.

Организаторам пришлось сократить 10-й этап марафона ради безопасности спортсменов из-за начавшегося сильного ветра. Также был укорочен и заключительный 12-й этап из-за строительных работ на одном из нефтяных объектов. К тому моменту Каргинов стал безусловным лидером гонки. Вслед за ним с отставанием в 40 минут к финишу пришел его партнер по команде Шибалов, а Вязович же к тому времени отстал почти на два часа от лидера. Четвертым стал экипаж Сотникова.

Организаторам пришлось сократить 10-й и 12-й этапы марафона ради безопасности спортсменов из-за начавшегося сильного ветра и строительных работ на одном из нефтяных объектовФото: © РИА «Новости»

Тотально же не повезло экипажу Николаева. Не завершив 6-й этап, им пришлось выйти из гонки из-за поломки двигателя. Днем ранее их машина получила серьезные повреждения, и движок работал лишь на 5 цилиндрах из 6. Всю ночь экипаж самостоятельно пытался справиться с поломками, но сделать этого им не удалось. По старым правилам экипаж должен был покинуть соревнования, но по новому регламенту у них появился шанс вернуться в отдельной классификации Dakar Experience, воспользовавшись так называемым джокером — правом снова зайти на маршрут, которое дается команде один раз за гонку. Занять пьедестал экипажу уже не удалось, зато они смогли немного отыграться, придя четвертыми и третьими на 11-м и 12-м этапе соответственно.

Неплохо на ралли показала себя и другая российская команда Snag Racing, пилот которой Сергей Карякин в классе мотовездеходов завоевал «серебро». К сожалению, не обошлось на гонке без трагедий — на 7-м этапе в аварию попал португальский мотоциклист Пауло Гонсалвеш. По словам организаторов ралли, медики добрались до него уже через 8 минут, но к тому моменту спортсмен уже не подавал признаков жизни.