1. Целый вечер современного танца в стенах казанского театра оперы и балета: когда такое было? Так что ощущение исторического события буквально витало вчера в стенах театра им. Джалиля, где проходил гала-концерт III фестиваля современной хореографии #StagePlatforma. Полный зал разрушал первый стереотип, согласно которому в Казани публика будет ходить строго на «Лебединое озеро» и «Жизель».

  2. Программа концерта разрушала второй стереотип, согласно ему балетная труппа театра им. Джалиля в силу своей выучки не готова танцевать contemporary dance. Скажите это многочисленным солистам казанского балета, которые, за редким исключением, выступали, и с успехом, на вчерашнем гала-представлении!

  3. «Хочу дать новый толчок в Казани развитию современной хореографии. Здесь это пока не развито. И подобного еще никто не попробовал. Я решил быть основателем», — сказал журналистам основатель и худрук фестиваля, заслуженный артист РТ и премьер театра им. Джалиля Олег Ивенко. С недавнего времени имя танцовщика известно не только балетоманам, именно он сыграл Рудольфа Нуриева в фильме «Белый ворон» знаменитого британского актера и режиссера Рэйфа Файнса.

  4. А лауреата «Золотой маски» (в качестве артиста балета) и хореографа Мариинского театра Владимира Варнаву мы спросили: что бы он предложил театру им. Джалиля, если бы его сюда пригласили поставить спектакль? «Я бы предложил какой-то эпос, татарский или славянский. Может, это и не очень оригинально, но, мне кажется, очень важно находить национальную аутентичность и новое ее прочтение», — признался Варнава. «Я слежу за тенденциями. Акрам Хан, Сиди Ларби Шеркауи — один индус, другой марокканец — успешные хореографы, занимаются contemporary dance, ставят на лучших площадках мира, но они работают с корнями», — добавил наш собеседник.

  5. Ведущий вечера — профессор Сергей Коробков — также говорил о нем как об историческом событии. А также о диалоге, который ведет современный танец с классическим балетом, «прописавшимся в сказочных дворцах» и часто неспособным говорить об актуальных вещах. Кстати, казанский зритель настолько привык к огромным ярким картонным декорациям на оперно-балетных спектаклях, что пустая сцена театра им. Джалиля временами казалась творением выдающегося сценографа. При этом технические возможности серьезного театрального учреждения, безусловно, дали организатором #StagePlatforma этим гала выйти на совершенно новый уровень развития фестиваля.

  6. В прологе гала-концерта под музыку Петра Ильича Чайковского квартет солистов балета театра им. Джалиля представил мировую премьеру «Создатель. Созидание» в постановке англичанина с итальянскими корнями Алессандро Каггеджи. Сам хореограф и исполнил роль Микеланджело, художника, который входит порой в самые непростые отношения с собственными творениями (Александра Елагина, Таис Диоженес, Антон Полодюк).

  7. А уже второй номер вечера — The Journey (на музыку современного композитора-постминималиста Макса Рихтера) от танцовщика и хореографа Мариинского театра Ильи Живого — сорвал овацию. В этой пьесе, исполненной автором, сочетались мастерство артиста и прекрасная работа со светом. «Всегда очень легко показывать мировую классику — „Жизель“ и „Лебединое озеро“ — это всегда и всем понятно. Экспериментировать сложнее. Вот в чем дело. Но постепенно, адаптируя публику… Как это делают в Мариинском театре, где есть школа молодых хореографов, которые потом могут показать результаты своей работы на большой сцене. Как это делают в Екатеринбурге, как это теперь делают здесь. И спасибо Олегу Ивенко — это очень круто!» — сказал журналистам Живой.

  8. Очень тепло столица Татарстана принимала и своих недавних любимцев — японцы Мидори Терада и Коя Окава (их первый номер «Путь Харона» был под знаменитую арию Альмирены из «Ринальдо» Генделя) несколько лет работали в Казани, регулярно пополняя копилку балетных наград театра им. Джалиля. Год назад они уехали в Новосибирск, кстати, не удостоившись ни новости на сайте казанской оперы, ни благодарностей в официальных аккаунтах театрального учреждения.

  9. Затем порадовала зрителей нынешняя звезда казанского балета бразильянка Аманда Гомес в компании с многолетним премьером труппы Михаилом Тимаевым. «Все ветер», остроумный номер на музыку Массне, — безусловная удача хореографа Александра Могилева, с которой знакомы и зрители телепрограммы «Большой балет».

  10. Антон Полодюк удивил всех своим танцем под не самую простую для восприятия музыку malsimusic Ислама Валеева. Это была история о том, как обычный урок в балетном классе превращается в пространство творческой свободы, о том, как традиционное реалистическое искусство трансформируется в современное…

  11. …Хотя чему удивляться, ведь постановщиком пьесы выступил Нурбек Батулла, дебютировавший как хореограф в некогда родном театре.

  12. Следом некогда артисты казанского театра оперы и балета, ныне работающие во французской Тулузе, Александра Суродеева и Руслан Савденов исполнили «Ноктюрн» на музыку Леонида Десятникова в постановке шефа балета пермской оперы Алексея Мирошниченко.

  13. В антракте идеи хореографических композиций рождались уже у самих зрителей.

  14. Здесь же обращало на себя внимание, что в фойе вместо привычной для театра им. Джалиля ресторанщины в виде «Чардаша» и «На голубом Дунае», а также походов скрипача «в зал» струнный квартет без всяких глупых заигрываний с публикой играл подходящую моменту классику.

  15. Открывали второе отделение известные казанские подвижники contemporary dance, творческий и семейный дуэт Мария и Марсель Нуриевы со своим номером «Мы еще здесь» на музыку исландских пост-рокеров Sigur Ros. Кстати, оба сольных номера худрука #StagePlatforma Ивенко, показанных накануне, поставил именно Нуриев.

  16. Еще один номер, который наверняка запомнится зрителям надолго. Танцующий Штирлиц — когда еще такое увидишь. Под «Мгновения» Таривердиева историю советского разведчика в логове врага рассказал премьер Большого театра Михаил Лобухин. Перед гала-концертом Лобухин признался журналистам, что долго вынашивал идею этой композиции, а пару лет назад встретился на Нуриевском фестивале с Алессандро Каггеджи, и они сразу поняли друг друга. В итоге англичанин из Казани выступил и здесь в качестве хореографа.

  17. Единственный вокально-хореографический номер вечера. Компанию Ивенко на сцене составил фронтмен питерского ВИА «Пролетарское танго» Дмитрий Караневский, засветившийся как-то и в «Голосе», пьеса называлась «В поисках утраченного».

  18. Солисты Словацкого национального театра Ольга Челпанова и Константин Коротков исполнили пьесу «Воск и огонь» на музыку Дебюсси в постановке уже упомянутого хореографа Могилева.

  19. А Варнава из Мариинки, сочинивший и исполнивший «Сон, вызванный полетом» на музыку все того же Дебюсси, порадовал зрителей еще и классическими трениками, которые выглядели на академической казанской сцене настоящим и прекрасным хулиганством. В общем, современный танец способен вести диалог с классическим балетом и с «позиции силы». «Есть балеты понятные, очевидные в своей красоте, в своей эстетике. А есть такие, которые призывают копаться в себе. И не каждый постановщик или зритель готов к такой работе. Это и неплохо, и нехорошо. Просто каждое сознание устроено индивидуально», — говорит сам хореограф.

  20. Последний номер вечера — «Мастер-класс» под живые барабаны — пусть и не таил в себе хореографических изысков, но был той самой «зажигалочкой» в исполнении мужского квартета солистов (Ивенко, Каггеджи, Полодюк, Тимаев), которая окончательно покорила зал.

  21. В общем, из реакции зрителей никак не следовало, что современному танцу нет места в репертуаре театра им. Джалиля.

  22. Больше всех аплодисментов и цветов досталось художественному руководителю #StagePlatforma Ивенко. Возможно, его сольные номера и не были главными в этом вечер, а кто-то из коллег ярче себя показал в прыжках и фуэте, но именно «белый ворон» из фильма Файнса стал настоящим и бесспорным героем вечера. Неравнодушие и упорство, с каким артист старается развивать современную хореографию в Казани, просто подкупает. И кажется, что гала-концерт в театре им. Джалиля уже на третьем фесте Ивенко — это только начало. Во всяком случае в это искренне хочется верить.