«Любое приложение несет уязвимость. Вопрос, что важнее: быть без телефона и пользоваться голубиной почтой, оставаясь неуязвимым, или пользоваться мессенджерами и рисковать», — говорит Айрат Хайруллин. На встрече с журналистами он рассказал, что центр цифровой трансформации создан в качестве прослойки между министерством и ЦИТ, а кроме того, порассуждал о «регуляторной песочнице» для беспилотников и криптовалют в IT-парке, кадровых проблемах и своем отношении к «Телеграму».
«Вы пришли меня потрогать, пощупать, понять, что за министр, что он думает, какие у него приоритеты, какие стоят задачи», — так начал Айрат Хайруллин общение с журналистами
Предиктивная экономика и проактивные услуги
Первую большую встречу со СМИ министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ Айрат Хайруллин провел спустя полгода после своего назначения в коворкинге с символичным для связной отрасли названием «Телеграф». В камерной неофициальной обстановке он рассказал журналистам о планах развития отрасли, об изменениях в госуслугах и МФЦ, а также о задачах нового центра цифровой трансформации РТ.
«Вы пришли меня потрогать, пощупать, понять, что за министр, что он думает, какие у него приоритеты, какие стоят задачи», — начал Хайруллин общение с журналистами. Но перед тем, как говорить о будущем, он задержался на настоящем. «Мы уже живем в цифровой экономике», — заверил всех министр, приведя в качестве примера Uber и кино. «В Альметьевске мы очень редко ходили в кинотеатры, и, когда мы с семьей переехали в Казань, пошли на мультик „Король Лев“, и очень бросилось в глаза, что касс нет — стоят автоматы, которые не получают зарплату, потребляют минимум электроэнергии. Это классический пример цифровой трансформации», — пояснил он.
Министр рассказал, что Татарстан — лидер в ПФО и по количеству смартфонов, и по проникновению мобильного интернета (в республике в онлайн-целях активно используются 3,5 млн СИМ-карт). Проводной интернет тоже дешевеет, а люди хотят, чтобы у них были разнообразные IT-сервисы: охрана, умный дом. Отдельно Хайруллин остановился на системе распознавания лиц, которая работает не только в рамках проекта безопасности «Умный город», но и в ретейле, фиксируя уровень удовлетворенности покупателей. «А завтра, когда вы придете в магазин, продавец будет знать, что вы приверженец кроссовок Adidas, и уже не будет предлагать вам Nike. Это предиктивная экономика», — анонсировал министр.
Так же предиктивно должны работать и государственные сервисы, считает Хайруллин. «Мы должны стремиться к проактивному оказанию услуг: представьте, что в 45 лет вам будет приходить СМС: „Поздравляем, ваш паспорт готов, приходите и забирайте“», — нарисовал он прекрасную картину будущего.
«Мы должны стремиться к проактивному оказанию услуг: представьте, что в 45 лет вам будет приходить СМС: «Поздравляем, ваш паспорт готов, приходите и забирайте»
«Цифровое строительство» и два решения для МФЦ
Про суперсервисы госуслуг Хайруллин не раз рассказывал на различных мероприятиях, поэтому в этот раз сконцентрировался преимущественно на «Цифровом строительстве». Это суперсервис, работающий не только на получение разрешения на строительство, ордера на земельные работы, градостроительного плана земельного участка и прочих сопутствующих документов, но и оформления ипотеки, и подключения коммуникаций — все, вплоть до заселения. Он должен быть запущен уже в первом квартале 2020 года.
«У одной услуги есть локомотив и есть вагонетки. Мы раньше были сконцентрированы на паровозе, но один паровоз никому не нужен», — образно объяснил Хайруллин смысл суперсервисов. Анонсировал он и проекты попроще, но тоже способные существенно облегчить жизнь татарстанцам.
«С 1 декабря в тестовом режиме появится новый сервис, который на протяжении последних полутора лет ждут налоговая служба и МФЦ, — СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия) „МФЦ Налоги“. Какая проблема существует? Если вы захотите создать новую юридическую компанию, вы приходите в МФЦ и пишете заявление. Такие заявления везут со всех МФЦ республики в налоговую инспекцию в Казань. За 9 месяцев подано 25 тысяч заявлений о создании юрлиц», — рассказал Хайруллин, отметив, что налоговая инспекция регистрирует предпринимателей за пять дней, но сам процесс получения документов растягивается на 14 и более дней из-за процесса сбора и доставки.
Упростится и взаимодействие пенсионного фонда с МФЦ. «Порядка 20 тысяч человек за 9 месяцев этого года обратились в ПФР. В первую очередь — за справкой о размере пенсии, материнский капитал. Люди приходят, отдают документы. Оператор МФЦ их сканирует, копирует на флешку. Ее передают в ПФР, где документы рассматривают. Мы сейчас делаем решение, позволяющее избавиться от этих флешек, оно почти готово. По ViPNet, защищенному каналу, данные будут передаваться из МФЦ в ПФР», — сказал он.
«Мы сейчас делаем решение, позволяющее избавиться от этих флешек, оно почти готово. По ViPNet, защищенному каналу, данные будут передаваться из МФЦ в ПФР»
«ЦЦТ — это блок аналитики и управления, а ЦИТ — центр разработки»
Но самое важное, чему была посвящена большая часть встречи, — это, разумеется, новая структура, центр цифровой транcформации, который начнет работу 1 декабря. Выяснилось, что данное ведомство, перетянув себе 132 работника из ЦИТ РТ, не отменяет существования старой структуры, а станет своеобразной управленческой прослойкой между ним и министерством, которая будет ставить ЦИТу конкретную задачу. После пресс-конференции в пресс-службе минцифры «БИЗНЕС Online» уточнили, что руководитель ЦЦТ еще не назначен: «Ведется активная работа, это очень ответственная позиция, и мы все-таки должны подобрать идеальную кандидатуру. Но пул кандидатов есть».
То есть в итоге будут три управленческих слоя: министерство (стратегия — делаем или не делаем), ЦЦТ (что для этого нужно, как это будет происходить) и ЦИТ (разработка конкретных решений). «Много вопросов, зачем вообще это надо было делать. Смотрите, ЦИТ — это государственное унитарное предприятие, коммерческая структура. Ее задача — зарабатывать средства, она не получает бюджетных денег. ЦЦТ — казенное учреждение. Средства из одной статьи перевели в другую. Количество людей и денег не изменилось, но повысится качество работы: структура (ЦИТ) была не очень быстрой и не очень эффективной», — объяснил Хайруллин.
В качестве примера Хайруллин привел собственный поход на флюорографию, во время которого врач ему пожаловался, что нет возможности работать с несколькими карточками пациентов одновременно. «На этапе программирования врач был исключен из процесса создания платформы, в итоге работать не очень удобно. К тому же я как пациент хотел бы на своем смартфоне видеть данные всех своих анализов», — отметил он, пояснив, что ЦЦТ будет заниматься выявлением проблем и узких мест.
«ЦЦТ — единый госзаказчик, единая цифровая архитектура и единый проектный офис. Нужно, чтобы в микросервисной архитектуре могли участвовать разные команды разработчиков. Например, есть IT-компания, которая сосредоточена, например, на интернет-торговле. Зачем им делать систему авторизации и защиты данных, если можно подключиться к ЕСИА? Предприниматель снижает затраты на формирование тех сервисов, которые государство ему предоставило. Человек, попадая в его систему, уже идентифицирован (Хайруллин — это Хайруллин, Иванов — это Иванов) и может давать персонифицированные услуги. Все это [делается на] средства налогоплательщиков. Я в лице уполномоченного президента РТ распоряжаюсь вашими средствами. Как сделать так, чтобы те деньги, которые вы платите в бюджет, эффективно расходовались, — наш приоритет», — заверил министр. В итоге, по его словам, создание ЦЦТ ни на один рубль не увеличило затраты на цифровизацию в Татарстане: центр был создан за счет того, что нашли резерв для экономии почти 10% выделенных средств. В бюджете министерства заложен 1,4 млрд рублей в год, в этом году нашли экономию в 126 млн рублей.
Для наглядности Хайруллин сравнил процесс взаимодействия двух структур с ремонтом в квартире, уподобив ЦЦТ дизайнерам и проектировщикам, а ЦИТ — строителям. «Есть вещи, которые ЦИТ делает очень хорошо. Например, ты знаешь, что можешь и сам поклеить обои, но плитку в ванной никогда не положишь, потому что швы будут кривые и так далее. Когда приходят строители, они хорошо положат плитку, но плохо создадут общий концепт — это работа дизайнеров. Так вот, ЦЦТ — это блок аналитики и управления, а ЦИТ — центр разработки, где сидят программисты и кодят. Для них неважно, сделать желтую кнопку или красную, это определяет ЦЦТ», — говорит министр.
Впрочем, ЦЦТ, еще не запустившись, уже успел попробовать себя в качестве дизайнера: у центра уже появился свой мерч в виде черных футболок с многообещающим принтом «Трансформируем тебя полностью».
«У нас все технологические решения будут состыкованы, государство будет носителем компетенций. Мы рассчитываем снизить затраты на разработку за счет решения проблемы vendor lock — привязки к поставщику. Каждому новому программисту сейчас проще написать новую программу, чем разбираться в 12 миллионах строчках кода», — обещает Хайруллин.
По его словам, создание ЦЦТ позволит сократить время от разработки программного продукта до вывода на рынок, которое сейчас достигает 9–16 месяцев, за это время часто появляются более современные технологии. Сейчас задача — сократить это время до максимум пяти месяцев.
Хайруллин также пояснил, что в ЦЦТ будут две лаборатории: первая будет ориентирована на работу с госорганами, вторая — на работу с предприятиями. Сейчас ведутся переговоры с такими бизнес-гигантами, как «Татнефть» и КАМАЗ. Некоторые технологические решения будут брать «со стороны». Почему бы, например, госуслуги не оплачивать через Apple Pay или Google Pay по Face-ID, чтобы не вводить номер банковской карты, рассуждает министр.
«Продукт IT — это не готовый продукт, не кирпичи, а интеллектуальный труд, который по-разному оценивается. И вот ценообразованием будет заниматься ЦЦТ, высчитывая стоимость на основе человеко-часов»
если DATA-центр IT-парка будет уничтожен пожаром или наводнением, у нас есть точка отказоустойчивости
Хайруллин также рассказал, как работает «суверенный интернет» в Татарстане. «Если вы роддом, у вас должно быть два ввода электричества: если на одной подстанции у вас блэкаут, второй ввод должен гарантировать подачу электричества, — метафорически пояснил Хайруллин. — На мой взгляд, идет подмена понятий. Речь не о „суверенном интернете“, речь о том, что корневые каталоги находятся за границей. На самом деле, если кто-то завтра решит систему DNS-серверов физически заблокировать для России, то наша IP-маршрутизация может быть нарушена. Поэтому речь идет о том, чтобы на стыке российских и зарубежных провайдеров позволять маршрутизировать трафик — тот же второй ввод. Законодатель решил минимизировать риски от возможных решений, которые могут заблокировать хождение трафика в России, вот и все».
Министр подчеркнул, что в Татарстане соответствующая инфраструктура уже создана: все социальные объекты подключены к интернету через ЦОД в IT-парке, а для катастрофоустойчивости есть второй центр обработки данных — в Госсовете РТ. «И технически, если data-центр IT-парка будет уничтожен пожаром или наводнением, у нас есть точка отказоустойчивости, и в рамках этой логики это тоже суверенный интернет», — сказал Хайруллин, уточнив, что в Татарстане создана система устойчивости интернета от внешних атак. «Она находится под бдительным контролем наших офицеров по безопасности, и мы планируем ее развивать», — заключил он. При этом, по словам министра, 98% используемого госорганами софта — отечественного производства, импортируется только Windows и пакет Office. Так что все 234 сайта муниципалитета в случае обрушения серверов будут продолжать работать.
Напомним, ранее Хайруллин рассказывал, что ежедневно на ЦОД происходит 7 кибератак и министерство планирует организовать хакатон для «белых хакеров», которые должны будут постараться найти уязвимость и взломать определенный код сайта госуслуг, — по аналогии с тем конкурсом, который объявлял основатель «Телеграма» Павел Дуров, предлагавший айтишникам расшифровать его личную переписку с его братом Николаем через «секретные чаты» за 200 тысяч долларов. Приз на хакатоне Хайруллина пока не определен, он будет зависеть от спонсорских пакетов.
На слове «Телеграм» журналисты встрепенулись и поинтересовались, использует ли его министр цифры.
«Использую», — признал министр, пояснив, что даже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что мессенджер не запрещен, а заблокирован.
«Любое приложение несет уязвимость. Если прочитать пользовательское соглашение к „Яндекс.Клавиатуре“, там написано: все, что вы печатаете, может быть использовано в своих целях, чтобы таргетировать рекламу. И никто не знает, как эти данные будут использованы. Вопрос компромиссов. Что важнее: быть без телефона и пользоваться голубиной почтой, оставаясь неуязвимым, или пользоваться мессенджерами и рисковать. Конкурентную борьбу никто не отменял. Мы все носители персональных данных, по ним нам таргетируют рекламу и рекомендуют контент. А по безопасности есть вопросы и к „Телеграму“ в том числе — никто до конца не знает, каким образом шифруется переписка, имеет ли кто-то к ней доступ. Все, что мы знаем, — официальное заявление Дурова», — озвучил свою позицию министр, придя к философскому выводу: если вы не террорист, вам нечего бояться.
Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о коррупции в IT-закупах, Хайруллин признал, что есть сложности, но подчеркнул, что все торги максимально прозрачны.
— Вы же из «БИЗНЕС Online»? Вы сами о госконтрактах писали, — сказал министр.
— А вы где читаете «БИЗНЕС Online»? — поинтересовался коллега из ТАСС. — У вас же в госорганах он заблокирован.
— В зависимости от… вы тоже из «БИЗНЕС Online»?
— Нет, я из ТАСС.
— Я читаю новости на гаджетах и на айпаде, бывает, и на компьютере, — отрезал Хайруллин и вернулся к теме госзакупок, которая неожиданно оказалась более предпочтительной. Он отметил, что продукт IT — это не готовый продукт, не кирпичи, а интеллектуальный труд, который по-разному оценивается. Ценообразованием будет заниматься ЦЦТ, высчитывая стоимость на основе человеко-часов, уровня разработчиков и рентабельности продукта. Аудит госзакупок, по словам министра, ежегодно проводят разные контрольные органы. «Сворованы ли бюджетные средства — таких фактов, уголовных дел не было. Повышать эффективность, безусловно, надо», — заключил он.
«Я уверен, что дети, которые родились в 2019 году, к сожалению или к счастью, водительских удостоверений уже не получат. Им не доведется обладать таким правом — будет развита инфраструктура беспилотников»
«дети, которые родились в 2019 году, водительских удостоверений уже не получат»
Другая проблема, о которой говорил министр, — кадры. В частности, он рассказал об одном из инженеров, который отвечает за центр обработки данных. Когда упали сервисы госуслуг, он единственный в ручном режиме все отремонтировал, а если бы был в отпуске, на восстановление пришлось бы потратить гораздо больше времени. «Рынок перегрет. Уровень зарплат достаточно высокий: Иннополис, IT-парк, Москва, Сбербанк высасывают кадры», — посетовал он.
«5G в Татарстане однозначно будет развиваться. Нужно сформулировать задачу. Эта технология может обеспечить беспрецедентный уровень доступа: это нужно в области беспилотников и безопасности, а не для видеороликов, — сказал министр. — Мы создаем с „Ростелекомом“ рабочую группу как раз для разработки задач, будем вовлекать в процесс крупные компании — „Татнефть“, „ТАИФ“, „КАМАЗ“, — чтобы понять, для чего это будет делаться». Хайруллин отметил, что беспилотное такси зарекомендовало себя замечательно.
«Я уверен, что дети, которые родились в 2019 году, к сожалению или к счастью, водительских удостоверений уже не получат. Им не доведется обладать таким правом — будет развита инфраструктура беспилотников. Мы участвуем в проекте закона о „регуляторной песочнице“. Формально сейчас, даже катаясь на беспилотнике в Иннополисе, вы нарушаете ПДД. Закон пока не принят, мы заинтересовали, что такой „песочницей“ может стать IT-парк. Если вы хотите тестировать блокчейн и псевдофинансовые инструменты, связанные с криптовалютой, надо сначала посмотреть, как это выглядит. Мы будем регистрировать этих предпринимателей резидентами IT-парка, чтобы они были под большим оком государства», — заключил министр.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.