Айрат Хайруллин отметил, что сумму инвестиций в ликвидацию всех белых пятен сейчас назвать невозможно, потому что она зависит от способа решения проблемы операторами, локации вышки, энергетики Фото: digital.tatarstan.ru

22 населенных пункта РТ без связи

Традиционные годовые коллегии министерств приходятся на январь – февраль и собирают весь бомонд от президента РТ Рустама Минниханова до приглашенных из Москвы руководителей профильных федеральных ведомств. Минцифры РТ решило перед мегамероприятием провести публичную локальную коллегию, посвященную исключительно вопросам связи и цифрового неравенства и итогам работы в этих направлениях за 9 месяцев, и позвало в IT-парк региональных глав операторов сотовой связи.

С основным докладом выступил Альберт Яковлев — заместитель министра, назначенный на эту должность чуть больше недели назад, а до этого работавший в «Таттелекоме». Он начал, как водится, со статистики и рассказал, что среднестатистический татарстанец разговаривает по телефону 9 часов в месяц и тратит 8 Гб трафика — в основном на соцсети и приложения. В целом сегодня в Татарстане почти 7,5 млн абонентов, причем, чтобы обеспечить их всех сотовой связью, только в 2019 году пришлось построить 2,5 тыс. новых базовых станций — всего их в республике 20,4 тысячи.

Но этого недостаточно: цифровое неравенство, с которым целенаправленно начал бороться Николай Никифоров еще с 2013 года, в Татарстане так до конца и не устранено: сотовой связи нет в 22 населенных пунктах, где живут 1 067 человек. ВОЛС — волоконно-оптической линии связи, (а значит, и доступа к интернету) — нет в 1 441 поселках — половине всех населенных пунктов, где проживают 2,5% населения республики. Наконец, остаются проблемы со связью в центре Казани. Причем, как отметил на пресс-подходе министр цифровизации Айрат Хайруллин, сумму инвестиций в ликвидацию всех белых пятен сейчас назвать невозможно, потому что она зависит от способа решения проблемы операторами, локации вышки, энергетики. «Это не катастрофический объем средств, это задача каждого оператора», — подчеркнул он.


Белые пятна Казани…

Яковлев заявил, что в Татарстане создан оперативный штаб под председательством Хайруллина, который заседает еженедельно и как раз выявляет все проблемы в оказании услуг связи. Так, одна из ключевых проблем — качество связи в центре Казани. Оно упирается в правительственное постановление, которое запрещает размещение опор базовых станций в исторических местах. В итоге разработан дизайн опор, который не будет нарушать архитектурного облика города и при этом останется рентабельным для операторов. Таким образом, с участием комитета по охране архитектурного наследия постановление кабмина будет скорректировано.

«Управление архитектуры Казани тоже бдит, чтобы, как говорится, не засорять эфир, — подтвердил Хайруллин. — Мы рассматривали разные варианты: от строительства опоры, которые стоят от нескольких миллионов рублей, — они красивы, но не окупаются — до столбов и коммуникационных шкафов. В Казани есть проблемы, которые я сам испытываю, у нас есть белые пятна. Когда выезжаешь из министерства в аэропорт, совершаешь много звонков, и неоднократно на проспекте Универсиады, у Даурской, на М7 прерывается связь. Я надеюсь, что мы с коллегами эти вопросы закроем. 40 тысяч автомобилей ежедневно проезжают по этим дорогам, и все должны быть обеспечены связью».

По этому вопросу выступил и Михаил Гусев, руководитель компании «МИГ» — татарстанского инфраструктурного оператора, занимающегося проблемами архитектурного взаимодействия. По его словам, в следующем году компания планирует инвестировать 50 млн рублей в 70 площадок и 425 комплектов оборудования. Впрочем, несколько дизайнов от МИГа, «МегаФона» и МТС уже рассматриваются в министерстве, и пока за образец берется опора у центра семьи «Казан», в которую встроены освещение, видеонаблюдение и сотовая связь.

Гусев также сообщил, что совместно с операторами подготовлен ряд перспективных решений, которые не нарушат архитектурного облика, и продемонстрировал в качестве примера опору, закамуфлированную под сосну, которая уже работает в Альметьевске. Он посетовал, что основное время занимает согласование с городским управлением архитектуры.  Хайруллин напомнил, что похожая проблема была у МСБ, который согласовывал свои рекламные конструкции, и пояснил, что проблема есть и со стороны населения, страдающего радиофобией.  «Достаточно много обращений с формулировкой „Уберите эту базовую станцию, она облучает нас!“. А, как один из руководителей мне сказал, в троллейбусе вреднее ездить!» — призвал Хайруллин бороться с неинформированностью населения.

Обсудили на коллегии и самую «хайповую» тему — 5G. Тестироваться сеть будет в Казани, Челнах, Альметьевске, Арске и Иннополисе Фото: digital.tatarstan.ru

…И за пределами Казани

Особо Яковлев выделил проблему обеспечения покрытием мобильной связи автомобильных дорог и малонаселенных пунктов. «Мы сами часто перемещаемся по трассам и наблюдаем проблемы у операторов связи», — констатировал он, перечислив, у каких операторов на каких трассах отсутствует покрытие. В ходе объезда трасс оперативным штабом выяснилось, что, например, на 12 км М7 у «Вымпелкома» нет связи. «Минцифры направлены письма в головные офисы компаний с призывом включить в инвестпланы обозначенные проблемные участки», — сказал замминистра. 

В целом количество жалоб на качество мобильной связи за 9 месяцев 2019 года выросло по сравнению с тем же периодом 2018 года с 334 до 390, причем, по заверению Яковлева, Хайруллин сам реагирует на каждое обращение. «Например, последнее пришло от главы Аксубаевского района на отсутствие доступа к интернету в 19 населенных пунктах, что приводит к нареканиям со стороны населения, затрудняет предоставление электронных услуг, а также работы системы ЕГАИС», — озвучил Яковлев неожиданную боль местной власти. Так, больше всего жалоб пришлось на оператора «ТМТ» — «дочки» «Таттелекома», хоть их число и снизилось по сравнению с прошлым годом. А вот на «Вымпелком», «МегаФон» и МТС, наоборот, стали жаловаться активнее. При этом количество рекламаций на каждого оператора не превышает 10 на 100 тыс. абонентов.

«Я действительно читаю все обращения, мне очень интересно. Поступают типовые вопросы и жалобы. То ли у нас система неправильно выстроена, то ли мы не так взаимодействуем… Абоненты жалуются на то, что их незаконно подключают к платным подпискам. В частности, мне недавно обратилась жительница, она пишет: „Я обратилась, меня послали, пожалуйста, министр, помогите“. Эта работа будет стоять во главе угла. И то слово „связь“, которое в названии министерства есть, должно быть связью в любой точке Татарстана», — отреагировал министр.


на проведение интернета 2,5% населения Татарстана нужно 3 млрд рублей

С проводной связью тоже есть проблемы. Сейчас в республике более миллиона людей пользуются проводным интернетом и потребляют в среднем 3 Гб трафика в день (этого хватит, чтобы на протяжении 500 минут смотреть ролики на YouTube в HD-качестве). При этом 2,5% населения, проживающего в 1 441 населенном пункте, не имеет линий связи и проводного интернета соответственно. Чтобы туда провести оптику, нужно порядка 3 млрд рублей. А высокоскоростное подключение отсутствует в еще большем количестве поселков — где сети были проложены давно и уже устарели.

«Да, там проживают 2,5 процента населения Татарстана, но там живут 25 тысяч детей, которые могли бы иметь доступ к интернету, смотреть образовательный контент, обучаться, общаться… Если в населенном пункте нет оптики, значит, там проблемы с онлайн-кассами, цифровом телевидением, ФАПами. В свое время проблема была решена для пунктов 250 плюс (от 250 жителей — прим. ред.). А вот ниже этой планки… ждать у моря погоды неправильно, надо находить решения этой проблемы», — сказал Хайруллин и обратился к новому члену коллегии Экзаму Губайдуллину, подчеркнув, что связью надо обеспечить все муниципальные образования.

Глава регионального отделения «Вымпелкома» Ильгиз Гибадуллин отчитался, что компания в 2018–2019 годах инвестировала в Татарстан 1,3 млрд рублей. В планах на ближайшее будущее — закрытие белых пятен и покрытие в новостройках. «Инвестиции в малые населенные пункты не такие окупаемые, но решение принято», — констатировал Гибадуллин, отметив, что проблемы с окупаемостью возникает и на больших объектах вроде «Казань Экспо» (сроки окупаемости — 7,8 года), а в новых жилых комплексах случаются трудности с архитектурой.

«У нас были такие примеры, когда проект утверждается, жилой комплекс построен, приходит оператор и ему физически негде ставить оборудование для сотовой связи — там охранная зона, там другие требования. Возникают проблемы. И на законодательном уровне необходимо решать эти проблемы: надо иметь набор документов, чтобы менять градостроительный комплекс и СанПиН. Есть базовые вещи, которые надо решать здесь и сейчас», — призывал Хайруллин. По его словам, надо, не дожидаясь законодательных изменений, взаимодействовать с Госжилфондом и сделать так, чтобы операторы связи не испытывали бюрократических затруднений, а в разговоре с инвесткомитетом короткое время окупаемости было бы дополнительным аргументом.

«На Кремлевской набережной стоимость [аренды для размещения оборудования мобильной связи] была ого-го. Вопрос решился?» — поинтересовался министр и получил утвердительный ответФото: «БИЗНЕС Online»

«На Кремлевской набережной стоимость была ого-го, вслух даже стыдно озвучивать»

Еще один вопрос, озвученный Яковлевым, — стоимость аренды для размещения оборудования мобильной связи. Например, штаб обнаружил цены в 38 тыс. в месяц при среднерыночной стоимости 15 тыс. рублей в месяц, так что пришлось подготовить проект постановления, регулирующий тарифы за размещение оборудования.

«Мы договорились с новым министром земельных и имущественных отношений Фанилем Аглиуллиным принять в рекомендательном характере постановление, чтобы стоимость услуги размещения базовой станции на кровле была одинакова для всех, — пояснил Хайруллин. — Мы иногда сталкиваемся с тем, что аренда квадратного метра кровли дороже, чем самое дорогое размещение в торговом центре „Мега“. Каждый решает по-своему, оценка по-разному проводится. Постановление нужно, чтобы не было так, чтобы каждый руководитель мог диктовать условия, мол, не хочешь 50 тысяч платить, ну и не надо. А для оператора это единственная возможность разместиться, и он платит. Есть по 10 тысяч рублей договоры, есть и по 50 тысяч. На Кремлевской набережной стоимость была ого-го, вслух даже стыдно озвучивать. Вопрос решился?» — поинтересовался у Гибадуллина министр и получил утвердительный ответ.

Обсудили на коллегии и самую «хайповую» тему — 5G. Яковлев напомнил, что тестироваться сеть будет в Казани, Челнах, Альметьевске, Арске и Иннополисе. «Задача — не технология ради технологии, задача — решение проблем. Мы стоим на пороге того, чтобы сформировать бизнес-требования к тому, где 5G будет применяться, — сказал Хайруллин, объяснив, что 4G и так решает 98% существующих задач. — Не секрет, что технологии — как гонка вооружений. Уже есть и опытные образцы 6G, поэтому работа правительства в этом направлении у нас тоже сформирована».

«Почта России» приняла решение повысить зарплату — в Татарстане это коснется более 6,1 тыс. сотрудников, которые с мая начнут получать на 18% большеФото: digital.tatarstan.ru

Почта тоже оказалась важной составляющей связи. Яковлев сообщил, что за 9 месяцев в Татарстане стали на 46% чаще отправлять посылки, на 3% — письма (в среднем каждый житель получает по шесть писем в год), а вот количество почтовых переводов снизилось сразу на 18,3%. При этом работники «Почты России» постоянно жалуются на низкую зарплату, что приводит к локальным ЧП. Так, в связи с массовым увольнением сотрудников в Альметьевске было временно закрыто два пункта. В итоге «Почта России» приняла решение повысить зарплату — в Татарстане это коснется более 6,1 тыс. сотрудников, которые с мая начнут получать на 18% больше.

«Растет интернет-торговля. Логистический почтовый центр рядом с аэропортом ежегодно обрабатывает 300–400 миллионов посылок и корреспонденции. У нас также достигнута договоренность, что 40 процентов интернет-посылок из Китая будут сначала доставляться в Казань, в наш логоцентр, а отсюда распределяться по городам Поволжья», — сказал Хайруллин.

Не обошлось и без воспоминаний о триумфальном переходе на «цифру». «Телевидение остается основным медиаресурсом. Около 99 процентов жителей крупных российских городов в возрасте от 4 лет включают телевизор хотя бы раз в месяц. 68 процентов населения делают это ежедневно», — сообщил Яковлев, отметив, что в среднем продолжительность просмотра телевизора составляет 363 минуты в день. Сегодня охват цифровым телевидением составляет 99,3% населения, причем 9,4 тыс. льготников была назначена компенсация, а операторы обработали 55 тыс. звонков.

«Сегодня проблем со связью в республике практически нет, есть проблема качества. И, я думаю, как раз сегодняшнее заседание коллегии направлено на усиление работы в области качества», — подвел итог Губайдуллин на правах нового члена коллегии. Хайруллин с ним согласился и завершил мероприятие раздачей благодарностей.