Предновогодний концерт Государственного симфонического оркестра РТ под управлением Александра Сладковского был посвящен великому чешскому романтику, создателю национальной музыкальной школы Антонину Дворжаку Предновогодний концерт Государственного симфонического оркестра РТ под управлением Александра Сладковского был посвящен великому чешскому романтику, создателю национальной музыкальной школы Антонину Дворжаку

ВЕНСКО-ЧЕШСКИЙ РОМАНТИЗМ ОТ РУССКО-ТАТАРСКИХ МУЗЫКАНТОВ

Предновогодний концерт Государственного симфонического оркестра РТ под управлением художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского был посвящен великому чешскому романтику, создателю национальной музыкальной школы Антонину Дворжаку. Его произведения сочетают в себе венский романтизм и народные мотивы, оттого и особенно близка ГСО РТ, под руководством Сладковского в совершенстве овладевшему техникой исполнения этих направлений. Как верный почитатель романтической музыки, маэстро последовательно продолжает ее популяризацию на всех уровнях — как казанской, так и российской и международной публики.

В репертуаре концерта значились важные для понимания творческого метода Дворжака сочинения — Концерт для виолончели с оркестром и Симфония №7. Концерт был написал в 1895 году и считается одним из лучших произведений данного жанра, что признавал и сам композитор: «Он значительно превосходит оба мои концерта — как скрипичный, так и фортепианный. Не удивляйтесь, что сам об этом говорю — на собственную похвалу нельзя положиться, но вам могу сказать, что произведение доставляет мне громадную радость и, думаю, я не ошибусь в его оценке».

Воплощать воодушевленную героику и тонкую лиричность Дворжака Сладковский пригласил виртуозного виолончелиста Рустама Комачкова — тоже одного из лучших. Последний продолжает музыкальную династию, ведь его отец Рифат Комачков долгие годы был концертмейстером группы контрабасов Государственного академического симфонического оркестра СССР и России. И теперь фамилию Комачковых обогащает достижениями его сын — лауреат престижных конкурсов (всероссийский конкурс камерных ансамблей (1987), международный конкурс камерных ансамблей в Верчелли (1992), Трапани (1993, 1995, 1998), Кальтанисетте (1997) и всероссийский конкурс виолончелистов в Воронеже (1997), выступающий в лучших залах России и мира. Кроме того, на счету виолончелиста 6 сольных альбомов и сотрудничество со многими прославленными российскими и зарубежными оркестрами. 

«ТАТАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ Я БЫ СЫГРАЛ С ОГРОМНЫМ УДОВОЛЬСТВИЕМ»

«Это самый романтический виолончельный концерт. Я бы даже назвал его не концертом, а симфонией-концертом, — отметил Комачков в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — И тут огромную роль играет ваш колоссальный оркестр и, конечно, гениальный маэстро Сладковский. Это тончайший музыкант с совершенно потрясающей энергетикой и притом глубоко чувствующий музыку. Видно, что он сам получает от нее дикое удовольствие. В Казани я второй раз, и играть для вашей публики — огромное удовольствие». Музыкант нисколько не лукавил — казалось, каждая клетка его организма наслаждается игрой и сотворчеством с оркестром Сладковского. Он улыбался концертмейстеру и маэстро, а смычок то легко плыл по волнам народных напевов, то лихо передавал героические интонации.

ГСО РТ в свою очередь стал прекрасным компаньоном в путешествии Комачкова по венско-чешской музыке Дворжака. Не зря виолончелист назвал его сочинение «симфонией-концертом», ведь роль оркестра там далеко не второго плана. Сладковский великолепно подсвечивал солиста, при этом не отодвигая оркестр, который блестяще воплотил всю радостную героику произведения, а также глубоко эмоционально живописал проникновенный лиризм Дворжака. Солист и оркестранты словно дышали в унисон, не сбивая ритма ни на секунду. И вполне логично, что такое искреннее наслаждение музыкой и совместной игрой вызвало не менее достоверную эмоцию у зрителей, которые выразили свое восхищение и благодарность стоячими овациями.

К слову, в разговоре с «БИЗНЕС Online» Комачков подтвердил, что у него есть татарские корни, и добавил, что с удовольствием бы сыграл татарскую музыку. «В Москве я играю много современной музыки, в частности на фестивале „Московская осень“, и сотрудничаю со множеством современных композиторов. Конечно, и татарских я бы сыграл с огромным удовольствием, счел бы за счастье такую возможность. Пока этого делать не доводилось, дай бог, все впереди», — сказал виолончелист. Будем надеяться, что еще увидим его на фестивалях татарской музыки «Мирас» или современной музыки им. Губайдулиной Concordia, где он мог бы исполнить, к примеру, концерт для виолончели с оркестром Ильяса Камала, Адажио из балета «Нжери» Назиба Жиганова в переложении для виолончели с оркестром Анатолия Луппова или Сонату для виолончели и фортепиано Фарида Яруллина.

СЛАДКОВСКИЙ КАК ЛАЙФСТАЙЛ-КОУЧ И НАРОДНЫЙ ДИРИЖЕР

Во втором отделении ГСО РТ исполнил Седьмую симфонию Дворжака, а Комачков расположился в ложе, чтобы ее послушать. На контрасте с концертом атмосфера симфонии довольно мрачная, даже трагическая. Это очень личное произведение – исповедь, которое отражает внутренний кризис композитора. В интерпретации Сладковского мрачная красота симфонии получает проблеск внутренней надежды, стремления преодолеть конфликт и сомнения с помощью силы личности.

Страстный и порывистый характер сочинения передан невероятно ярко и высококлассно — маэстро не оглушает накалом страстей, а словно вкладывает их в сердце каждого слушателя, что вызывает более эмоциональный отклик. Лирические и безмятежно-пасторальные разделы симфонии выписаны Сладковским невероятно чутко и тонко — музыкальные инструменты в руках оркестрантов действительно поют, нежно и чувственно. Финал симфонии проникнут оптимистической решимостью, причем маэстро ни на секунду не придавливает ею слушателя, а наоборот, вдохновляет на великие свершения и перемены эффективнее любого лайфстайл-коуча.

После ожидаемо шумных оваций Сладковский объявил, что настало время новогодних подарков, и ГСО РТ исполнил на бис «Венгерский марш» Гектора Берлиоза. Маэстро заразил публику своим праздничным настроением и одновременно дирижировал как оркестром, так и залом, который должен был аплодировать в строго определенные моменты. Слушатели справились с задачей на отлично, наглядно демонстрируя, что их уровень не уступает уровню обожаемого ими оркестра.

Следом прозвучала «визитная карточка» ГСО РТ — «Стан Тамерлана» Александра Чайковского, на время исполнения которого Сладковский покинул сцену, демонстрируя, что блестяще подготовленный им оркестр справляется и без него (к слову, тот же трюк маэстро проделал и на фестивале оперной дивы Хиблы Герзмавы в Абхазии, вызвав овации у публики). Слушатели горячо встретили до боли знакомое произведение, вновь аплодируя и улыбаясь. «Отличный концерт!» — слышалось в толпе уходящих зрителей.

Следующее выступление ГСО РТ будет в полной мере новогодним. 25 декабря Сладковский приглашает казанских слушателей погрузиться в атмосферу венского праздника. В программе прозвучат польки, вальсы, марши и галопы австрийского композитора Иоганна Штрауса. А после новогодних праздников, 15 января, с концерта «Туган жирем Татарстан» стартует V фестиваль татарской музыки им. Жиганова «Мирас». Концерт пройдет при участии Государственного камерного хора РТ под руководством Миляуши Таминдаровой, а в его репертуаре — произведения Жиганова, Яруллина, Рашида КалимуллинаРезеды Ахияровой, Шамиля Шарифуллина, Александра Ключарева и др. Солисткой выступит Айсылу Сальманова (сопрано).