«Мой тариф — «по возможности». Я называю цену, а заплатить больше или меньше нее — решать вам. Если денег нет, могу довезти и бесплатно»Фото: Олег Спиридонов

НОВАЯ ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ

23-летний студент КИУ и выпускник КФУ с дипломом менеджера по логистике Арслан (фамилию он предпочитает не называть, так как не хочет лишнего внимания к себе со стороны надзорных органов и налоговиков) уже четыре года по вечерам занимается извозом. Но не простым, а почти благотворительным. Подъезжая к остановкам на своей LADA Granta, он предлагает довезти людей за ту цену, которую они могут заплатить. «Мой тариф — „по возможности“. Я называю цену, а заплатить больше или меньше нее — решать вам. Если денег нет, могу довезти и бесплатно», — говорит потенциальным пассажирам Арслан. Когда набирается машина, водитель продумывает самый оптимальный маршрут и довозит людей до ближайшей к их месту назначения остановки.

В начале своего трудового пути Арслан пробовал подрабатывать вечерами на такси по примеру старшего брата. Но, увидев, сколько людей стоят и мерзнут в бесполезном ожидании транспорта по вечерам, решил: почему бы не подвозить людей просто так — за символическую плату? Однажды услышал об опыте ресторана, который объявил акцию «насколько оцениваешь — столько и платишь». «Не помню сейчас, что это был за ресторан. Но идея мне понравилась, и я решил ее внедрить. Какое-то время она работала. Но позже я столкнулся с проблемами. Пассажиропоток начал падать, потому что люди не понимают, от какого тарифа отталкиваться. И я стал думать, как эту идею изменить», — рассказывает Арслан. В итоге пришла мысль называть примерный тариф, чтобы человек понимал, на что ориентироваться, но конечную цену все равно формировал пассажир, исходя из имеющейся наличности и личной удовлетворенности от услуги.

Маршрут, по которому ездит Арслан, обычно начинается с поселка ГЭС и ведет на Московский проспект или на Чулман — самые обделенные в плане перевозок дорожные артерии. Однако маршрут может меняться по пути следования, так как определенного направления нет. «Подобрал людей, которым надо на три разных проспекта, так и довожу их и по пути еще подбираю. Пассажиропоток всегда разный. Можно и за весь рейс только одного человека подобрать. Но за 3–4 часа работы я примерно 8–10 пассажиров могу развезти», — объясняет таксист.

Такая же нестабильная и выручка. Щедрые пассажиры бывают, но редко. «Могут дать тысячу рублей. Один парень пытался даже 2 тысячи сунуть. Если хотят отблагодарить, по 500 рублей дают. Когда только начинал, люди платили так много, что я просто отказывался или давал сдачу. Но некоторые даже обижались и отказывались ее брать», — вспоминает водитель.

Если же у клиента нет денег, чаще всего он в этом сразу признается, но для Арслана подобное не является препятствием. «Я, например, называю цену. Если это расстояние из одного конца города в другой, тариф будет составлять примерно 100–200 рублей. Но человек уже сам решает, сколько дать. Кто-то платит по тарифу, у кого-то вообще 20 рублей в кармане — без проблем, довезу все равно», — уверяет собеседник.

Максимальная выручка была тогда, когда люди легко и охотно садились в такси — у водителя-благотворителя могло выйти 2 тыс. чистыми за смену. Сейчас чаще бывает 500–1000 рублей за 4–5 часов езды. Тем не менее, как утверждает молодой человек, бензин точно окупается. А прибыль, помимо прочего, зависит и от времени маршрута. «Когда собираешь людей по остановкам, нужно втиснуться во временной период, когда люди стоят на остановке, а еще желательно втиснуться в поток „Газелей“, причем так, чтобы люди увидели не маршрутки, а меня. Я это называю слепой зоной. Если такое удастся сделать, то ты будешь в приоритете для пассажиров», — объясняет Арслан.

У Арслана свой круг льготников — группа людей, кому услуга априори положена бесплатно. Это люди старше 57 лет, дети до 7 лет, инвалиды, беременные женщины и мусульмане, которые читают намаз У Арслана свой круг льготников — группа людей, кому услуга априори положена бесплатно. Это люди старше 57 лет, дети до 7 лет, инвалиды, беременные женщины и мусульмане, которые читают намаз Фото: «БИЗНЕС Online»

ЛЬГОТНИКИ: ДЕТИ, БЕРЕМЕННЫЕ И ЧИТАЮЩИЕ НАМАЗ

Но все же самая большая проблема сейчас для Арслана — люди не доверяют и не садятся в такое такси. «За четыре года я разные способы использовал, — говорит он. — И метод „платим по возможности“ начал применять недавно. Раньше люди садились проще. Сейчас же стали меньше доверять, больше стали ссылаться на отсутствие денег, хотя у меня прямо на лобовом стекле написано „тариф по возможности“. Хочешь им все объяснить, а они отворачиваются и отмахиваются. Ситуация в плане доверия стала хуже. Поэтому постоянно ищу новые способы привлечения пассажиров, чтобы они больше начали мне доверять. Тут как в продажах — ты сначала должен продать себя, а потом уже свою услугу. Бывало такое, что из 10 человек, стоящих на остановке, может сесть только один, а потом за ним вся толпа полезет в машину. Или наоборот — один откажется и остальные тоже будут говорить: „Ты мне не нравишься, я не сяду“. Поэтому сейчас работаю над созданием доверительной ситуации. Чтобы захотели воспользоваться моим сервисом, поняли, что я не в лес их увезу. Но когда говорю, что могу хоть за 20 рублей довезти, обычно садятся».

При этом собеседник утверждает, что реакция клиентов на названную в конце поездки сумму и предупреждение, что можно заплатить меньше или вообще не платить, бывает иной раз непредсказуемой. «Кто-то начинает в штыки это воспринимать. Например, ты раз пять сказал, что он может за проезд не платить вообще. А человек начинает орать дуром: нет, я тебе не заплачу 100 рублей, это дорого, выпусти меня, — смеется Арслан. — Даже до угроз доходит. Но это малый процент пассажиров из числа каких-то зашуганных людей. Адекватных все же большинство».

Помимо платежей по желанию, есть у Арслана и свой круг льготников — группа людей, кому услуга априори положена бесплатно. Это люди старше 57 лет, дети до 7 лет, инвалиды, беременные женщины и мусульмане, которые читают намаз. Последняя категория попала в льготники потому, что Арслан сам является верующим мусульманином и придерживается канонов ислама. «Мусульманин должен быть милостью для людей — делать добро, помогать», — считает водитель.

Отчасти из-за вероисповедания в такси у Арслана имеются и ограничения — он не везет пьяных и тех, кто садится с алкоголем в руках. Идейный водитель рассказал о случае, когда ехала компания деревенских парней навеселе, привязались к другому пассажиру, а потом все подрались. Итогом стало разбитое стекло у машины. Правда, позже ущерб возместил работодатель буйных пассажиров. Но это стало уроком.

«Конечно, таксисты зарабатывают больше, — утверждает Арслан. — Но я предпочитаю не выезжать за город, потому что на трассе засыпаю. И ты не можешь отказаться от клиента, даже если он пьяный в зюзю или полный идиот. А когда ты едешь как маршрутка, в общем сам выбираешь себе пассажира. Если и будет какой-то агрессивный, вряд ли он станет накидываться, когда рядом сидят свидетели».

Своим пассажирам Арслан предлагает записать телефон. Звонков от постоянных клиентов поступает 5–6 в день. Но звонить желательно за час до поездки, чтобы водитель мог заранее просчитать маршрут. «Некоторые не звонят, потому что стыдно — нет денег. Но все равно прошу звонить. Я и постоплату принимаю хоть через месяц», — уточняет водитель.

За четыре года езды у Арслана накопились предложения и пожелания к работе общественного транспорта и своим коллегам по цеху За четыре года езды у Арслана накопились предложения и пожелания к работе общественного транспорта и своим коллегам по цеху Фото: Олег Спиридонов

ХОРОШИЕ ДОРОГИ И ПЛОХОЙ СЕРВИС

За четыре года езды у Арслана накопились предложения и пожелания к работе общественного транспорта и своим коллегам по цеху. Первая рекомендация газелистам — не нападать на пожилых людей и относиться к ним с уважением. «Мне пожилые челнинцы постоянно жалуются, что им прямо в лицо проездные швыряют! Такое плохое отношение к ним, потому что перевозчикам копейки компенсируют за эти проездные — по 10–12 рублей с одной поездки. Хотя они тоже зарабатывают деньги и им надо кормить семью. Эту систему надо менять у маршрутников! Они очень сильно зависят от пассажиропотока, а не от своей зарплаты. Если у него гарантированная зарплата, ему станет все равно — дадут ему деньги или проездной. Тогда и у пассажиров, и у водителей нервы будут спокойны. Надо изменить способ оплаты водителям, чтобы у них изменилось отношение к пассажирам», — предлагает Арслан.

Вторая важная проблема — отсутствие автобусов в вечернее время. «После 10–11 часов вечера по проспектам Мира и Сююмбике движение маршруток прекращается, а если брать проспекты Московский, Чулман или маршрут 27-го автобуса — они тухлые уже после 20 часов. С Замелекесья и ЗЯБи на ГЭС тоже не уехать — этого маршрута просто нет вообще. И люди вынуждены ехать с пересадкой на остановке „Бумажников“. Потом были удобные маршруты 109-й и 209-й, но их убрали», — перечисляет узкие места системы Арслан.

Впрочем, есть и положительные моменты — тотальный дорожный ремонт привел полотно в идеальное состояние. Но и здесь есть нюансы. Зимой перед остановками сильный гололед и его никто не стремится ликвидировать. «Ситуация жуткая. Я удивляюсь, как газелисты не врезаются друг в друга. Там чистый лед», — возмущается Арслан.

Свой бизнес в сфере перевозок Арслан открывать не планирует. Так как втиснуться в поделенный рынок сложно, нужен капитал. Регистрироваться самозанятым тоже не собирается. «Меня система налогообложения нашего государства все больше удивляет. Ладно хотя бы на коровий пук не ввели налог. Знаю, в какой-то стране введен обязательный штраф за каждую корову, потому что она своими газами портит атмосферу. И он до сих пор работает. И наше налогообложение очень похоже. Да и какие плюсы мне от самозанятости? Чеки смогу выдавать людям? Ну билеты у меня пассажиры не просят. И чеки им тоже не нужны».