НОВАЯ ЭНЕРГОСТРАТЕГИЯ ТАТАРСТАНА: «БЕЛАЯ ХИМИЯ», РЕСУРСОПОРОЖДАЮЩИЕ ДОМА И «ЛИНЕЙКА ВРЕМЕНИ»

В недрах министерства энергетики РТ зреет документ, который, по замыслу разработчиков, должен в корне изменить лицо топливно-энергетического комплекса. Идеями «новой энергетики», изложенными в концепции энергетической стратегии РТ на период до 2030 года, с «БИЗНЕС Online» поделился вице-премьер, министр энергетики РТ Ильшат Фардиев.

«ИЗБЫТОЧНЫЕ» ПОЗИЦИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЛИДЕРСКОГО СТАТУСА

Ильшат Шаехович, еще в ноябре 2009 года правительством РФ была принята энергетическая стратегия России до 2030 года. Стратегическими приоритетами в документе объявлены энергетическая эффективность экономики, экономическая (или бюджетная) эффективность и экологическая безопасность энергетики. Есть ли концептуальные различия между двумя стратегиями – российской и татарстанской?

Начать я хотел бы с определения того, что мы понимаем под энергетической стратегией и каково ее основное назначение.

Для нас это определение наиболее перспективных направлений развития топливно-энергетического комплекса и смежных отраслей республики; формирование комплекса инструментов их реализации; создание системы управления этим процессом.

Главным назначением энергетической стратегии республики мы видим увязку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей ТЭК и смежных отраслей и снятие возникающих между ними противоречий.

Хочу особо отметить, что предлагаемый нами подход к разработке энергетической стратегии Республики Татарстан в полной мере соответствует требованиям и ожиданиям энергетической стратегии России до 2030 года. Однако российская модель энергетической стратегии не лишает регионы инициативы, а создает предпосылки для их формирования, не отменяет необходимость разработки региональных энергетических стратегий, а устанавливает для них рамочные условия. Из этого следует вывод: энергетическая стратегия Республики Татарстан не должна копировать установки федерального документа. Перечень региональных целей, задач и индикаторов может и должен быть шире, поскольку именно дополнительные, «избыточные» позиции и составят основу для инновационного развития и формирования лидерского статуса республики.

– То есть речь идет об исключительно татарстанской модели стратегии?

– В качестве главной цели разработки энергетической стратегии мы видим получение ответов на ряд ключевых вопросов. Эти вопросы лежат в области внешнего позиционирования республики, внутреннего регулирования, управления активами и в области инновационного развития.

К примеру, в сфере внешнего позиционирования Татарстана важнейшими являются следующие вопросы: каким образом Республика Татарстан может обеспечить себе статус якорного региона ПФО и какова при этом роль ТЭК? За счет каких решений в области управления ТЭК РТ может расширить свое влияние за пределами собственной территории? Каким образом может сменить установившийся на сегодня статус «надежного инвестора» на статус «партнера инновационного развития» в оценках международных экспертов?

Как видите, круг вопросов, которые должны быть решены с помощью энергетической стратегии, достаточно широк.

«ЛЕКАРСТВО» ОТ СТАГНАЦИИ

Эксперты предполагают, что при существующей энергетической политике нашу промышленность и экономику ожидает стагнация из-за острой нехватки энергии и топлива. Предполагает ли ваша концепция, скажем так, трансформацию отрасли в соответствии с имеющимся положением дел?

– Во-первых, было сформировано согласованное мнение относительно того, что наиболее значимыми глобальными тенденциями, оказывающими влияние на долгосрочное развитие всех отраслей ТЭК, являются рост внутренних цен на газ до мирового уровня вследствие вступления России в ВТО; ужесточение международных экологических требований; эволюция технологий строительства зданий в направлении развития домов с нулевым энергобалансом и ресурсопорождающих домов; развитие технологий и рынка электромобилей и гибридов.

Во-вторых, были выделены основные аспекты, оказывающие влияние на развитие энергетической отрасли. Здесь одной из ключевых тенденций является неминуемое развитие распределенной генерации, предопределяющее в перспективе коренное изменение структуры генерации и сетевой инфраструктуры Республики Татарстан.

Третьим важным выводом, определяющим развитие химической промышленности республики, является то, что по мере локализации нефти и глобализации природного газа продолжит возрастать зависимость ключевых бюджетообразующих предприятий ТЭК РТ от внешнего газового монополиста. Поэтому необходимо целенаправленно работать с этими рисками. Одним из способов решения этой проблемы является диверсификация сырьевой базы органической химии в направлении использования не природного газа, а возобновляемых ресурсов, значительный потенциал которых у нас имеется.

Четвертый вывод, на котором мне хотелось бы остановиться, заключается в том, что по мере развития новых технологий возрастает необходимость интеграции отраслей ТЭК и смежных отраслей.

В частности, развитие альтернативной энергетики во многом определяется возможностями агропромышленного комплекса (наличием сельхозугодий для выращивания культур, используемых в производстве биомассы, производственных мощностей по ее переработке и т.д.). В свою очередь, развитие «белой» химии также потребует интеграции химических предприятий с субъектами сельского хозяйства, являющегося источником сырья для данной отрасли.

Кроме того, и развитие энергетики, и развитие химической промышленности порождают необходимость изменения строительных норм и стандартов. В этой части необходима интеграция данных отраслей со сферой строительства, ЖКХ и производства строительных материалов.

Вы говорили о межотраслевой интеграции. Но не секрет, что даже смежные секторы экономики не редко оказываются в полном неведении в отношении перспективных планов друг друга. Элементарный пример: формирование населенных пунктов происходит зачастую без градостроительного плана, либо с его несоблюдением. В результате возникают сложности с развитием инженерной инфраструктуры…

– Согласен, ключевой проблемой здесь является недостаток в Республике Татарстан опыта организации межотраслевого взаимодействия. Крайне важно организовать эффективное сотрудничество специалистов различного профиля (энергетиков, химиков, физиков, биологов, агрономов и т.д.) в процессе производства общего межотраслевого продукта. Создание и отработка механизмов этого сотрудничества может стать одним из инновационных решений, тиражирование которых в других регионах в будущем может обеспечить Республике Татарстан дополнительный приток средств и подтвердить её статус региона-лидера.

Если говорить о методах работы с территориями, то они включают комплекс инструментов энергетической политики, общее назначение которых состоит в том, что они позволяют оценивать влияние на развитие республики всех крупнейших субъектов, размещенных на ее территории, и формировать на этой основе предложения по корректировке их деятельности.

Вероятно, в данном случае речь идет о «Линейке развития» или «Линейке времени», о которой вы говорили на объединенной коллегии трех министерств?

– Да, это инструмент, который позволяет систематическое изучение возможностей и вероятных событий на основе планов ведущих отраслей. В «линейке» заложены ключевые стратегии всех городов, способных оказывать влияние на развитие республики. С помощью этого инструмента можно будет проводить систематичный сбор всех запланированных событий в отраслях республики на годы вперед.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ НЕФТИ

– Достаточно болезненная для региона тема: жизнь после нефти. Существенное снижение объемов легкоизвлекаемых сырьевых запасов неминуемо уменьшит рентабельность нефтяного комплекса республики, что не может не сказаться отрицательным образом на доходности Татарстана. Предусмотрены ли в вашей стратегии модели компенсации убытков?

– Необходимо компенсировать это снижение развитием тех компетенций, которые имеют высокий потенциал стать новым источником притока средств в республику в будущем. Одной из таких компетенций является инжиниринг, продуктом деятельности которого выступают услуги, оказываемые за пределами Татарстана.

Однако каналы сбыта такого рода продукции принципиально отличаются от традиционных. Поэтому уже сейчас необходимо формировать новую систему продвижения инжиниринговых услуг на внешние рынки, опираясь на существующие межрегиональные связи и контакты с крупнейшими российскими и зарубежными компаниями. Одновременное использование таких ресурсов, как политический авторитет руководства республики, готовые типовые проектные решения и инжиниринговые компетенции позволят получить ощутимый эффект в виде притока средств в экономику региона. Отмечу, что крайне важно придать инжинирингу статус одного из стратегических приоритетов развития ТЭК республики.

Можно ли предположить, что предлагаемая вами энергетическая модель сделает ТЭК республики более устойчивой, расширит сырьевую базу энергетики и станет долгосрочной основой для укрепления позиций Татарстана, в том числе и политических? В конце концов, заставит опираться на собственный научно-технический потенциал?

– Я в этом убежден, поскольку другого выхода из сложившейся ситуации в ТЭК, кроме как полной его трансформации, нет. Посмотрите на то, что происходит сегодня в Японии, на ситуацию с аварийной атомной электростанцией! Совсем недавно никто из нас не мог предвидеть такого развития событий. Об этом свидетельствуют и изученные нами обширные аналитические обзоры и прогнозы ведущих мировых экспертов, в которых атомной энергетике отводится доминирующая роль в долгосрочной перспективе. Между тем, одно событие кардинально поменяло ситуацию и может существенно скорректировать векторы развития мировой энергетики.

Все это приводит нас к определенному выводу: важно не столько создание отдельного стратегического документа, сколько внедрение действенного механизма стратегического управления, позволяющего оперативно реагировать на резкие позитивные и негативные изменения внешних условий.

РИСКА РАЗРУШЕНИЯ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ ТАТАРСТАНА НЕ СУЩЕСТВУЕТ

– Энергетическая стратегия России на период до 2030 года предусматривает капиталовложения в размере более 800 млрд. долларов. Только на первом этапе – до 2013 - 2015 гг. – предусмотрено 122 - 126 млрд. долларов инвестиций. Во сколько оценивается реализация новой энергетической концепции Татарстана?

- В настоящее время на этапе разработки документа пока рано говорить о стоимости реализации энергетической стратегии. Кроме того, хочу отметить, что назначение данного документа несколько иное: энергетическая стратегия Республики Татарстан задает приоритеты развития топливно-энергетического комплекса, отвечает на основные вопросы, куда необходимо двигаться.

На основании энергетической стратегии должны быть разработаны стратегии и программы развития предприятий Республики Татарстан, и уже в них мы будем совместно с акционерами и руководителями компаний определять конкретные приоритетные инвестиционные проекты, учитывающие обеспечение энергетической безопасности, повышение энергоэффективности, надежности и безопасности ТЭК.

Это будет являться основанием для включения данных проектов в федеральные программы развития, предоставления льгот и субсидий на республиканском уровне. Эти обсуждения мы планируем запустить в следующем году.

Считаю важным отметить, что здесь нужно говорить не только о затратах на реализацию, но и об эффектах, которые получит республика, о росте благосостояния нашего населения, о дополнительных доходах бюджета, о занятости, об экологических последствиях. Все эти параметры минэнерго будет учитывать при обсуждении корпоративных стратегий.

– После реструктуризации Татэнерго компания разделилась на три субъекта. Если сети остаются монопольными, то генерация и сбыт электроэнергии сегодня функционируют в условиях свободной конкуренции. Существуют ли в вашей стратегии механизмы, способные удержать татарстанский рынок электроэнергии, особенно в части сбыта, и сохранить целостность электроэнергетической системы РТ?

- Я не вижу риска разрушения целостности энергосистемы Татарстана. Во-первых, в процессе реформирования электроэнергетики Российской Федерации сформирована полноценная нормативно-правовая база оптового и розничного рынков электрической энергии и мощности, сохранено технологическое управление единой энергетической системой. Как вы знаете, у нас в республике при реформировании ОАО «Татэнерго» создан филиал ОАО «Системный оператор единой энергетической системы», осуществляющий диспетчерское управления генерирующими и сетевыми объектами. Поэтому с точки зрения реструктуризации ОАО «Татэнерго» каких-либо проблем быть не должно.

Во-вторых, действующим законодательством об электроэнергетике предусмотрен ряд полномочий субъектов Российской Федерации, позволяющих им обеспечивать управляемость региональными энергосистемами. Это – разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики, схем теплоснабжения, согласование инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. Все это дает необходимый и достаточный контроль за региональными энергетическими компаниями, позволяет сбалансировать инвестиционные решения.

Кроме того, в энергетической стратегии мы закладываем дополнительный ряд инструментов государственной энергетической политики: топливно-энергетический баланс, требования к технической политике.

Думаю, что в комплексе реализация всех этих мер позволит не только сохранить, но и повысить надежность энергетической системы Татарстана.

Елена Фадеева