В ОАО «СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ» РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОЕКТ ПО ТЕХПРИСОЕДИНЕНИЮ К СЕТЯМ

В октябре прошлого года в ОАО «Сетевая компания» заработал телефон «горячей линии». Анализируя поступающие обращения граждан, специалисты компании сделали неожиданные выводы. Условно категорию основных обращений можно разделить на две темы. Первая, как и ожидалось, касалась несанкционированных подключений к сетям, о которых сигнализировали бдительные граждане. А вторая невольно подтолкнула компанию активизироваться в сфере инновационных технологий по взаимодействию с клиентами, желающими подключиться к электросетям: часть звонков была именно в этом направлении. С планами компании по реализации нового электронного проекта ознакомился корреспондент «БИЗНЕС Online».

«ЗАЯВКА В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН»

Как сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы сетевой компании Зульфат Мингалиев, толчком для разработки нового электронного ресурса послужило то, что при анализе поступавших звонков выяснилось: многие из них касаются именно вопросов техприсоединения. Напомним, в компании с 1 июля действует новый сайт www.gridcom-rt.ru, на котором размещен раздел для клиентов, где можно ознакомиться с типовыми документами, с тарифами на техприсоединение, получить контактную информацию. Однако в ближайшее время в этом разделе потребители получат возможность оформить и направить на предварительное согласование электронную заявку на техприсоединение.

– В первую очередь мы хотим упорядочить электронную подачу заявок на технологическое присоединение, то есть реализовать ее электронную версию, – рассказывает Мингалиев, – в том числе данный модуль будет предусматривать и электронную запись на прием, а также информирование в режиме онлайн о статусе заявки. Чаще всего по телефону «горячей» линии люди интересуются именно этим: как там моя заявка, на каком этапе рассмотрения?

По словам директора по информационным технологиям ОАО «Сетевая компания» Владислава Мигачева техническое решение в стадии формирования, подготовлены необходимые технические требования к разработчику ресурса, которое будет размещаться в разделе «клиентам».

– Это требование времени, тем более у нас в республике, где информационные технологии развиваются активно. Мы сегодня говорим о том, что наш потребитель, пользуясь современными средствами коммуникаций, не должен стоять в очередях, чтобы передать показания счетчиков или оформить заявку на технологическое присоединение. Интернет-технологии позволяют людям удаленно, со своего рабочего места или из дома передавать нам информацию. Для этого внедряем централизованную электронную систему, и самое основное, что мы делаем, – структурируем информацию, чтобы наш потребитель не затрачивал свои усилия на то, чтобы думать как ее подать, в каком разделе, по каким пунктам.

Мигачев отметил, что за разработкой электронного проекта скрывается большой технологический процесс, поскольку информация принимается не только от потребителей, но и сравнивается с существующими данными в подсистемах, которые уже имеются в компании. Однако здесь кроются некоторые проблемы, о которых, кстати, неоднократно заходила речь на правительственном уровне. Вопрос о привлечении информации других организаций, участвующих в процессах. В том числе и муниципальных – поскольку часть информации должна исходить от них (например, о наличии на участке, где заявлено техприсоединение, других инженерных сооружений, либо о нормативных актах, касающихся муниципальной собственности). Это вопрос создания общей базы данных ведомств, о которой говорили президент РТ Рустам Минниханов и премьер-министр Ильдар Халиков.

Но все, что касается интеграции информации внутри электросетевой компании, будет реализовано уже до конца года, заверил Мигачев. Это – оформление заявки, внедрение электронной очереди, и прохождение статуса заявки.

«В ЭНЕРГЕТИКЕ ТРЕБУЕТСЯ ТОНКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ»

Отметим, что актуальность темы связана и с быстрыми темпами роста по технологическому присоединению. По данным финансовой отчетности компании, опубликованной на ее официальном сайте, количество заключенных договоров в 2010 году по сравнению с 2009-м выросло на 43%: с 9043 до 13 026. Показатели первого полугодия 2011 года свидетельствуют о том, что разрыв в данных еще более увеличивается – только за 6 месяцев текущего года компания заключила 6439 договоров – и это в несезонный период. Массовый приток потребителей, как отмечают в компании, начинается как раз во втором полугодии.

Однако в увеличении количества заявок на технологическое присоединение существуют и некоторые нюансы. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал заместитель технического директора компании Геннадий Петров:

– Дело в том, что энергосистема – это не конвейер, не завод и не конструктор «Лего», она имеет свои особенности в каждом районе, где своя география, свои тонкости, свое годами формировавшееся энергохозяйство. В каждом случае, когда решается вопрос о техприсоединении, необходим доскональный, тонкий технический расчет. Ведь речь идет не только о том, чтобы подать электроэнергию, но и чтобы обеспечить ее качество. А иногда происходит так, что потребитель требует – подключите, и все! Но в некоторых моментах невозможно это сделать без проработки технического решения. Каждая подстанция имеет свой ресурс, и мы не можем его перебрать, это законы физики. Вот представьте, сможете вы налить в десятилитровое ведро 12 литров?

Трудности есть везде, но важно эти трудности преодолевать, считает Петров: «Для нас всегда главное требование – четкий расчет. Если мы просто так подключим без расчета, завтра может случиться очередная «Булгария», только в электроэнергетике. Это же очень опасно – электричество, не случайно же самое главное направление в деятельности Ростехнадзора – это контроль за электрохозяйством. Мы должны при присоединении новых заявителей соблюсти интересы, как государства, так и наших потребителей».

СЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ И ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО УСЛУГ

Геннадий Сергеевич рассказал о том, как взаимодействует компания с потребителями для оперативного решения спорных вопросов:

– Чтобы снять напряженность, чтобы легче работать с населением (доказано, что разборка одной жалобы занимает по времени столько же, если обслужить 20 человек) у нас работает телефон доверия, разработан и выпущен тиражом в 10 тысяч экземпляров буклет – памятка для потребителей.

Кроме того, добавил Петров, для удобства клиентов районным электрическим сетям (всего их по республике 56) переданы полномочия по заключению договоров с потребителями до 15 кВт, и теперь людям не надо ездить в филиалы компании. Достаточно лишь обратиться в местный РЭС по месту жительства или локализации своего бизнеса.

Напомним, что по новым нормам плата за технологическое присоединение энергетических установок максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт, теперь должна составлять не более 550 рублей, как для физических, так и для юридических лиц, - а это 80 процентов всех потребителей «Сетевой компании». Конечно, обслуживание такой армии клиентов обходится «Сетевой компании» недешево.

– Для этой категории потребителей нет понятия «отсутствие технической возможности», – поясняет начальник отдела технологических присоединений компании Олег Табакин, – неважно есть она или нет, мы должны их подключить. Второе, при условии, что точка присоединения на заявленном уровне напряжения находится от участка заявителя на расстоянии не более 300 метров в городе и 500 метров - в сельской местности, "Сетевая компания" должна построить линии электропередач до границ земельного участка заявителя. При этом он платит всего 550 рублей, а затраты компании составляют в сотни раз больше. Более того, установлен жесткий срок, за который должны произвестись работы – не более полугода. Но сегодня с поставленными задачами мы справляемся.

Внедрение нового электронного проекта компании в очередной раз говорит о ее клиентоориентированности и стремлении к повышению качества оказываемых услуг.

– Для бизнеса этот проект однозначно дает большое преимущество, - высказал свою точку зрения Табакин. – К примеру, электронная запись – это гарантия того, что предприниматель не наткнется на закрытую дверь, на отсутствие специалиста и сможет спланировать свой график. Как говорят представители бизнеса: самое главное – это время. Думаю, что этим проектом мы сможем помочь им серьезно сэкономить время и повысить качество оказываемых услуг.

Елена Фадеева