На полуострове Локомотив в 2020 году начнется крупномасштабное строительство в границах существующего с 2000-х годов яхт-клуба на ул. Альфреда Халикова На полуострове Локомотив в 2020-м начнется крупномасштабное строительство в границах существующего с 2000-х годов яхт-клуба на улице Альфреда Халикова Фото: Василий Иванов

КАК ОЖИВЯТ КУСОЧЕК БЕРЕГА ЛОКОМОТИВА?

Как стало известно «БИЗНЕС Online», на полуострове Локомотив в 2020-м начнется крупномасштабное строительство в границах существующего с 2000-х годов яхт-клуба на улице Альфреда Халикова (за ж/д вокзалом). Процесс получения у исполкома всех разрешений на начало работ запустило ООО «Волжский», арендующее у города 0,3 га земли, а водный участок — у Нижне-Волжского бассейнового водного управления федерального агентства водных ресурсов.

Владелец компании, президент федерации парусного спорта столицы РТ и казанского яхт-клуба Вадим Трофимов рассказал нашему изданию, что сумма сторонних инвестиций в проект обновления составит 140 млн рублей. Закончить работы планируется в 2023 году. Горизонт бизнес-плана рассчитан на 5 лет. Собеседник «БИЗНЕС Online» не стал называть инвестора, обещая раскрыть все данные ближе к началу строительства.

Сейчас яхт-клуб представляет из себя территорию для стоянки, два причала, которые могут принять не более 70 судов Сейчас яхт-клуб представляет из себя территорию для стоянки, два причала, которые могут принять не более 70 судов Фото: Василий Иванов

Сейчас яхт-клуб представляет из себя территорию для стоянки, два причала, которые могут принять не более 70 судов. Ожидается, что после реконструкции и строительства новых причалов клуб сможет принимать одновременно до 200 судов. Есть минимальная инфраструктура берегового питания (возможность подзарядки аккумуляторов, пополнения запасов питьевой воды). В рамках проекта же планируется построить ресторан и кафе с летней террасой на 120 посадочных мест, здание яхт-клуба, которое станет и базой существующей команды по парусному спорту #Alga Tatarstan. Там разместится и конференц-зал с офисными помещениями, школа парусного спорта, станция общества спасания на водах (ОСВОД РТ), а также места для спортинвентаря, специализированных магазинов, федерации парусного спорта Казани, федерации судомодельного спорта РТ, сервиса для ремонта и продажи маломерных судов. К 2022 году появится и зимний кластер: организованная лыжная трасса, каток, места для хранения снегоходов, современные раздевалки.

В рамках проекта планируется построить ресторан и кафе с летней террасой на 120 посадочных мест, здание яхт-клуба, которое станет и базой существующей команды по парусному спорту #ALGА TATARSTAN В рамках проекта планируется построить ресторан и кафе с летней террасой на 120 посадочных мест, здание яхт-клуба, которое станет и базой существующей команды по парусному спорту #Alga Tatarstan Фото предоставлено ООО «Волжский»

«Пока нет какой-то инфраструктуры для того, чтобы переночевать, проводить какие-то серьезные мероприятия, комфортно размещать все типы судов, — отмечает Трофимов. — По зарубежным стандартам у яхт-клуба должен быть открытый пляж, развитая техническая зона, возможность всем желающим посмотреть на яхты, сходить в кафе, просто отдохнуть. Это наша цель. Высоких заборов ждать от нас не стоит — мы, наоборот, хотим открыться». Сегодня, например, официальный городской пляж «Локомотив» отделяет от казанского яхт-клуба высокий забор. В «Волжском» подчеркивают, что ни в коем случае не претендуют на территорию пляжа, рассматривая развитие всего полуострова в комплексе.

Впрочем, у проекта есть критики. Так, председатель правления РСОО «Федерация парусного спорта Республики Татарстан» Альберт Садыков полагает, что за 140 млн рублей у казанского яхт-клуба построить дополнительные мощности не получится. «Очень дорого обойдутся все коммуникации, а без них современный яхт-клуб никому не нужен», — подчеркивает он. Ставит наш собеседник под сомнение и то, что при ежегодном обороте яхт-клубов в 5–7 млн рублей проект можно окупить даже за 10 лет. «У меня тоже есть сомнения в том, что мы сможем уложиться в заявленную сумму. Но тут я подчеркну, что 140 миллионов рублей — это сторонние инвестиции, без учета собственных вложений компании», — отвечает он.

Закончить работы планируется в 2023 году. Горизонт бизнес-плана рассчитан на 5 лет (нажмите, чтобы увеличить) Фото предоставлено ООО «Волжский»

цена водно-моторного удовольствия: входной билет на причал за 200 тыс. плюс месяц аренды — по 6–8

Сейчас услугами Казанского яхт-клуба за сезон (с мая по октябрь) пользуются 1,5–2 тыс. человек. При этом, по данным центра государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России по РТ, в Татарстане зарегистрировано 37,7 тыс. судов, из них на учете в Казани состоит 15,5 тысячи. Больше всего в столице РТ мотолодок — 11,2 тыс., на втором месте гребные суда — их 3,6 тыс., 472 катера, 89 гидроциклов, 76 морских прогулочных судов, 14 несамоходных и 7 парусных судов. Всего в РТ выдано 35,9 тыс. удостоверений на право управления маломерными судами, из них в Казани — 25,7 тыс. штук.

С 2014 года в республике на 4,2% выросло количество мотолодок (их теперь почти 23 тыс.). На 15,8% до 913 единиц увеличилось число катеров, на 14,2% стало больше гидроциклов (200). Количество парусных яхт не изменилось — их также 13. А вот число морских прогулочных катеров уменьшилось в 2 раза: 85 вместо 171 пятью годами ранее. В федерации парусного спорта Казани также не отмечают резкого всплеска количества владельцев судов. «Зато растет число тех, кто выбрал туристический маршрут и заходит на день-два в столицу РТ, бывает даже на пару недель. Или другой пример: яхта из Москвы приплыла в Казань, хозяин осмотрел город и самолетом вернулся в Первопрестольную. Через неделю новый перелет до столицы РТ и продолжение путешествия. По такой схеме только к нам за сезон заходит от 30 до 50 моторных и парусных судов», — говорит Трофимов.

Всего на учете в центре ГИМС МЧС России по РТ состоит 31 база для стоянок маломерных судов. По данным Трофимова, в Казани насчитывается только четыре организованных яхт-клуба Всего на учете в центре ГИМС МЧС России по РТ состоит 31 база для стоянок маломерных судов. По данным Трофимова, в Казани насчитывается только четыре организованных яхт-клуба Фото: Василий Иванов

Главный редактор журнала Motor Boat & Yachting Russia Антон Черкасов-Нисман в общении с нашим изданием рассказал, что в Казани действительно «непростое положение дел с яхтенными стоянками». «Такой проект, безусловно, улучшит ситуацию и будет способствовать развитию яхтинга в регионе, где лодки активно эксплуатируют и производят, — говорит он о предстоящей реконструкции. — Хочется верить, что новая марина будет не только оборудована на европейском уровне, но и открыта для разного флота — дорогого и не очень, ведь на воде есть место всем. Немного настораживает заявленная многопрофильность комплекса. С одной стороны, инвесторов можно понять: сезон короткий, а зарабатывать хочется круглый год — и это нормально. С другой — есть опасения, что яхтенная составляющая может отойти на второй план. Впрочем, если грамотно организовать работу, то активную жизнь в яхт-клубе можно поддерживать круглый год».

Всего на учете в центре ГИМС МЧС России по РТ состоит 31 база для стоянок маломерных судов. По данным Трофимова, в Казани насчитывается пять организованных яхт-клубов. Три из них на полуострове Локомотив — это Казанский яхт-клуб, «Тимерхан» «Ак Барс Холдинга» и яхт-клуб ТАИФа. Отметим, что в последние два попасть постороннему просто невозможно. Четвертый яхт-клуб — Volvo Penta (он же «Венеция»), открытый в 2014 году, пятый — «Волжская гавань» у одноименного ЖК. Свои пирсы «у дома» в столице РТ имеют разве что домовладельцы на улице Брюсова (да и то непонятно, насколько первые законны). Есть также четыре лодочные станции и причал у «Ривьеры».

Что по стоимости аренды места в яхт-клубах Казани? В среднем за возможность поставить пятиметровый катер придется заплатить 6–8 тыс. рублей в месяц (зимой подороже), при этом, чем длиннее, тем дороже услуга. В случаях, когда под владельца катера нужно создать инфраструктуру (например, из-за больших размеров яхты), с него попросят 150–200 тыс. рублей в качестве входного билета.

«По зарубежным стандартам у яхт-клуба должен быть открытый пляж, развитая техническая зона, возможность всем желающим посмотреть на яхты, сходить в кафе, просто отдохнуть. Это — наша цель», – отмечает Трофимов «По зарубежным стандартам у яхт-клуба должен быть открытый пляж, развитая техническая зона, возможность всем желающим посмотреть на яхты, сходить в кафе, просто отдохнуть. Это наша цель», — отмечает Трофимов Фото: Василий Иванов

ПОЧЕМУ КАЗАНСКИЕ ЛОДКИ ИДУТ ЗИМОВАТЬ В САМАРУ И КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ЯХТСМЕНОВ

В Казанском яхт-клубе отмечают, что в городе отсутствуют заправочные станции на воде и теплые эллинги для хранения и ремонта судов в зимний период. Из-за этого большинство лодок длиной от 12 м уходит по воде зимовать в Самару — там такая инфраструктура более развита. Третья проблема — отсутствие мест для стоянки и швартовки. «В том же Болгаре, Свияжске созданы условия для швартовки крупных теплоходов, но маломерные суда не могут туда зайти», — объясняет Трофимов. Впрочем, на имеющемся у Казанского яхт-клуба участке особо не развернешься, поэтому от теплого эллинга пришлось отказаться, а заправку не получится разместить из-за жестких нормативов. По такой причине в 2018 году с полуострова убрали единственную плавучую заправочную станцию, которая принадлежала «Татнефти». Теперь, чтобы заправить катер, судовладельцы проносят топливо с берега в канистрах.

В международной яхтинговой компании «Столица яхт» (три яхт-клуба в Москве, по одному в Санкт-Петербурге и Калининграде) нашему изданию рассказали, что видят крайне перспективными инвестиции в береговую инфраструктуру и прилегающие территории. Здесь отмечают новый тренд на рынке — полноценные дома на воде для круглогодичного проживания площадью от 50 до 150 кв. м, которые могут быть использованы как в жилых, так и в коммерческих целях. «Последнее позволяет значительно разнообразить рельеф услуг на прибрежных территориях и ускорить срок окупаемости инвестиций в несколько раз», — сообщил генеральный директор ООО «Столица яхт» Андрей Денисов.

По оценкам Черкасова-Нисмана, создавать инфраструктуру для маломерных судов в РФ стоит лишь с оглядкой на мировые стандарты, а не точь-в-точь копируя их. «Балтика и Волга — не то же самое, что Адриатика и каналы Франции или Голландии, — считает он. — Для Финского залива, например, подойдет опыт Прибалтики и Финляндии, где стараются располагать марины каждые 30 миль. Это расстояние соответствует комфортному дневному переходу на парусной яхте, а именно на них путешествуют большинство европейцев. Для Волги же, где доминируют моторные лодки, возможно, потребуется другое мерило».

Из-за отсутствия инфраструктуры во внутренние воды России пока не заходят и иностранные туристы-яхтсмены, хотя интерес есть. «Однако яхтсмены во всем мире особые люди, гораздо более склонные к авантюрам и приключениям, чем племя домоседов. Поэтому, если создать условия, иностранных яхт у нас будет больше, — говорит эксперт. — В первую очередь важно адекватное информационное обеспечение на основных европейских языках. А во-вторых, туристы должны быть уверены, что в России безопасно и что они не сгинут здесь со своей яхтой даже без наличия знакомых и умения читать кириллицу. Ездят ведь иностранцы массово по Транссибирской магистрали, так почему бы Волгу не пройти? Как только в западной прессе и на форумах накопится критический пул отчетов об успешных путешествиях на яхте в Россию, люди пойдут. Но для этого нам нужно приложить усилия».


А ТУРКИ ИСЧЕЗЛИ

Напомним, впервые о проработке благоустройства набережной вдоль Волги заговорили в 2015 году, когда около берега прогулялся на тот момент врио президента РТ Рустам Минниханов. Тогда же стало известно, что некий турецкий инвестор был готов вложиться в создание яхтенной марины, но за четыре года он так и не объявился. С тех пор проект благоустройства обсуждался не один раз.

Эскизное предложение обновления территории яхт-клуба разработано ООО «Архитектурная мастерская „Старая Казань“», генеральным директором и соучредителем которого является Павел Тиняев, член правления федерации парусного спорта РТ. Он в 2018 году вместе с Еленой Корниловой стал победителем международного конкурса «Эко-Берег» по развитию территории полуострова Локомотив. Эксперты тогда рассмотрели 45 проектов из 7 стран, назывались даже сроки реализации — к 100-летию образования ТАССР. По данным исполкома, эскиз разработан с учетом протоколов градсовета 2016 года и заседания межведомственной комиссии 2017-го по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях. Сам Тиняев рассказал нашему изданию, что Казанский яхт-клуб — это лишь малая часть концепции развития полуострова Локомотив и он внимательно следит за ходом работы. В целом благоустройство полуострова Локомотив и набережной Волги от речпорта до Кировской дамбы включено в проект комплексного благоустройства городской набережной в рамках генплана Казани до 2040 года. На сегодняшний день вопрос благоустройства находится на стадии проработки и обсуждения, сообщили в исполкоме столицы РТ в ответ на запрос «БИЗНЕС Online».