Юрий Манусов: «Все выпивают со мной, а я даже не успеваю закусить. Жена меня еле оттуда увела. Я дома на четвереньках до туалета дополз, меня тут же вывернуло. Это была моя минута славы» Юрий Манусов: «Все выпивают со мной, а я даже не успеваю закусить. Жена меня еле оттуда увела. Я дома на четвереньках до туалета дополз, меня тут же вывернуло. Это была моя минута славы»

«Зарубежные режиссеры аплодировали стоя»

— Юрий Владимирович, как получилось, что такое авангардное кино, как «Выкидыш», снято в Челнах? В городе, где нет киноресурсов...

— Все началось с короткометражного фильма «Энвольтование по Босху». Это был 1986 год, тогда Босха здесь никто не знал. Даже альбомы с репродукциями нельзя было посмотреть. Я увидел его во ВГИКе, и он меня потряс. В середине 80-х в Челнах был театр «Ника», художественным руководителем его был Николай Пархоменко, в «Нике» мы сняли этот 11-минутный фильм. Потом он получил множество премий, золотую медаль в Швеции, его показывали в программе «Взгляд».

Чуть позже, в 1989 году, в Челны приехал Ролан Быков, он хотел организовать первый международный детский кинофестиваль и приехал договариваться с руководством КАМАЗа о спонсорстве данного фестиваля. Для таких гостей нужна была культурная программа, мы пригласили его в театр, показали этот фильм. Он сказал: «Отлично. Это не мое кино, но так тоже можно снимать». Потом он остался с нами еще на трое суток, и мы с ним прекрасно пообщались.

Сам фестиваль прошел в Москве, а так как КАМАЗ был спонсором, было решено провести «Челнинское эхо» этого фестиваля. Приехали режиссеры с мировыми именами — английские, французские, американские. Пригласили их в интерклуб, где показали наш фильм «Энвольтование по Босху».

— И как встретили фильм гости?

— Эти режиссеры ничего о нем не знали. Но, когда фильм закончился, зал долго аплодировал. Я в тот день ничего не ел, очень переживал, готовился к показу. После просмотра пошел в бар, который находился рядом с интерклубом, жена мне там бутерброды заказала. Я только к этому бутерброду притронулся, как ко мне подходит французский режиссер с двумя фужерами водки. Поздравляет, выпивает со мной. И за ним выстраивается очередь, все выпивают со мной, а я даже не успеваю закусить. Жена меня еле оттуда увела. Я дома на четвереньках до туалета дополз, меня тут же вывернуло. Это была моя минута славы. После этого показа режиссер Владимир Грамматиков, худрук киностудии имени Горького, дал мне карт-бланш снимать большое кино. И Быков поддержал.

— Так вы взялись за съемки «Выкидыша»?

— Да. Хотя это казалось фантастикой — здесь, в Челнах, снять полнометражное кино. Но меня убедил мой приятель режиссер Сергей Пестрецов.

«У меня команда была потрясающая: художник с «Мосфильма», операторская группа из Одессы, гример, которая 40 лет на рижской киностудии проработала» «У меня команда была потрясающая: художник с «Мосфильма», операторская группа из Одессы, гример, которая проработала 40 лет на Рижской киностудии»

«Мы знали, что «Выкидышем» траты не окупим, поэтому решили снимать два фильма»

— Расскажите о финансовой стороне.

— Мы взяли в банке два миллиона долларов, по тому курсу. Мы понимали, что «Выкидышем» траты не окупим, поэтому решили снимать два фильма. Вторым стал коммерческий проект «День любви», для которого я написал сценарий с двумя своими сокурсниками по ВГИКу. Управляющей банка расписали, какое будем снимать кино, рассказали, что построим в Челнах киностудию. Нам согласились дать беспроцентный кредит, но нужно было подтверждение. Мы пошли к генеральному директору КАМАЗа Николаю Беху, про которого я ранее снимал фильм, и, так как мы были хорошо с ним знакомы, он подписал гарантии и, более того, распорядился выдавать нам все, что нам понадобится, с камазовских складов. В то время магазины были пусты, а на этих складах можно было найти все что угодно.

— Где проходили съемки?

— В ДК «Автозаводец». Все это здание мы оборудовали под павильон, сделали декорации, настроили свет. У меня команда была потрясающая: художник с «Мосфильма», операторская группа из Одессы, гример, которая проработала 40 лет на Рижской киностудии. Самый лучший гример Советского Союза. Вторые режиссеры, администраторы — из Москвы. Подготовительный период шел три месяца, фильм сняли за месяц. Это была сенсация. Я лично спал по два часа в трое суток. Работали круглосуточно, это было безумие. Костюмы собрали со всех уголков Татарстана, задействована 10-тысячная массовка, их надо было одеть.


— Кстати, об «одеть». Как снимались сцены с голой процессией?

— Я в «Комсомольской правде» прочитал, что в Риге открылся первый нудистский пляж. Договорились с его руководителем и сняли массовку на Рижском взморье, хотя изначально думали снять этот эпизод в Челнах, уже собирали людей. Все остальные сцены сняты в Челнах.

— В «Выкидыше» сыграли профессиональные актеры?

— Да, но театральные. В кино они до этого не снимались. Главную роль сыграл Николай Пархоменко, режиссер знаменитого театра «Ники». Другие ключевые персонажи — тоже театральные актеры. Я тогда уже понял, что снимать нужно только типажей, а не профессиональных киноактеров, мы их отбирали месяца два. Озвучивали героев профессиональные актеры «Мосфильма». Получается, здесь мы снимали, потом ехали в Москву, проявляли пленку в Киеве, а печатали уже в Одессе.

«Презентация в Доме кино — это для молодого режиссера как пройти по Юпитеру»

— Как фильм встретили?

— Это была сенсация. Быков организовал презентацию в Доме кино с последующей четырехчасовой пресс-конференцией. Для молодого режиссера это фантастика, все равно что пройти по Юпитеру. Один из авторитетных критиков Андрей Плахов сказал, что это выдающееся событие для кинематографа. Мы возили фильм по элитным киноклубам, о нем писали в журналах, показывали по телевидению. Его включили во внеконкурсную программу московского кинофестиваля, где его смотрели критики и зарубежные режиссеры, меня поздравляли, приглашали к сотрудничеству в Англию. Коммунистический журнал «Искусство кино» написал разгромную статью: в фильме ноль этики, эстетики. Они оценивали его с марксистско-ленинской позиции, а не с точки зрения постмодернистской эстетики. Естественно, эта статья только подогрела интерес к картине. «Выкидыш» возили в канадские университеты, в 2011 году я ездил в США, показывал фильм студентам Нью-Йоркского университета и в Гарварде.

— Но ведь наверняка рядовой зритель не понял это кино.

— Большинство не понимает его, говорят, что это бред, безумие. Но, когда я разъясняю реалистическую фабулу кино, становится легче смотреть. В Челнах презентация прошла в кинотеатре «Батыр». Там аудитория была другая, и мнения были разные. Самая интересная для меня презентация прошла во ВГИКе. Я просил не говорить студентам, что режиссер в зале. После просмотра были обсуждения — одни говорили, что это гениально, другие — что чушь. Не зная, что я все это слышу, они говорили честно, свободно. В целом простые зрители разделились на две группы: 95 процентов не понимают фильм, 5 процентов говорят, что он потрясает. Я сам видел выражение их глаз.

«За «Выкидыш» я получил 10 тысяч за сценарий и 30 за режиссуру. Но чтобы вы понимали, какие это деньги — в то время 4 тысячи стоили «Жигули» «За «Выкидыш» я получил 10 тысяч за сценарий и 30 тысяч за режиссуру. Чтобы вы понимали, какие это деньги: в то время 4 тысячи стоили «Жигули»

«Группировки хотели провести соревнование, кто больше девочек за день изнасилует»

— Давайте поговорим о более понятном фильме — «День любви». Вы писали сценарий к нему. Как он попал к режиссеру Александру Полынникову?

— Я уже говорил, что мы решили снимать два фильма, чтобы второй компенсировал общие расходы. «День любви» — картина чисто коммерческая. История была, ее нужно было кому-то передать. А у меня был друг, работавший помощником у Полынникова на Одесской киностудии. Через него и познакомились, Александр приехал сюда, в Челны, и мы начали работать. Сценарий был отличный, Полынников его упростил, убрал множество психологических деталей. Герои стали действовать как марионетки. Я увидел только конечный результат и был в ужасе от того, что от сценария остался голый сюжет. Сначала я расстраивался, потом прошли годы, и я понял, что фильм можно смотреть, он ничем не хуже американских боевиков. Актеры там сыграли известные: Смоляков, Газаров, Болтнев.

— Вы называете «День любви» картиной коммерческой. Вам лично удалось на ней заработать?

— Сам я получил только гонорар: за работу над сценарием — 10 тысяч рублей, за «Выкидыш» я получил 10 тысяч за сценарий и 30 тысяч — за режиссуру. Чтобы вы понимали, какие это деньги: в то время 4 тысячи стоили «Жигули». «День любви» мы продали. Были раньше кинорынки, где показывали фрагменты фильмов, люди приезжали, торговались. Наш представитель назначил цену в 2 миллиона рублей. Уже тот покупатель заключал договоры с прокатными организациями. Потом только мы узнали, что фильм собрал 27 миллионов, прошел практически по всем кинотеатрам Советского Союза. Мне звонили из Тбилиси, из Украины — говорили, что видели наше кино.

— Я правильно понимаю, что «Выкидыш» кассу не собрал?

— Он не был в прокате, его показывали только в кинотеатре «Батыр», неделю после премьеры шло по одному сеансу в день. «Выкидыш» мы возили по киноклубам — в Москву, Казань, Самару и другие города. Это были бесплатные показы в спецместах.

«Я работал на Кузнечном заводе электромонтером по 6 разряду, зарабатывал 450 рублей. Хотя тогда у меня уже было 2 высших образования» «Я трудился на кузнечном заводе электромонтером по 6-му разряду, зарабатывал 450 рублей, хотя тогда у меня уже было два высших образования»

— Давайте вернемся к «Дню любви». Сюжет основан на реальных событиях?

— История с днем любви придумана, такого дня не было. Но среди группировок хотели его провести, устроить соревнование, кто больше девочек за день изнасилует. В ДК «Автозаводец» раньше были танцы, собирались там гопники. Если туда девчонки приходили молодые, их заставляли вылизывать плевки, парни их насиловали. В городе действительно была такая обстановка. Милиция — ноль, кругом пьянки, драки, бандиты. Я хорошо знал все эти группировки, потому что снимал о них документальный фильм «Дети подземелья». А бандиты даже заказали мне боевик.

— А что касается кражи грузовиков?

— Такая афера действительно произошла, но уже после выхода фильма. Об этом писали в местной газете. Почему мне пришла такая идея? Потому что я работал на КАМАЗе и видел, как все устроено. Я подумал, что теоретически такую махинацию возможно провести.

— Кем вы работали на КАМАЗе?

— Я трудился на кузнечном заводе электромонтером по 6-му разряду, зарабатывал 450 рублей, хотя тогда у меня уже было два высших образования: одно по специальности «радиоинженер», второе — кинодраматурга, но ради хорошей зарплаты работал там.

— Как вы  оказались в Челнах? Тоже приехали на комсомольскую стройку?

— Я приехал за жильем. Родился в Тбилиси, жил на Украине, женился, появился ребенок. Своей квартиры не было, поэтому поехали в Челны — я в 1975-м, жена в 1976-м. Она у меня хореограф. Думали, получим квартиру и вернемся назад, но город понравился. Жена говорит, что с Челнами связаны ее самые счастливые годы. И мои тоже.