ЕВРОЩИТЫ 3Х6 МЕТРОВ ИСЧЕЗНУТ С ЯРМАРОЧНОЙ ПЛОЩАДИ, МОСТА МИЛЛЕНИУМ, КИРОВСКОЙ ДАМБЫ И ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ. В КАЗАНИ НЕ БУДЕТ РАСТЯЖЕК НАД УЛИЦАМИ. ЧТО ПРИДЕТ ИМ НА СМЕНУ?

Сегодня на деловом понедельнике в исполкоме Казани было объявлено о начале масштабной реформы рынка наружной рекламы. Как сообщила начальник управления наружной рекламы и информации исполкома города Ирина Дябилкина, к концу этого года появится принципиально новая схема размещения рекламных носителей в столице РТ. Уже к сентябрю 2012 года все билборды должны исчезнуть из исторического центра Казани, демонтажу подлежат и перетяжки над проезжей частью, рекламные конструкции на инженерных сооружениях. Что бизнес получит взамен, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

ДОХОД ВЫРОС В 10 РАЗ

Прежде чем озвучить революционные инициативы, начальник управления наружной рекламы и информации Ирина Дябилкина подвела итоги пятилетней деятельности управления. Напомним, что данная структура была создана в 2006 году в составе аппарата исполкома. На тот период времени перед ней были поставлены следующие цели: сформировать на территории города Казани единую городскую политику, легализовать рынок наружной рекламы и обеспечить стабильный доход в бюджет города от размещения рекламных конструкций.

Тогда же была сформирована и нормативно-правовая база, регламентирующая порядок размещения наружной рекламы на улицах Казани. Кстати, именно в 2006 году в Казани (впервые в России) были проведены первые торги на право размещения сетевых рекламных конструкций (билборды, суперсайты, суперборды). В результате торгов реализовано 85 мест под установку рекламных конструкций, в бюджет города поступило свыше 28 млн. рублей дохода. В 2008 году вступили в силу изменения в закон «О рекламе», в соответствии с которыми проведение торгов стало обязательным не только для сетевых, но и для индивидуальных рекламных конструкций, устанавливаемых владельцами для объектов потребительского рынка и услуг.

В начале 2010 года, сообщила Дябилкина, городской Думой принято новое положение о размещении средств наружной рекламы и информации на территории города Казани. Все ранее принятые нормативно-правовые акты, регулирующие отрасль, утратили свою силу.

«МЫ СДЕЛАЛИ ПРОЗРАЧНЫМ МУТНЫЙ БИЗНЕС»

По словам начальника управления, за пять лет работы отделом выдачи разрешений управления оформлено 13 219 разрешительных документов и заключено 2 862 договора на право установки рекламных конструкций. Причем муниципальный доход от этого вида деятельности вырос более чем в 10 раз. Только за 2010 год поступление в городскую казну составило почти 170 млн. рублей ( это самый высокий показатель среди городов-миллионников, в Самаре, к примеру, в 2010 сборы от наружной рекламы составили всего 3,2 млн. рублей). А за все пять лет – более 1 млрд. рублей. В управлении рекламы даже посчитали, что на эти деньги можно построить 4 детских сада или одну школу.

Мэр Казани Ильсур Метшин, до этого момента внимательно слушавший доклад, заметил, что все произнесенное начальником управления ни что иное, как констатация факта – рекламный рынок состоялся, и он существует по законам бизнеса.

– Мы сделали абсолютно прозрачным этот мутный бизнес, - заявил Метшин, - посмотрите – собрали 1 млрд. рублей за пять лет! А ведь во всех европейских городах основные статьи доходов (кроме земельного налога), это паркинги – чего у нас вообще нет, и рекламное пространство.

«ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР – ЭТО НЕ БЛОШИНЫЙ РЫНОК»»

Далее началось самое интересное - Дябилкина перешла к планам и задачам. Судя по заключительной части доклада (на самом деле, ключевой ее части), рынок внешней рекламы ждут коренные перемены. Во-первых, у многих операторов рынка заканчиваются договоры на размещения своих объектов в 2012 году, и именно с этого момента им придется играть по новым правилам. В первую очередь они связаны с ограничениями размещения биллбордов 3х6 метров, и полного их запрещения в историческом центре столицы. Крупноформатные рекламные конструкции в историческом центре (в центре вообще не останется конструкций с рекламной поверхностью свыше 10 кв. метров) заменятся на рекламные конструкции малого формата (пилоны и пилларсы) и ситиборды (с рекламным полем форматом 3,7х2,7м). Конструкции 3х6 метров «уйдут» с Ярмарочной площади, с улиц Московская, Ново-Кремлевская, Саид-Галеева.

Здесь монолог Дябилкиной вновь прервал мэр, напомнив, как в свое время, когда только начали регулировать этот процесс, стояло «столько писку и визгу, но, однако, никто не обанкротился и все остались на этом рынке». Метшин заметил: «Исторический центр Казани – это не блошиный рынок, чтобы получать доходы там, где хочется. Есть охранные зоны Кремля, есть памятники, есть видовые зоны, которые не должны закрываться!»

От рекламных конструкций освобождаются мост Миллениум и Кировская дамба, продолжила начальник управления. Полностью из города уйдут транспаранты-перетяжки, арки размещаемые на территории г. Казани, еврощиты формата 3х6 метров, на разделительных полосах (ул. Танковая, ул. Аделя Кутуя, пр. Ибрагимова и т.д.).

Кроме того, разработана новая схема размещения объектов наружной рекламы, подробная информация о которой появится к концу этого года. Эта схема затрагивает 86 улиц, пока подготовлены проекты территориальных схем по 76 улицам. По 10 улицам работа приостановлена в связи проводимой реконструкцией дорог. Проектирование ведется с учетом проектов реконструкции дорог и строительства транспортных развязок, а также с учетом перспективных планов развития городских территории и инженерных коммуникаций.

Учитываются расстояния от средств наружной рекламы:

- до остановок общественного транспорта - не менее 25 метров;
- до светофора и дорожных знаков - не менее 60 метров;
- после светофора – не менее 30 метров;
- до наземных пешеходных переходов - не менее 50 метров;
- между рекламными конструкциями с площадью рекламного поля от 6 кв. метров до 18 кв. метров (биллборды, ситиборды) – не менее 90 - 100 метров,
- между рекламными конструкциями с площадью рекламного поля менее 6 кв. метров (пилоны, пилларсы) – не менее 30 метров.

ТОРГИ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

Дябилкина призналась, что новшества, вероятно, принесут бюджетные потери, поскольку ориентировочно количество рекламных конструкций сократится приблизительно на 30 процентов: «Мы ищем альтернативные площадки по тем улицам, которые коммерчески не были освоены, стараемся максимально компенсировать выпадающие доходы, как бюджета, так и бизнеса».

Перспективы будущих нововведений достаточно ясно прокомментировал мэр: «Мы объявляем об этой реформе более чем за год, понимая, что это бизнес. За пять лет многое изменилось, и ржавые конструкции без подсветок должны уйти в прошлое. Придется менять рекламные щиты, которые потеряли свою актуальность. Мы сообщаем об этом заранее, чтобы бизнес мог подкорректировать свои финансовые планы, учесть кредитные возможности. Одним словом, подготовиться за год». Что касается освоения новых мест для размещения рекламы, то тут, по мнению Метшина, у всех равные условия: «По новым требованиям, новым стандартам - готовьтесь участвовать в торгах».

КОНКУРЕНЦИЯ ВЫРАСТЕТ

Газета «БИЗНЕС Online» предложила участникам рынка оценить планы казанской мэрии и новые условия, которые будут созданы в этой сфере.

Павел Савицкий, директор рекламного агентства «Пи Арт»:

- В Казани слишком много щитов. Из-за этого они недостаточно хорошо работают и мало стоят. В Нижнем Новгороде, например, щиты стоят в три раза дороже, чем у нас. Да, конкуренции между агентствами будет больше, но это и хорошо. Пусть щитов в городе будет меньше, но стоить они будут дороже. Снижение количества рекламных щитов на 30 процентов – не предел. Я бы и в два раза сократил. Правда, сейчас я говорю как житель города, а не как представитель рекламного бизнеса. По поводу того, что щиты стоят близко друг другу, согласен, его однозначно нужно делать больше. Да, сначала рекламные компании финансово пострадают, но потом все устаканится и будет хорошо.

Фарида Садриева, генеральный директор фирмы «Кинто»:

- Билборды начали убирать из центра несколько лет назад, сейчас уж остатки убирают. Отношения у меня к этому двоякое. С точки зрения жителя города согласна, что Казань должна быть красивой. Но с точки зрения бизнеса – это ужасно.

Сейчас исполком придирается ко всему. Бизнесу приходится выкручиваться очень сильно, что-то придумывать, а это ведет к удорожанию. А мы не можем делать то, что дорого для клиентов. Рекламные конструкции еще даже не окупились, а город уже заставляет их сносить. Сейчас только запрещают, а альтернативы почти нет, особенно это касается брандмауэров. У нас агентство полного цикла, поэтому потери составят около 10 - 15 процентов, а вот агентства, специализирующиеся только на наружке, потеряют в разы больше. Ситуация у таких агентств однозначно будет очень непростая. Из-за Универсиады, ради двух-трех месяцев, стоит ли это делать... Никто не думает о том, как же будет бизнес жить. Запретили бы только на время ее проведения. Тем более самому городу это невыгодно наверняка, это же потеря определенных налоговых доходов.

Анна Житомирова, руководитель рекламной компании «Неон -Арт»:

- Концепция размещения наружной рекламы, которая сейчас активно разрабатывается, гласит, что в центре будут запрещены большие билборды, но вместо них появятся маленькие носители. Конечно, ничего хорошего нам это не принесет. Сокращение рекламных площадей однозначно приведет к потере прибыли. Сейчас сложно даже примерно сказать, сколько мы потеряем. Тем более в середине следующего года будут аукционы. Вполне вероятно, что на рынке произойдет перераспределение участников.

Альфред Сулейманов – проректор по научно-исследовательской работе Казанского государственного архитектурно-строительного университета:

– Говорить о том, что однозначно наружная реклама портит облик города, я бы не стал. Я бы отметил, что в последнее время даже своеобразная архитектура появилась этих рекламных конструкций. Они уже как-то вписались в городской ландшафт, поэтому убирать их нужно обдуманно, и с точки зрения экономической целесообразности, и с точки зрения внешнего облика города. Что касается растяжек, то здесь я убежден – их нужно убирать однозначно, как и рекламные щиты с исторической части Казани. Здесь и вопрос эстетики, а в некоторых случаях – безопасности.

Полагаю, что не стоит разом «трясти» весь бизнес, необходимо несколько изменить формат, что поможет городу принять более европейский вид, без утери его исторической индивидуальности.

Елена Фадеева
Надежда Замалиева