«БИЗНЕС Online» продолжает исследовать современную татарскую музыкальную культуру. На этот раз мы поставили перед экспертами непростую задачу — назвать самые важные песни, которые появились за последние 20 лет. В итоге рейтинг получился максимально разнообразным, в него вошли композиции, повлиявшие на развитие различных направлений, индустрии в целом, а также конкретных артистов. Предлагаем читателям самим дополнить список газеты в комментариях к материалу.
В последнее время все громче заявляют о себе татарские «альтернативщики», которым теперь в день главного праздника республики, 30 августа, на откуп отдана территория Кремля под Tat Cult Fest
МЫ ВЫШЛИ ИЗ 90-Х
«В интересное время живем, товарищи!» — так, кажется, говорил один известный отечественный исторический деятель. Вот и наблюдая за современным развитием татарской музыкальной культуры, впору сказать то же самое. С одной стороны, совсем скоро нас ждет 20-летие фестиваля «Татар жыры», определившего на долгие годы лицо национальной эстрады. С другой, «Yзгәреш җиле» — проект, получивший благословение и поддержку самого президента РТ, будет в январе презентован аж в Карнеги-холле. Наконец, все громче заявляют о себе и татарские музыкальные «альтернативщики», которым теперь в день главного праздника республики, 30 августа, на откуп отдана территория Кремля под Tat Cult Fest.
Где-то определение «татарская музыка» выглядит условностью, ведь в песнях дуэта «Аигел» (на фото), СуперАлисы или Лэйны татарский язык выглядит лишь неким штрихом, подчеркивающим колорит композиции
Безусловно, свести в одном рейтинге и выставить по ранжиру столь разные музыкальные явления — это очень непросто, да и вряд ли можно. Так что «БИЗНЕС Online» и не ставил такую задачу. Но, заявив столь громкую тему «Главные татарские песни XXI века», мы попытались найти те композиции действительно в разных стилях, которые повлияли на развитие музыкальных течений, самой индустрии татарской эстрады в многочисленных направлениях или же стали ключевыми для отдельных артистов, оказавшись их визитными карточками. Мы вместе со своими экспертами, а их было более десятка, решили составить некий дайджест того интересного, что происходило с татарской музыкой за последние плюс-минус 20 лет. И пусть где-то определение «татарская музыка» выглядит условностью, ведь в песнях дуэта «Аигел», СуперАлисы или Лэйны татарский язык выглядит лишь неким штрихом, подчеркивающим колорит композиции. В любом случае здесь, на исторической родине, все это было предметом пристального внимания и обсуждения.
Внимательный читатель может заметить, что несколько пунктов в нашем списке включает песни, которые формально относятся к концу 90-х, а значит, к веку предыдущему. Но, по сути, новый век на национальной эстраде стартовал с первого фестиваля «Татар жыры», прошедшего в начале 2000 года. Вот именно с этого мероприятия запущен отсчет времени. Так что в рейтинге газеты сразу три композиции – лауреата «Татар жыры – 2000»: «Салкын чай», «Әлдермешкә кайтам әле» и «Син булсан янымда».
«Смотри, что делает Элвин Грей, — сказал один из экспертов. — Он берет песни Усманова, создает современные аранжировки и успешно продает зрителю»
Такой выбор подчеркивает преемственность в национальной популярной музыке, однако при этом демонстрирует и ту непростую ситуацию, которая сложилась здесь за последние десятилетия. Татарская эстрада сегодня продолжает питаться не только соками народных песен или талантом великих Салиха Сайдашева и Рустема Яхина (бесчисленные каверы, скажем, на «Ай, былбылым» или «Әдрән диңгез» делали имя не только попсовым артистам, но и тому же Мубаю), но и тем, что было сделано в 90-е. Ведь не секрет, что творческая свобода того времени повлияла и на эстраду. «Смотри, что делает Элвин Грей, — сказал один из наших экспертов. — Он берет песни Усманова, создает современные аранжировки и успешно продает зрителю». Впрочем, от рук Радика Юльякшина «пострадал» не только Оскар Усманов, но и другие местные композиторы. Получается, что для многих теперь «Уфтанма», «Елама, ярсыма» или «Ак каеннар арасында» — это творчество главного эстрадного «бурундучка», а не Салавата или Расима Низамова. Но по критерию времени создания перечисленные песни не попали в рейтинг.
Главные татарские звезды все последние годы во многом работали и продолжают трудиться на том багаже, который был создан уже давно (на фото Салават Фатхетдинов)
А вот еще одно доказательство того, что до преодоления лихих 90-х в татарской популярной музыке еще далеко. Салават и Хания Фархи — главное мужское и женское лицо татарской эстрады последних двух десятков лет. Но, изучив дискографию, «БИЗНЕС Online» выяснил, что практически все их главные хиты пришли из прошлого века — и «Салават абый» с «Бер егет гармун сайлый», и «Сагынам сине, Питрәч» с «Кышкы чия». Также и бессмертная композиция «Мин яратам сине, Татарстан», пусть ее авторы и были удостоены беспрецедентной для эстрадной песни Тукаевской премии значительно позже, в 2008 году. Так что главные татарские звезды все последние годы во многом работали и продолжают трудиться на том багаже, который был создан уже давно. Впрочем, некий застой на ниве традиционной эстрадной песни компенсируется другими направлениями, куда проникает татарская музыка. И данный факт также отражен в нашем материале.
Кроме того, мы привычно напоминаем, что наш рейтинг — это не истина в последней инстанции. Его можно и нужно критиковать, спорить с ним, собственно, во многом именно для подобного разговора он и создан. Для того чтобы на страницах «БИЗНЕС Online» продолжался важный диалог о том, куда и как идет татарская музыкальная культура, ставшая неотъемлемым элементом национальной идентичности.
ПЕСНЯ ЖИЗНИ ДЛЯ ВАСИЛИ ФАТТАХОВОЙ
Мы поделили все песни из списка «БИЗНЕС Online» на четыре группы. Ну а начать предсказуемо надо с той, где находится наш чемпион. Признаемся, что особых дискуссий на этот счет не было — «Туган як» уфимского композитора Урала Рашитова. Когда-то он предложил свою новую песню Айдару Галимову, но тот посчитал, что она ему не подходит по стилю, и предложил исполнить своей бэк-вокалистке Василе Фаттаховой. Попадание оказалось 100-процентным. Песня «Родной край» с характерными ударными стала еще одним народным гимном.
В 2015 году на шоу «Пилигрим», открывавшем ЧМ-2015 по водным видам спорта, эту композицию на весь мир представили Филюс Кагиров и Айгуль Хайри. Жизнь Фаттаховой, к сожалению, оборвалась годом спустя, ей было всего 36 лет.
Народный артист РТ Габдельфат Сафин и его «Бөек татар» о важности сохранения родной культуры и языка занимают в рейтинге очень высокое и почетное второе место. О художественных достоинствах песни «Великий татарский народ» можно спорить, но никто из артистов этого жанра более ярко не отозвался на политические события последнего времени. Сафин своим примером показал, что эстрадная песня все еще может создавать какие-то смыслы, помимо воспоминаний о родных березах или девчонке из соседней деревни.
Салават же представлен своим хитом «Салкын чай» (6-е место), одной из самых философских композиций суперстар татарской эстрады. «На моем столе есть все, но почему нет вкуса у чая? Наверное, от того, что одинок, и нет красоты у моего дома», — поет артист, напоминая нам о том, что материальное — это не самое главное в жизни. Место в топ-10 (8-е) занял и Галимов с композицией «Син — минем җанымның яртысы». А про «Әлдермешкә кайтам әле» (14-я строчка) в исполнении Фархи также говорят, что она написана по заказу уроженца села Альдермыш Высокогорского района РТ, некогда всесильного бизнесмена Маннафа Сагдиева.
Также в этой части рейтинга у нас нашлось место для «татарского Стаса Михайлова» Анвара Нургалиева — на YouTube-канале артиста песня «Сон дисен микэн?» (18-е место) уже набрала 1,7 млн просмотров. И еще здесь пара хитов с рубежа веков: «Син булсан янымда» (22-я строчка) от главного семейного дуэта татарской эстрады — Зайнап Фархетдинова и Зуфар Билалов, а также песня «Төнге урам» (27-е место) Альфины Агзамовой, которая, по свидетельству очевидцев, когда-то звучала из всех утюгов.
ХОРОШИЕ И СКАНДАЛЬНЫЕ ДУЭТЫ
Вторая группа песен в нашем рейтинге — это своего рода ответ на вопрос, заданный в одном из произведений «Аквариума»: «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?» Однако в нашем списке не только молодые да ранние звезды татарской эстрады, но и песни, вокруг которых поднимался мощный хайп, что сложно было бы представить в прежние благообразные времена. Отметим, что некоторые из героев «БИЗНЕС Online» присутствуют в списке не по одному разу, но часто в дуэте. «Я встретил тебя, Субханаллах. Увидел тебя, Альхамдулиллах. Какая красивая, Машаллах», — поминание Аллаха не спасло песню «Красивая/Хороший», которую исполняли Элвин Грей и Гузель Уразова, от громкого скандала по поводу дележа авторских прав.
Правда, в итоге многие так и не поняли: то ли публичная свара была настоящей, то ли татарская эстрада учится работать по мировым лекалам пиара в шоу-бизнесе. Да и песня получилась неплохая, как и ее место в рейтинге — третье. Неподалеку, на пятой позиции, расположился и главный «боевик» Фирдуса Тямаева «Гомер утэ», пожалуй, самого народного татарского певца прямо сейчас, ничуть не стесняющегося определения «колхозник».
Все три вышеперечисленных артиста еще по разу засветились в нашем списке. Уразова — песней «Тимәсен тик күзләрем» (11-е место), с которой и начался ее звездный путь.
А Грей и Тямаев отметились также дуэтом «Яңгыр» (20-е место). К сожалению, эта композиция, звучащая в студийной записи ничуть не хуже мужских дуэтов, получающих «Золотые граммофоны», вроде как ушла из репертуаров обоих артистов, причем дело оказалось все в тех же авторских правах.
Также в рейтинг попали главный интеллигент татарской эстрады Ришат Тухватуллин со своим лирическим хитом «Аккошлар мәхәббәте» и главная правдорубка Ильсия Бадретдинова, которой ее покойный бывший муж Ильфак Шигапов оставил немало ярких песен с нетипичной для поп-жанра социальной тематикой. Самая известная из них — «Торып бас» (13-е место).
Вот еще три музыкальных произведения, которые нас больше интересуют не с музыкальной точки зрения, а с позиции развития индустрии, создающей события. Здесь и «Алабута» (19-е место) — еще один проект Шигапова, его артистка Айсылу Габдинова спела на татарском шнуровские «Лабутены»; и «Җаным» (21-я строчка) Резеды Ганиуллиной, которая благодаря танцам в Болгаре и реакции местной мусульманской общественности на время стала мегахитом; и «Малай на белом барсе» Лэйны, пожалуй, самого хайпового проекта последнего времени на татарской эстраде.
ТУКАЙ — НАШЕ ВСЕ
О классических традициях татарской музыки рейтинг «БИЗНЕС Online» также не забывает. Ария Тукая из оперы Резеды Ахияровой «Любовь поэта» замкнула десятку. За эту роль в спектакле театра им. Джалиля тенор Ахмед Агади получил «Золотую маску», а на YouTube можно увидеть и услышать номер в замечательном исполнении Ильгама Валиева. Красивая композиция «Су буенда» (17-е место) из мюзикла «Семь жемчужин» талантливого композитора Радика Салимова, который он делал для Госансамбля песни и танца РТ, по сути, вернула в лоно татарской музыки Дину Гарипову. Она теперь записывает татарский альбом, где за музыкальный материал отвечает Салимов.
К этой группе мы отнесли и работы модного автора Эльмира Низамова, среди многочисленных талантов которого и умение делать песни, напоминающие лучшие образцы татарской музыкальной классики, которые становятся настоящим бальзамом на израненные души слушателей. Появлению «Төнге учак» (15-е место) и «Сихри моннарын» (26-е) в списке способствовал и талант прекрасных исполнительниц — Эльмиры Калимуллиной и Илюсы Хузиной.
Наконец, эксперты вспомнили, как в конце нулевых Алсу, которая тогда еще была в зените славы, выпустила целый альбом татарских песен, а композитор Рим Хасанов специально для нее сочинил несколько композиций, например «Сандугачым-гүзәлем» (28-е место). Звезды общероссийского уровня редко делают подобные проекты, отсюда и признание в нашем рейтинге.
АЛЬТЕРНАТИВА ВСЕМУ
Наконец, еще одна часть нашего списка, которая, возможно, вызовет наибольшее количество замечаний и даже вопросов: а татарская ли это музыка? И тем не менее. «Мой парень — татарин, в любви — авторитарен», — напевала два года назад вся страна. Клип электронного хип-хоп дуэта «Айгел» (4-е место) на песню «Татарин» на тот момент набрал умопомрачительные 49 млн просмотров, доказывая, что татарская культура вполне может быть чем-то интересным для молодых, умных и продвинутых. На это же работает и Tatarka (питерская певица Ирина Смелая, родившаяся в Набережных Челнах), чей главный хит «Алтын» (7-е место) на YouTube добрался до отметки 43 млн просмотров, а самый заплюсованный комментарий — «Лучший женский русский рэп на татарском!» — набрал 15 тыс. лайков.
В первой десятке (9-е место) обнаружилась и знаменитая песня доютубовской эпохи «Татарстан, супер гуд» от певицы СуперАлисы, работавшей в стиле электроклэш и в 2004 году выпустившей свой единственный альбом.
Также в рейтинге два артиста, с которых начиналась новая татарская музыка, — это Мубай и Зуля Камалова со своими авторскими композициями «Зәңгәр җыр» (16-е место) и «Минем доньяда» (25-е) соответственно. Отметили мы и редкий пример коллаборации звезды татарской эстрады и местных рокеров: Салават некогда решился и спел песню «Язмыш» (23-я строчка) с группой Alqanat, не побоявшись, что ее солист Артур Исламов — профессиональный оперный певец.
«Ittifaq — молодая сила. Слово — камень, оружие — молот», — декламировала некогда группа Ittifaq в композиции «Яшь көч» (24-е место). С этой песни начался татарский рэп, с тех пор стали широко известны Усал (Назим Исмагилов — один из солистов Ittifaq) или Нурминский, а фронтмен Ittifaq Ильяс Гафаров возглавил лейбл Yummy Music, став главным человеком в татарской альтернативной музыкальной культуре. Его подопечные из группы Gauga замыкают наш рейтинг с песней «Грейпфрут», которая прежде всего известна крутым клипом, нехарактерным по качеству татарской эстраде, снятым одним кадром. Кстати, Gauga сменила свое прежнее название после того, как с ней познакомился Рустам Минниханов, сказавший, что группа Oscarc7c5 — это слишком сложно. Ребята прислушались.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 173
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.