Олег Коробченко инициировал круглый стол, на котором собрались челнинские предприниматели, ведущие бизнес в сфере грузоперевозок Олег Коробченко инициировал круглый стол, на котором собрались челнинские предприниматели, ведущие бизнес в сфере грузоперевозок Фото: Асхат Идиятуллин

«СОЗДАЛАСЬ ТАКАЯ ОБСТАНОВКА, ЧТО ПРЕДПРИЯТИЯ МЕНЯЮТ РЕГИОН СВОЕЙ РЕГИСТРАЦИИ»

Челнинские предприниматели, ведущие бизнес в сфере грузоперевозок, накануне сформулировали ряд идей, которые должны стимулировать развитие данного направления в Татарстане. Обсуждение прошло в формате круглого стола, который инициировал депутат Госсовета РТ и лидер регионального отделения Партии Роста Олег Коробченко.  

«У нас, в республике, начала прослеживаться очень нехорошая тенденция, — рассказал он, открывая мероприятие. — Наши татарстанские транспортно-логистические компании — и мелкие, и средние, и крупные — начали  перерегистрироваться в других регионах страны. Сначала я думал, что это проблема только Набережных Челнов, где сконцентрирована наибольшая часть грузоперевозчиков Татарстана. Потом начал изучать вопрос, и выяснилось, что и из республики транспортные предприятия уходят в другие регионы. Поэтому сейчас вопрос стоит вообще о том, что Татарстан может недополучить большую часть налогов, которые платили здесь ушедшие транспортные компании! Создалась такая обстановка, что предприятия меняют регион своей регистрации. Нам нужно сейчас этот процесс  или резко остановить, или мы на следующий год получим еще больший отток транспортников».

В числе приглашенных на обсуждение были представители компаний, входящих и в ассоциацию грузоперевозчиков Татарстана (НП «ЛАТ»), которую создал покойный Леонид Штейнберг, были члены российской ассоциации международных автомобильных перевозок (АСМАП), республиканской ТПП, но впервые к обсуждению проблемы подключились представители и крупнейших транспортно-логистических компаний региона — «Делко», «ЛидерТранс», «Семьсот Дорог» и других. Некоторые из них, действительно, уже поменяли место своей регистрации, так что в этом смысле предупреждение Коробченко о возможных выпадающих в будущем доходах бюджета имело особый смысл.

Депутат Госсовета поднял вопрос о том, почему татарстанские транспортно-логистические компании начали  перерегистрироваться в других регионах страны и как можно остановить это процесс Депутат Госсовета поднял вопрос о том, почему татарстанские транспортно-логистические компании начали  перерегистрироваться в других регионах страны и как можно остановить это процесс Фото: «БИЗНЕС Online»

«транспортный налог у нас проходит по самой верхней границе»

«В Нижнем Новгороде есть такая транспортная компания — „ИТЕКО“. Это дружественная нам компания (Коробченко возглавляет ГК „Кориб“, занятую продажей и ремонтом грузовиков „КАМАЗ“прим. ред.). У нее порядка полутора тысяч автомобилей в автопарке, — продолжил Коробченко. — Учитывая тот факт, что и система „Платон“ и транспортный налог, который платят грузоперевозчики, фактически дублируют друг друга, они пролоббировали у себя в области закон, по которому транспортные компании, которые платят своим сотрудникам заработную плату не меньше чем средняя по региону, получают льготу по уплате транспортного налога».  

По словам Коробченко, когда он начал изучать положение дел в Татарстане, то выяснил, что в республике транспортный налог проходит по самой верхней границе — 85 рублей с лошадиной силы, и он является самым высоким в России. «У нас многие транспортники и из-за особого рвения налоговой инспекции, и из-за высокого налогового пресса принимают решение перерегистрироваться в другие регионы, — описал последствия глава „Кориба“. — Наши транспортники не все ведь идейные, и, как и любой нормальный бизнес, они ищут регионы, где им работать комфортно. Мы все видели, что в последнее время случилось  несколько довольно некрасивых ситуаций, когда правоохранители и налоговая служба начали дополнительно и сверхтщательно проверять, смотреть и что-то выискивать в бухгалтериях крупных транспортных компаний.

В республике транспортный налог проходит по самой верхней границе — 85 рублей с лошадиной силы, и он является самым высоким в России В республике транспортный налог проходит по самой верхней границе — 85 рублей с лошадиной силы, и он является самым высоким в России Фото: Асхат Идиятуллин

Очевидно, бизнесмен имел в виду дела о неуплате налогов, которые возбуждал следственный комитет в отношении транспортных компаний «ЛидерТранс», «Олимп», «О2» и других. 

По словам Коробченко, говоря о размере транспортного налога в Татарстане, где к базовому тарифу применяется максимальный коэффициент 10, привел ставки налога и в других регионах. С его слов, в Калужской области, например, пошлина составляет 50 рублей с лошадиной силы, в Дагестане — 15 рублей, а в Санкт-Петербурге  власти приняли дифференцированную систему взимания налога, стимулирующего перевозчиков заниматься обновлением автопарка. «В Питере, если грузовику меньше трех лет, перевозчик платит 45 рублей с лошадиной силы, если машине от трех до пяти лет, то транспортный налог составляет 65 рублей, а если машина старше пяти лет, то к ней применяется максимальная ставка — 85 рублей с лошадиной силы», — рассказал депутат.

Евгений Соколов — заместитель гендиректора ХК «Кама Тракс» по правовым вопросам — пояснил, что налоговый кодекс предоставляет право регионам  повышать или понижать базовый тариф самостоятельно и дифференцировать его либо в зависимости от экологического класса транспортного средства, либо от его возраста. «Учитывая, что с февраля поднимется тариф и на „Платон“ — было 2,04 рубля за километр, а станет 2,20 рубля, — безусловно, любая затратная составляющая, которая будет уменьшена, приветствовалась бы любым грузоперевозчиком», — заявил он.

«Я бы хотел, чтобы вы (транспортники прим. ред.) не уходили из Набережных Челнов. Я за то, чтобы вы работали здесь, чтобы вам здесь было комфортно   и уютно. Нужно вам, чтобы вам снизили транспортный налог, или нет? Чтобы не получилось так, что я проявил инициативу, а в итоге сделал только хуже?» — прямо спросил Коробченко.

Фото: Асхат Идиятуллин

Перевозчики ответили в том смысле, что им, безусловно, было бы интересно, если бы снизилась базовая ставка транспортного налога. И в этом смысле Татарстану есть на кого равняться. В свою очередь, представитель АСМАП в Казани Александр Линдваль высказал предположение, что года через два, когда очередь дойдет до введения «Платона» и на региональных дорогах, и транспортный налог, скорее всего, будет отменен. Тем не менее даже эти пару лет перевозчики будут находиться фактически под двойным налогообложением. 

«У нас сейчас несколько крупных транспортных компаний уже на лыжах стоят и готовы переехать в другие регионы в любой момент! Это о чем говорит? Надо что-то менять! Да, нам республика может сказать, что снижать ставку транспортного налога не будем, но тогда ведь через год-два вы все отсюда свалите! Грубо? Да! Но вы просто открываете новое ООО в другом регионе и все новые машины начинаете регистрировать на эту компанию. И автоматически туда все налоги уйдут. У нас ведь так и не останется транспортных компаний, хотя на сегодняшний день, согласно имеющейся аналитике, около 30  процентов всего коммерческого транспорта России зарегистрировано в Татарстане. Если посчитать подвижной состав членов некоммерческого партнерства „Логистика и автоперевозки Татарстана“, приплюсовать сюда крупных грузоперевозчиков, то получится минимум 12 тысяч автопоездов!» — заявил Коробченко.

«У нас ведь так и не останется транспортных компаний, хотя на сегодняшний день,  согласно имеющейся аналитики, около 30% всего коммерческого транспорта России зарегистрировано в Татарстане» «У нас ведь так и не останется транспортных компаний, хотя на сегодняшний день, согласно имеющейся аналитике, около 30 процентов  всего коммерческого транспорта России зарегистрировано в Татарстане» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДЛЯ НАС СЕЙЧАС ВАЖНО ПОНЯТЬ — ГОТОВА ЛИ ВЛАСТЬ ВООБЩЕ ИДТИ НА КОНТАКТ, НА УСТУПКИ ТРАНСПОРТНОМУ БИЗНЕСУ?

Следующий вопрос,  которой поставил перед транспортниками Коробченко, касался создания в Челнах транспортной особой экономической зоны, которая бы и позволила не только местному бизнесу закрепиться на территории, но привлекать сюда транспортников и из других регионов. Напомним, что в Челнах сложился своего рода транспортный кластер федерального масштаба — здесь зарегистрировано порядка 10 тыс. фур.

— Как вы считаете, нужно ли Челнах создание некоего транспортного ТОСЭРа или транспортной ОЭЗ? — спросил бизнесмен. —  Я думаю, что резидент такой зоны мог бы получать  определенные преференции, но, самое главное, он в этом случае стал бы работать полностью „в белую“. Думаю, было бы здорово, если бы мы смогли пробить создание лет на пять, а еще лучше на 10, создание такого транспортного  ТОСЭРа в Челнах. Для вас это было бы очень хорошим подспорьем.

 — Льготы — это,  конечно, очень хорошо, и ситуация на рынке грузоперевозок сейчас очень тяжелая, но ведь надо и о республике тоже думать, — добавила Ирина Штейнберг — гендиректор ХК «Кама-Тракс».

— Когда грузоперевозчики посчитают экономику и примут решение уйти в другой регион, республика будет думать уже совсем по-другому… У нас ведь есть компании, у которых в парках по тысяче, по две тысячи автомобилей!  Они платят в год одного только транспортного налога по 50–70 миллионов рублей! Им же выгоднее взять и просто перейти в другой регион! — возразил бизнесмен.  

— А считаю, что дифференцированная система, которую приняли в Питере, самая оптимальная. Она стимулирует обновлять автопарк, — заявил гендиректор ТК «Семьсот Дорог» Андрей Семиволков.

— Сейчас нет смысла ставить вопросы и по «Платону», по стоимости дизтоплива, и по ставке НДС, и по другим налогам. Если Рустам Нургалиевич [Минниханов] хочет, чтобы большой транспортный бизнес оставался в республике и рос, надо создавать ему комфортные условия. Все просто: либо мы делаем комфортные условия, либо перевозчики уходят. Вон «ЛидерТранс» взял и уже ушел в Москву. Мы тоже ушли — в Елабугу. Люди хотят уйти, потому что в других регионах реально комфортнее работать, — заявил руководитель ТЭК «Олимп» Олег Емельянов.

— Я не поддерживаю идею о снижении только транспортного налога. Надо ставить вопрос и о «Платоне», надо ставить вопрос и о создании транспортного ТОСЭРа, и о снижении транспортного налога. И, безусловно, речь должна идти в первую очередь о поддержке среднего и крупного бизнеса, — высказался Руслан Латыпов — финансовый директор транспортной компании «Делко. 

Коробченко предложил обсудить создание в Челнах транспортной ТОСЭР и ОЭЗ, ведь в автограде сложился своего рода транспортный кластер федерального масштаба — здесь зарегистрировано порядка 10 тысяч «фур» Коробченко предложил обсудить создание в Челнах транспортных ТОСЭРа и ОЭЗ, ведь в автограде сложился своего рода транспортный кластер федерального масштаба — здесь зарегистрировано порядка 10 тысяч фур Фото: «БИЗНЕС Online»

— Тему «Платона» лучше вообще не затрагивать! — заявил Сергей Сотников, председатель комитета по транспорту и логистике  ТПП РТ. — Этот вопрос нужно было поднимать тогда, когда он вводился. С ним, к сожалению, мы уже опоздали, очень многие из бизнеса уже ушли и возвращаться не собираются. Сейчас вопрос состоит в том, как нам поддержать тех, кто остался. Сегодня главный вопрос для грузоперевозчика — это топливо. Цена растет, и мы спрашиваем — когда, наконец, нефтяные компании образумятся и перестанут поднимать цены? Еще один злободневный вопрос — автоматический весогабаритный контроль. Я еще год назад говорил, что если мы, транспортники, в этом вопросе не будем проявлять активности, то можем повторить судьбу нижегородских транспортных компаний, которым были выписаны многомиллионные штрафы. В этом направлении, к сожалению, пока работают только НП «ЛАТ» и ТПП Татарстана, а участия крупного бизнеса в решении этой проблемы мы не видим. Это насущные вопросы для всех грузоперевозчиков. Та же ситуация с кадрами. Кто у нас занимается подготовкой кадров для транспортных компаний? Никто. Кто будет этот вопрос поднимать? Некому. Что касается моего отношения к вопросу снижения транспортного налога, считаю, что это не настолько существенная часть для нашего бизнеса, чтобы заострять на нем внимание. 

— Для вас 40 миллионов рублей в год не существенная цифра?!   — удивился Коробченко.

— Я хочу сказать, что у нас много и других важных вопросов, которые требуют своего обсуждения, но наши  возможности — общественных организаций и  некоммерческих партнерств, они минимальны.

Соломоново решение в завязавшейся дискуссии предложил Андрей Семиволков — совладелец ТК «Семьсот Дорог»:

— Для нас сейчас важно понять — готова ли власть вообще идти на контакт, на уступки транспортному бизнесу? Поэтому ставить сразу кучу вопросов одновременно нет никакого смысла, начать нужно с маленького вопроса и посмотреть, готова власть или не готова. Если да, то можно дальше этот диалог продолжать. По крайней мере, мы найдем тех людей, которые принимают решения. Понятно ведь, что проблем у всех уйма.  

— И надо объединяться, — дополнил предложение Семиволкова Коробченко. — Если бы не Леонид Штейнберг, уверяю вас, у нас на плотине Нижнекамской ГЭС до сих бы деньги собирали с грузового транспорта. У него в автопарке было всего 50 машин, но он со своей ассоциацией мог открывать двери в любые кабинеты.  Для нас же неважно, кто решит наши вопросы, — нам нужно, чтобы они решились.  В Челнах для развития транспортного бизнеса есть все. Почему бы нам его дальше не развивать и не собрать здесь всех, кто причастен к нему? Почему бы нам не пригласить в Челны других транспортников, ваших же конкурентов, создать  учебное заведение, где обучали бы водителей, чтобы со всех уголков страны к нам приезжали и обучались. Проблему можно решить, только если вы консолидируетесь.  Можно и до президента РТ достучаться: «Рустам Нургалиевич, уходят транспортники из Челнов!» А он, кстати, очень хорошо слышит бизнес. Уйдут транспортники, сервисные центры закроются, сократится гостиничный бизнес... Челны — сегодня это ведь центр автотранспортного бизнеса в стране. И это нужно развивать, а не гробить!