БОРЬБА НА РЫНКЕ ПОСТАВЩИКОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ЖЕСТКОЙ
Сегодня энергосбытовым компаниям приходится осваивать новые методы работы с клиентами, включая инновационные технологии, призванные облегчить расчеты между продавцом и покупателем. В ОАО «Татэнергосбыт» разработали свою систему взаимоотношений «клиент-поставщик». Одна из них – создание общественного экспертного совета потребителей компании. На последнем заседании совета побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».
VIS-A-VIS С КЛИЕНТОМ
Инструмент по налаживанию взаимоотношений с клиентами – общественный экспертный совет, компания «Татэнергосбыт» создала в ноябре 2010 года. Советы, в состав которых входят три представителя юридических лиц и два – от общественности, как правило, ТСЖ, работают во всех девяти филиалах компании.
В Татэнергосбыте отмечают, что именно этот инструмент позволил оперативно решать самые острые вопросы, не доводя их до конфликтного состояния. Последнее стало актуально с ужесточением борьбы на рынке электроэнергии и колебаниями самого рынка. Нюансы слагаемых стоимости электроэнергии, механизма расчетов за нее, тарифного меню гораздо легче обсуждать vis-à-vis с клиентом. Это признает не только менеджмент компании, но и члены экспертного совета, очередное заседание которого состоялось в казанском отделении ОАО «Татэнергосбыт».
Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник Казанского отделения компании Марат Валиев, тематика заседаний совета определяется заранее на основе вопросов, задаваемых потребителями. В соответствии с этим готовятся ответы, доклады, лекции специалистами компании. Все материалы по итогам заседаний аккумулируются на сайте Татэнергосбыта в открытом доступе для всех клиентов.
– На сегодняшнем заседании мы запланировали проведение лекции по работе оптового рынка электроэнергии и мощности, а также разъяснение по внедрению электронного документооборота, – сообщил Валиев.
Отметим, что идеальной системой взаимоотношений с клиентами в компании считают внедрение дистанционных каналов коммуникации посредством интернет-ресурсов. Одним из этапов реализации данной программы стало внедрение электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи (информационная система «Энергия»).
Именно тема внедрения ИС «Энергия» стала ключевой на заседании экспертного совета.
Ее использование предназначено для организации юридически значимого электронного документооборота по текущим показаниям приборов учета, авансовым и итоговым счетам, актам сверки, ведомостям электропотребления с применением ЭЦП между потребителями электрической энергии (юридическими лицами), ОАО «Татэнергосбыт» и ОАО «Сетевая компания».
Как было заявлено на заседании, данная система позволит значительно сократить объем бумажного документооборота, материальные и временные расходы на доставку документов. И главное – обеспечить конфиденциальность передаваемых документов. Пока же система запущена только в Казани, ее внедрение по филиалам Татэнергосбыта планируется в ближайшее время.
«МЫ ВСЕ ГОТОВЫ ДОГОВАРИВАТЬСЯ»
Своим мнением, насколько эффективна политика компании в отношении потребителей, с «БИЗНЕС Online» поделился председатель общественного экспертного совета, генеральный директор ОАО «УК «Идея капитал» Айрат Гизатуллин:
– Экспертный совет не является неким третейским судом, у нас таких функций нет, наша задача – выстраивать отношения между Татэнергосбытом и потребителями. В данном случае мы являемся независимыми экспертами со стороны потребителей. Сегодня, на мой взгляд, очень серьезная работа в компании ведется по внедрению электронного документооборота, и уже есть положительный опыт использования электронно-цифровой подписи. И это существенно облегчает работу промышленных предприятий, поскольку нет необходимости физически присутствовать – забирать счета, какие-то расчетные документы – все это делается в электронном виде. Очень правильная инициатива - она серьезно улучшает позиции Татэнергосбыта на рынке. Мы должны понимать, что сегодня рынок электроэнергии и мощности по сути является конкурентным. И работа экспертного совета, в том числе направлена и на усиление рыночных позиций Татэнергосбыта, поскольку у многих предприятий сложились длительные отношения с этим оператором.
– По какому принципу вы выбираете тему заседания совета?
– Выбор тем зависит от инициативы членов экспертного совета, кроме того, на сайте Татэнергосбыта есть официальная приемная, где публикуются вопросы потребителей. Таким образом, формируется повестка дня.
– Какие вопросы наиболее часто встречаются?
– Отвечу из опыта своей компании. Технополис Химград, который представляет порядка 100 компаний, является достаточно крупным потребителем электроэнергии. Поэтому у нас есть особые требования по надежности электроснабжения – на наших предприятиях необходимо обеспечение непрерывности энергоснабжения, это связано с технологическими процессами. Поэтому вопрос надежности один из ключевых. Кроме того, имеется огромное количество организационных вопросов: по упрощению доступа малых и средних компаний к электроэнергии, по упрощению документооборота, по ускорению различных согласований и т. д. Вспомните, что долгое время энергосистема была «черным» ящиком для наших потребителей, из которой просто «вываливались» некие счета, и, как в любой монополии, они просто не обсуждались. Но сегодня рынок конкурентный, это не секрет, что многие сбытовые компании рвутся на рынок Татарстана.
– Как вы считаете, насколько конкурентна компания «Татэнергосбыт»?
– Я с огромным уважением отношусь к руководству этой компании, поскольку мы все занимаемся бизнесом, и я знаю, какие усилия требуются, чтобы эта система, которая формировалась десятками лет, а она была заточена на решение достаточно понятных задач, – развернулась лицом к клиенту. На мой взгляд, работа совета позволяет ускорить этот процесс донесения информации от потребителя до менеджмента компании.
– Вероятно, вам, как крупному потребителю, известны предложения других сбытовых компаний, насколько они интересны?
– Предложения интересны, но, анализируя их, я могу сказать, что не всегда они в достаточной степени правдоподобны и, по сути, являются рекламными. Поэтому мы исходим из того, что гораздо удобнее и надежнее работать с гарантирующим поставщиком Татарстана и выстраивать эти отношения, поскольку в Татэнергосбыте мы услышаны. Понятно, что в одни ворота играть не получится, и сегодня это нормальный диалог. То есть мы готовы договариваться, Татэнергосбыт готов договариваться, и это создает нормальное рабочее настроение.
Елена Фадеева
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.