За решение этической дилеммы — как оставить чаевые официанту, если у тебя в кармане только «пластик», — взялись банки. Это беда стюардов: чаевые порой втрое выше оклада, но лишь треть клиентов готовы добавить наличных к счету по безналу. Как выяснил «БИЗНЕС Online», на днях взамен приложения Plazius появилось Sberfood, а в 2020 году сыграть на этом поле собирается и Ак Барс Банк.
Как показывает статистика, 67% опрошенных регулярно поощряют официантов, если расплачиваются наличными. При оплате банковскими картами количество щедрых людей снижается в два раза
«СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ» ОФИЦИАНТОВ: ЗАРПЛАТА — ОТ 15 ДО 60 ТЫС., ЛЬВИНАЯ ДОЛЯ — ИЗ ЧАЕВЫХ
Массовый переход на безналичную оплату, как выяснилось, ударил по барменам и официантам: посетители стали реже оставлять чаевые в ресторанах. Это серьезная проблема, рассказывают владельцы заведений в разговоре с корреспондентом спецпроекта «БИЗНЕС Online» «ЕдаКазанда». Оклад стюардов и кельнеров невелик. Согласно данным HeadHunter, официантам в Казани готовы платить от 15 до 60 тыс. рублей. И это еще цена привлечения персонала: суммы в объявлениях указаны, как правило, с учетом потенциальных чаевых.
Как рассказывают сами работники общепита, в большинстве заведений сейчас вообще нет окладов. Сотрудники работают с почасовой оплатой: в основном это 100 рублей в час, хотя есть и заведения, готовые платить по 200. Чаевые составляют порой 2/3 дохода персонала. Но даже в этом случае не везде можно, так сказать, «озолотиться». «С учетом чаевых лично у меня в месяц выходило около 20–25 тысяч рублей», — рассказал на условиях анонимности бывший официант популярного бара на Профсоюзной, проработавший в нем несколько месяцев.
Еще лет пять назад картами расплачивались примерно 40% гостей. Теперь, по оценкам опрошенных нашим корреспондентом рестораторов, доля «пластика» в обороте выросла до 80%. И, соответственно, резко упали суммы чаевых. Так что неудивительно, что труженики салфетки и подноса начали смотреть «в лес». В смысле — подальше от кафе, если там не то что на масло, а даже на сам хлеб не заработаешь. Опять-таки беглый опрос, организованный редакцией «ЕдаКазанда» в соцсетях, показал: если человек расплачивается картой, то на чаевые в кошельке наличку находят примерно треть гостей. Есть сомнительная альтернатива — перевести копеечку на личную карту официанта. Но не каждый будет заморачиваться.
«У всех нас есть банковские приложения в смартфонах, и я могу дать свой номер, а они могут перевести мне столько денег, сколько посчитают нужным. Но это, конечно, только на усмотрение гостя», — поясняет один из наших собеседников.
Это ведь целый ритуал: уточнить у официанта, есть ли возможность оставить ему на «чай», попросить номер телефона, к которому привязана карта, перепроверить правильность платежных реквизитов и перевести деньги
«РАНЬШЕ ОФИЦИАНТЫ НЕ ВОСПРИНИМАЛИ ЧАЕВЫЕ В 100 РУБЛЕЙ — ИНОГДА И ПО 5 ТЫСЯЧ ОСТАВЛЯЛИ. А СЕЙЧАС…»
Как рассказал нам казанец Артур Салахов, который несколько лет проработал в нескольких казанских заведениях барменом, сейчас стюарды рады любым деньгам. Хотя лет пять назад суммы в 100–300 рублей вообще всерьез не воспринимались официантской братией.
«Нормальные чаевые для официантов в 2012–2015 годах при заказе, к примеру, на 5 тысяч начинались от тысячи рублей и выше. То есть принято было оставлять процентов 20 от заказа. Иногда оставляли по 5 тысяч, так как с наличными деньгами прощаться проще, особенно в подвыпившем состоянии. А вот 100–300 рублей — это несерьезно. В одном из ресторанов, где я работал, были официантки, для которых такой „чай“ считался „мелочевкой“, на которую никто не обращал внимание. У хорошего официанта чаевые были выше их оклада примерно раза в три! С ростом количества банковских карт чаевые стали сходить на нет, поэтому сейчас официанты будут рады, если вы оставите за вечер 10 процентов от счета».
По словам директора ресторана «Утка в котелке» Артема Акчурина, есть люди, которые всегда принципиально оставляют на чай. А есть те, кто не дает никогда. «Бывают гости, которые одаривают множеством комплиментов и заведение, и официанта, но в итоге забирают всю сдачу до копейки, — рассказал Акчурин. — А бывают те, кто всегда оставляет чаевые. К примеру, если счет выходит тысяч на 15, то оставляют 1,5–2 тысячи рублей. А вот иностранцы, которые к нам приходят, чаще всего ничего не оставляют. Возможно, это связано с тем, что все они пользуются картами, а не наличными».
«Нормальные чаевые для официантов в 2012–2015 годах при заказе, к примеру, на 5 тысяч начинались от тысячи рублей и выше. Иногда оставляли по 5 тысяч»
ЗАПАХ ЭКВАЙРИНГА: БАНКИРЫ НАМЕРЕНЫ ОСЕДЛАТЬ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК КАФЕ И РЕСТОРАНОВ
Монетизировать этот поток взялись банкиры. Собственно, неудивительно: речь идет о довольно-таки крупных суммах, ведь это не только чаевые. На платформу приложений будет удобно в принципе переложить все ресторанные счета. Сумма это весьма приличная. Согласно данным Татарстанстата, оборот общепита в республике с января по сентябрь — 34,5 млрд рублей, то есть 3,8 млрд рублей ежемесячно. За тот же период прошлого года было 31,8 миллиарда.
И это только в Татарстане. В России же по итогам 2015 года оборот общепита превысил 1,5 трлн рублей. «Завести» хотя бы часть этого потока на обслуживание в свой банк значит получить неплохой доход от эквайринга: даже 2% от этой гигантской суммы — это более 30 млрд рублей. За этот «пирог» и сражаются банкиры.
Приложения уже появились. В частности, компания Foodplex (входит в экосистему Сбербанка, который возглавляет Герман Греф) пару лет назад разработала приложение под названием Plazius. В конце октября приложение было обновлено и теперь называется Sberfood. Помимо возможности заказать еду и оплатить заказ без официанта, можно оставить и чаевые. Для этого посетителю ресторана нужно установить приложение на мобильник, а заведению — на кассовое оборудование. Каждому официанту потребуется кошелек в системе «Яндекс.Деньги», а управляющие должны внести имена и номера кошельков официантов в систему. И — вуаля: можно одаривать. Сейчас эту опцию используют около 400 ресторанов Москвы. И если месяц назад, зайдя в Plazius, можно было увидеть, что в Казани приложение используют всего около 20 заведений, среди которых были «ИТLE», Subway, Coffe bean, то сейчас в Sberfood их количество выросло в разы.
«Гости могут оплатить счет, не дожидаясь, пока официант его принесет. Достаточно указать номер столика в приложении, и гость увидит на экране смартфона все заказанные позиции, — рассказали в пресс-службе Сбербанка. — Гости не тратят время на ожидание счета и терминала, это увеличивает оборачиваемость столов и позволяет официантам сфокусироваться на обслуживании гостей. При необходимости компания друзей может разделить счет между собой в приложении».
Кстати, с этим приложением «тепленький» клиент не сможет переплатить лишнего (а, соответственно, и горько пожалеть о своей щедрости наутро). Согласно правилам, максимальная сумма поощрения, доступного к переводу «Участником» при помощи функции «Чаевые», равна 1500 рублей для одного заказа (чека), 3000 рублей — в течение суток, 10000 рублей — в течение календарного месяца.
Пилотный сервис для заведений планирует запустить и Ак Барс Банк. Об этом нашему изданию рассказал Ильназ Ситдиков, руководитель направления эквайринга и электронной коммерции Ак Барс Банка.
«Для нас это интересный кейс. Совместно с платежными системами, а также вендорами программного обеспечения мы проводим анализ возможных вариантов его решения. Наша задача — создать максимально удобный способ, который позволит клиенту без дополнительных действий и приложений в рамках одного терминала оплатить свой ужин и оставить чаевые с помощью банковской карты. Сервис позволит нам не только оказать аддитивные услуги для клиентов, но и развить безналичные платежи, а также повысить комиссионный доход. Пилотный проект планируем запустить в первом полугодии 2020 года».
Рестораторы уже приценивались к идее увести чаевые в безнал, но пока предложения их не радуют. Акчурин признается, что возможность внедрить специальную систему безналичной оплаты чаевых существует, но механизм пока неудобен для рестораторов.
«Я выходил на многие банки, уточнял… Но сумасшедшие проценты за эквайринг портят все, — говорит он. — Если же клиент хочет оставить чаевые, заплатив через терминал заведения, то это тоже невыгодно из-за высоких процентов». По словам Акчурина, переводы чаевых на личные карты официантов — скорее исключение. Клиенты готовы к этому редко.
«Гости могут оплатить счет, не дожидаясь, пока официант его принесет — достаточно указать номер столика в приложении, и гость увидит на экране смартфона все заказанные позиции», — рассказали в пресс-службе Сбербанка
НУЖНО ЛИ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ?
Одно из опасений самих представителей обслуживающего персонала связано с налогами. Прозрачность чаевых — вещь непривычная. Однако, как выяснилось, налогов для этого вида дохода нет. Департамент налоговой и таможенной политики минфина России разъяснил, что доходы в виде чаевых, которые официанты получают безналичным перечислением с банковской карты клиента на свою карту, не облагаются ни НДФЛ, ни страховыми взносами: «Безвозмездная и добровольная передача (перечисление) клиентами ресторанов (кафе) денежных средств напрямую официантам в виде чаевых отвечает признакам договора дарения».
Как пояснил нашей редакции казанский юрист Денис Красноярцев, чаевые не имеют отношения к работодателю. «По сути, это личные деньги официанта, поэтому процедура перевода личных денежных средств вполне законна и оправданна, — пояснил юрист. — Эта сумма не имеет отношения к работодателю, напротив, если тот решает забрать себе личное вознаграждение официанта, он нарушает закон. В информации о платеже, конечно, лучше указать пояснение, что это был за перевод».
Есть и страны, в которых не принято оставлять «на чай». Так, это касается Китая и Японии — здесь это могут расценить как взятку или почувствовать себя униженными
КАК ПРИНЯТО ОСТАВЛЯТЬ ЧАЕВЫЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ: В США СРАЗУ ВЫБИРАЮТ ЦИФРУ, А В КИТАЕ ЭТО СЧИТАЕТСЯ УНИЖЕНИЕМ
В США хорошо развита система оставления чаевых с помощью чека после оплаты основного счета.
«В ресторане тебе сначала приносят счет, ты кладешь карту. После оплаты основного счета приносят еще один чек, и ты решаешь, оставлять ли чаевые и в каком количестве, ставя подпись, — рассказал Азат Шакирзянов, который несколько лет назад переехал из Казани в Лос-Анджелес. — Процент зависит от заведения: в upscale ресторанах (высокого уровня — прим. ред.) чаевые составляют минимум 18 процентов (18, 21, 23). А в обычных — 12, 15, 17 процентов. Цифра указывается в чеке для удобства — ты выбираешь любую, чтобы не считать самому. Но можно оставить и ту сумму, которую посчитаешь нужной».
Есть и страны, в которых не принято оставлять «на чай». Так, это касается Китая и Японии — здесь это могут расценить как взятку или почувствовать себя униженными.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 114
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.