ВЫВОДИТЬ КАЗГРАЖДАНПРОЕКТ ИЗ КРИЗИСА ПОРУЧЕНО БЫВШЕМУ ПОДЧИНЕННОМУ ТАЛГАТА АБДУЛЛИНА

Сегодняшний понедельник стал для стройкомплекса Казани днем громких отставок и назначений. Проработав чуть меньше двух лет в должности гендиректора института «Казгражданпроекта», Алексей Ильин покинул эту должность, уступив ее бывшему начальнику управления Госжилфонда Ильгизу Шафиеву. По словам мэра Казани Ильсура Метшина, последней каплей, приведшей к кадровым перестановкам, стало некачественное проектное сопровождение развязки на перекрестке улиц Ленская–Декабристов. Новому руководителю одного из старейших проектных институтов поставлена задача вывести Казгражданпроект из кадрового и управленческого кризиса.

НЕОЖИДАННАЯ ОТСТАВКА

Сегодня аппаратное совещание в исполкоме Казани началось с традиционного обсуждения процесса подготовки объектов Универсиады, в частности, строительных развязок. Ильсур Метшин кратко прокомментировал ситуацию: «Неплохо на отдельных объектах и плохо также на отдельных объектах». В числе объектов, где «плохо», мэр назвал развязку по улице Зорге. Разбор полетов неожиданно завершился не строгим внушением чиновникам, а объявлением об отставке генерального директора ОАО «Институт «Казгражданпроект» Алексея Ильина.

Метшин, представляя нового руководителя института – Ильгиза Шафиева, жестко «прошелся» по деятельности предыдущего. По мнению мэра, руководство института фактически развалило его деятельность, поставив лидера в сфере проектирования в статус компании, которой перестают доверять. И в первую очередь городские власти. Напомнив, что институт занимался проектированием глобальных объектов по программе ветхого жилья, 1000-летия Казани, строительства метрополитена, Метшин заявил, что сегодня ситуация коренным образом поменялась:

«Мы были вынуждены поменять руководителя. За эти два года позиции института только утрачены. Все меньше проектируем своими силами, и все больше проектируем некачественно». В числе провальных проектов мэр выделил развязку на перекрестке улиц Декабристов - Ленская.

ПОСЛЕДНЯЯ КАПЛЯ – ЛЕНСКАЯ РАЗВЯЗКА

«Транспортная развязка на пересечении улиц Декабристов и Ленской, которую мы до сих пор не можем сдать, – это прежде все результат некачественного и непрофессионального проектирования, - продолжил Ильсур Метшин. - Хотя назвать Казгражданпроект непрофессиональным институтом у меня просто язык не поворачивается. Институт с огромной историей, с профессионалами в коллективе. Это те люди, которые построили новую Казань к тысячелетию, метро и множество других объектов, сохранили институт в сложные годы. Очень много замечаний было по проекту, но почему-то никто на эти замечания не реагировал! Вовремя надо реагировать на замечания госстройнадзора!» По словам градоначальника, именно из-за этих замечаний, а также появившихся претензий госэкспертизы развязку до сих пор не могут сдать в эксплуатацию.

Как пояснили нам источники, близкие к мэрии, в вину прежнему руководству института ставится не столько качество, сколько оперативность проектного сопровождения развязки Декабристов - Ленская. В проект не раз приходилось вносить изменения – обнаруживались не выявленные ранее сети, менялись планы по сносу строений в прилегающей зоне. Кроме того, инспекцией госстройнадзора были выявлены некритичные дефекты, устранение которых, однако, также требовало изменений в проекте. Затягивание этой работы во многом и привело к срыву сроков строительства развязки. В настоящий момент практически все замечания устранены, но сдача развязки состоится не ранее, чем через несколько месяцев.

МЕСЯЦА НЕ ХВАТИЛО ДО ДВУХ ЛЕТ

Напомним, что Алексей Ильин был назначен на должность гендиректора института «Казгражданпроект» на основании решения совета директоров 8 сентября 2009 года и проработал здесь почти два года.

Его назначение проходило на фоне архитектурной революции в стройкомплексе Казани. Она сопровождалась отставкой с поста главной архитектора города Эрнста Мавлютова. Тогда, кстати, тоже была «последняя капля», а именно - неудачная попытка «посадить» стадион Универсиады-2013 в районе улицы Гривка в Кировском районе. Мавлютов, напомним, ушел в Казгражданпроект первым замом Ильина, но, проработав здесь около полутора лет, по «хуснуллинскому призыву» перешел на работу в команду московского вице-мэра гендиректором в научно-исследовательский и проектный институт генерального плана Москвы.

52-летний Алексей Ильин по образованию является химиком, работал достаточно долго в структурах Казанькомпрессормаша, а затем возглавлял нефтяной институт «Нефтехимпроект».

ИЗ КРЕСЛА ДИРЕКТОРА В ДОЛЖНОСТЬ ЗАМА?

Приход Ильина также совпал с расширением участия исполкома Казани в уставном капитале проектного института, что вызвало недовольство части сотрудников, доли которых были размыты. Именно на него возлагались задачи по возрождению института, который с окончания празднования 1000-летия переживал не лучшие времена.

«Основными заказами для института в последние два года были метро и социальная ипотека. Все дорожные развязки, которые проектировались Казпроектом, перешли Татинвестгражданпроекту (по нашим данным, почти все, за исключением развязки Декабристов-Ленская. По остальным развязкам исправлять проектные недоработки доверили другим институтам. – Авт.). На сегодняшний день подразделение по разработке дорог и искусственных сооружений практически развалилось. По сути, отдел перешел в Татдорпроект, тесно взаимодействующий с Татинвестом, - описал ситуацию в институте источник «БИЗНЕС Online», пожелавший остаться неизвестным. - В этой ситуации Ильин пытался искать заказы в других городах и регионах. Правда, этот процесс шел не совсем гладко. Небольшой заказ удалось получить в Москве, по старой дружбе с Эрнстом Фильсуровичем (Мавлютовым. – Ред.). Думали, что и дальше это будет развиваться, и тут отставка. Что касается в целом ситуации в институте, то идет громадная текучка, и ни для кого не секрет, что идет медленное угасание Казпроекта».

Как отмечает собеседник, в конце апреля стало известно, что главным заказчиком по строительству отныне будет минстрой, который курирует крупнейший проектный институт Татинвестгражданпроект. «Не думаю, что в республике могут быть два проектных института, специализирующихся на проектирования метро. Все это признаки угасания. К тому же, по моим данным, Ильин перейдет в Татинвестгражданпроект заместителем директора института и будет курировать вопросы строительства метро», - грустно замечает сотрудник Казгражданпроекта. Правда, в приемной ТИГП заявили, что пока зама с такой фамилией нет.

«НОВЫЙ ДИРЕКТОР КАЗПРОЕКТА – ЭТО ЛАКОМЫЙ КУСОК ДЛЯ МНОГИХ СТРУКТУР»

Следует отметить, что сегодня в республике существует три главных проектных института – Казгражданпроект, Казанский гипронииавиапром и Татинвестгражданпроект. Последний является одним из крупнейших в России и входит в десятку российских проектных институтов. Достаточно взглянуть на портфолио (в нем даже есть перепроектирование прогулочных яхт и судов для разведения рыбы), чтобы понять, что ТИГП проектирует все объекты, где государство выступает заказчиком, включая сооружения Универсиады.

Поэтому новому руководителю Казгражданпроекта Ильгизу Шафиеву предстоит нелегкая задача – дать второе дыхание институту, конкурируя с гигантами. Именно такую установку ему дало руководство города, заинтересованное в сохранении и развитии института, заточенного только под Казань.

Самого Шафиева характеризуют как высокого специалиста. Последнее место его работы – госжилфонд. Здесь он работал начальником управления территориального развития и подготовки проектной документации, и, как говорят сами сотрудники фонда, отсюда его не хотели отпускать.

«В фонде Ильгиз Камильевич руководил отделом, который занимался перепроверкой проектной документации, предоставленной проектными институтами. Он искал не только ошибки, но предлагал изменения для удешевления проектов. Сам он родом из Башкирии, но в ГЖФ уже работает 3 - 4 года. Понятно, что такой специалист – это лакомый кусок для многих структур. Когда принималось решение о назначении Шафиева в Казгражданпроект, то это решение принималось на уровне Талгата Мидхатовича (Абдуллина. – Ред.) и города. Может, не обошлось и без минстроя», - говорит советник руководителя ГЖФ Мидхат Шарифуллин.

Отставку Ильина можно рассматривать и как важный сигнал. Строительство развязок признано одним из слабых звеньев в большой строительной программе Казани. В какой-то мере сегодняшнюю отставку можно сравнить с увольнением с должности замруководителя исполкома Эмиля Хуснутдинова, ответившего за срыв планов по соципотеке в прошлом году. Руководителям еще раз дали понять, что отвечать за каждый провал придется персонально.

Елена Фадеева
Арслан Минвалеев

Справка

Ильин Алексей Леонидович

Родился 20 сентября 1958 года в г. Улан-Удэ Бурятской АССР. В 1980 году окончил Казанский государственный технологический университет им. С.М. Кирова по специальности инженер-механик.

С 1980 года по 1996 год - инженер конструктор, начальник технического бюро, заместитель главного конструктора, заместитель главного инженера по новой технике, начальник отдела маркетинга Казанского компрессорного завода.

С 1996 года по 1998 год - заместитель главного конструктора НИИ «Турбокомпрессор».

С 1998 года по 2009 год - директор ГПИ «Нефтехимпроект».

С 8 сентября 2009 года - генеральный директор ОАО «Институт "Казгражданпроект"».

Шафиев Ильгиз Камильевич

Родился 21 мая 1959 года в Уфе. Образование – высшее, окончил Уфимский нефтяной институт, по специальности – инженер-строитель. Женат, воспитывает дочь и сына.

Трудовую деятельность Ильгиз Шафиев начал в 1978 году на Тамбовском заводе силикатного кирпича в должности мастера. Затем трудился инженером-конструктором Башсельстройконструкции, инженером ОКСа Уфимского завода коммутационной аппаратуры, главным инженером ОКСа Уфимского агрегатного производственного объединения, начальником ОКСа, заместителем директора по строительству НПО «Иммунопрепарат». В послужном списке Шафиева работа директором ОАО «Башремстройреконструкция», директором центра недвижимости «Исмерита».

Предпоследнее место работы – государственный жилищный фонд при президенте РТ. Должность – начальник управления территориального развития и подготовки проектной документации. 1 августа Ильгиз Шафиев назначен директором ОАО «Институт «Казгражданпроект».

Развязка на пересечении ул. Ленская - ул. Декабристов - пр. Ямашева

Проект Казгорпроект презентовал в 2009 году. Развязка должна состоять из 3 уровней, на первом пройдет линия метрополитена, выше тоннельным способом прокладывается дорога по ул. Ленская, выходящая на пр. Ямашева, а выше пройдет ул. Декабристов. Протяженность тоннеля вдоль проспекта Ямашева составит около 800 метров.

Дорога запроектирована на 6 полос движения. По двум из них будут проложены трамвайные пути, а две полосы в каждом направлении предназначены для автотранспорта. Новый трамвайный маршрут по участку Большого Казанского кольца должен обеспечить этим видом электротранспорта жителей четырех районов Казани: Авиастроительного, Московского, Ново-Савиновского, Кировского.

ОАО «Институт «Казгражданпроект»

Головной проектный институт г. Казани. Предприятие, которое специализируется на разработке проектно-сметной документации для строительства жилых домов, объектов социальной, транспортной инфраструктуры, благоустройства территорий Стратегической задачей института является своевременная и качественная разработка проектно-сметной документации для строительства жилых домов, объектов социальной, транспортной инфраструктуры, благоустройства территорий столицы РТ. Объем реализации в 2008 году – 321,5 млн. рублей, в 2009 году - 323 млн. рублей.

Институт участвует в проектировании городского метрополитена, дорожно-уличной сети, реставрации памятников архитектуры и истории, является генпроектировщиком по разработке генерального плана г. Казани. Значителен вклад Института в президентскую программу ликвидации ветхого жилого фонда, благодаря которой десятки тысяч семей переселились в благоустроенные дома. По проектам Института восстановлены здания Оперного театра, ратуши, мэрии и др.; построен ряд современных жилых домов и зданий общественного назначения, в сжатые сроки была выпущена проектно-сметная документация по строительству Международного конноспортивного комплекса, не имеющего аналогов в России и странах СНГ, строительство которого было завершено к 1000-летию г. Казани.