В ГБКЗ им. Сайдашева прошел концерт Государственного симфонического оркестра под управлением Александра Сладковского. За дирижерским пультом стоял сам маэстро — каждое такое выступление воспринимается казанской публикой как событие, особенно в свете голосования на портале Colta, где Сладковский был назван одним из героев десятилетия в академической музыке. О том, какой известный виолончелист составил компанию маэстро и какой новогодний подарок Сладковский сделал публике, — в нашем репортаже.
Предновогодний концерт Государственного симфонического оркестра РТ под управлением Александра Сладковского был посвящен великому чешскому романтику, создателю национальной музыкальной школы Антонину Дворжаку
ВЕНСКО-ЧЕШСКИЙ РОМАНТИЗМ ОТ РУССКО-ТАТАРСКИХ МУЗЫКАНТОВ
Предновогодний концерт Государственного симфонического оркестра РТ под управлением художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского был посвящен великому чешскому романтику, создателю национальной музыкальной школы Антонину Дворжаку. Его произведения сочетают в себе венский романтизм и народные мотивы, оттого и особенно близка ГСО РТ, под руководством Сладковского в совершенстве овладевшему техникой исполнения этих направлений. Как верный почитатель романтической музыки, маэстро последовательно продолжает ее популяризацию на всех уровнях — как казанской, так и российской и международной публики.
В репертуаре концерта значились важные для понимания творческого метода Дворжака сочинения — Концерт для виолончели с оркестром и Симфония №7. Концерт был написал в 1895 году и считается одним из лучших произведений данного жанра, что признавал и сам композитор: «Он значительно превосходит оба мои концерта — как скрипичный, так и фортепианный. Не удивляйтесь, что сам об этом говорю — на собственную похвалу нельзя положиться, но вам могу сказать, что произведение доставляет мне громадную радость и, думаю, я не ошибусь в его оценке».
Воплощать воодушевленную героику и тонкую лиричность Дворжака Сладковский пригласил виртуозного виолончелиста Рустама Комачкова — тоже одного из лучших. Последний продолжает музыкальную династию, ведь его отец Рифат Комачков долгие годы был концертмейстером группы контрабасов Государственного академического симфонического оркестра СССР и России. И теперь фамилию Комачковых обогащает достижениями его сын — лауреат престижных конкурсов (всероссийский конкурс камерных ансамблей (1987), международный конкурс камерных ансамблей в Верчелли (1992), Трапани (1993, 1995, 1998), Кальтанисетте (1997) и всероссийский конкурс виолончелистов в Воронеже (1997), выступающий в лучших залах России и мира. Кроме того, на счету виолончелиста 6 сольных альбомов и сотрудничество со многими прославленными российскими и зарубежными оркестрами.
«ТАТАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ Я БЫ СЫГРАЛ С ОГРОМНЫМ УДОВОЛЬСТВИЕМ»
«Это самый романтический виолончельный концерт. Я бы даже назвал его не концертом, а симфонией-концертом, — отметил Комачков в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — И тут огромную роль играет ваш колоссальный оркестр и, конечно, гениальный маэстро Сладковский. Это тончайший музыкант с совершенно потрясающей энергетикой и притом глубоко чувствующий музыку. Видно, что он сам получает от нее дикое удовольствие. В Казани я второй раз, и играть для вашей публики — огромное удовольствие». Музыкант нисколько не лукавил — казалось, каждая клетка его организма наслаждается игрой и сотворчеством с оркестром Сладковского. Он улыбался концертмейстеру и маэстро, а смычок то легко плыл по волнам народных напевов, то лихо передавал героические интонации.
ГСО РТ в свою очередь стал прекрасным компаньоном в путешествии Комачкова по венско-чешской музыке Дворжака. Не зря виолончелист назвал его сочинение «симфонией-концертом», ведь роль оркестра там далеко не второго плана. Сладковский великолепно подсвечивал солиста, при этом не отодвигая оркестр, который блестяще воплотил всю радостную героику произведения, а также глубоко эмоционально живописал проникновенный лиризм Дворжака. Солист и оркестранты словно дышали в унисон, не сбивая ритма ни на секунду. И вполне логично, что такое искреннее наслаждение музыкой и совместной игрой вызвало не менее достоверную эмоцию у зрителей, которые выразили свое восхищение и благодарность стоячими овациями.
К слову, в разговоре с «БИЗНЕС Online» Комачков подтвердил, что у него есть татарские корни, и добавил, что с удовольствием бы сыграл татарскую музыку. «В Москве я играю много современной музыки, в частности на фестивале „Московская осень“, и сотрудничаю со множеством современных композиторов. Конечно, и татарских я бы сыграл с огромным удовольствием, счел бы за счастье такую возможность. Пока этого делать не доводилось, дай бог, все впереди», — сказал виолончелист. Будем надеяться, что еще увидим его на фестивалях татарской музыки «Мирас» или современной музыки им. Губайдулиной Concordia, где он мог бы исполнить, к примеру, концерт для виолончели с оркестром Ильяса Камала, Адажио из балета «Нжери» Назиба Жиганова в переложении для виолончели с оркестром Анатолия Луппова или Сонату для виолончели и фортепиано Фарида Яруллина.
СЛАДКОВСКИЙ КАК ЛАЙФСТАЙЛ-КОУЧ И НАРОДНЫЙ ДИРИЖЕР
Во втором отделении ГСО РТ исполнил Седьмую симфонию Дворжака, а Комачков расположился в ложе, чтобы ее послушать. На контрасте с концертом атмосфера симфонии довольно мрачная, даже трагическая. Это очень личное произведение – исповедь, которое отражает внутренний кризис композитора. В интерпретации Сладковского мрачная красота симфонии получает проблеск внутренней надежды, стремления преодолеть конфликт и сомнения с помощью силы личности.
Страстный и порывистый характер сочинения передан невероятно ярко и высококлассно — маэстро не оглушает накалом страстей, а словно вкладывает их в сердце каждого слушателя, что вызывает более эмоциональный отклик. Лирические и безмятежно-пасторальные разделы симфонии выписаны Сладковским невероятно чутко и тонко — музыкальные инструменты в руках оркестрантов действительно поют, нежно и чувственно. Финал симфонии проникнут оптимистической решимостью, причем маэстро ни на секунду не придавливает ею слушателя, а наоборот, вдохновляет на великие свершения и перемены эффективнее любого лайфстайл-коуча.
После ожидаемо шумных оваций Сладковский объявил, что настало время новогодних подарков, и ГСО РТ исполнил на бис «Венгерский марш» Гектора Берлиоза. Маэстро заразил публику своим праздничным настроением и одновременно дирижировал как оркестром, так и залом, который должен был аплодировать в строго определенные моменты. Слушатели справились с задачей на отлично, наглядно демонстрируя, что их уровень не уступает уровню обожаемого ими оркестра.
Следом прозвучала «визитная карточка» ГСО РТ — «Стан Тамерлана» Александра Чайковского, на время исполнения которого Сладковский покинул сцену, демонстрируя, что блестяще подготовленный им оркестр справляется и без него (к слову, тот же трюк маэстро проделал и на фестивале оперной дивы Хиблы Герзмавы в Абхазии, вызвав овации у публики). Слушатели горячо встретили до боли знакомое произведение, вновь аплодируя и улыбаясь. «Отличный концерт!» — слышалось в толпе уходящих зрителей.
Следующее выступление ГСО РТ будет в полной мере новогодним. 25 декабря Сладковский приглашает казанских слушателей погрузиться в атмосферу венского праздника. В программе прозвучат польки, вальсы, марши и галопы австрийского композитора Иоганна Штрауса. А после новогодних праздников, 15 января, с концерта «Туган жирем Татарстан» стартует V фестиваль татарской музыки им. Жиганова «Мирас». Концерт пройдет при участии Государственного камерного хора РТ под руководством Миляуши Таминдаровой, а в его репертуаре — произведения Жиганова, Яруллина, Рашида Калимуллина, Резеды Ахияровой, Шамиля Шарифуллина, Александра Ключарева и др. Солисткой выступит Айсылу Сальманова (сопрано).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.