1. Необычная выставка открылась в галерее современного искусства «БИЗON» — она целиком состоит из произведений медиаарта. Картины, работающие от электричества, скульптуры, напечатанные на 3D-принтере, прототипы часов-пиявок, питающихся человеческой кровью — все это создал известный медиахудожник Аристарх Чернышев, создатель и участник арт-коллектива Electroboutique, куратор и директор московского «Электромузея», преподаватель школы им. Родченко.

  2. «Вся выставка объединена идеей неизбежного будущего. Ее сценарий такой — когда вы заходите, то попадаете во входную зону, где висят портреты с загрузками. У людей стерты лица, и они находятся в ожидании чего-то. Это своеобразная критика потребления и сверхпотребления. Современное общество — это экономика обещаний, которая говорит людям: если вы купите определенный продукт, то ваш статус сразу поменяется, все будут вам завидовать. Но на самом деле кроме самого потребления ничего не происходит, просто люди обрастают вещами, упаковкой, а старые отправляются на помойку — так и работает экономика. В этой зоне мы должны почувствовать фрустрацию: что это? Почему человек без лица», — объясняет художник.

  3. «А потом вам предлагается какое-то решение — та же самая экономика обещаний, но уже от меня лично, — с улыбкой продолжает Чернышев. — Мы попадаем в небольшой conceptual store, где вам предлагается решение для здорового образа жизни — часы, гибрид смартфона и пиявки, которая живет у вас на руке, питается вашей кровью, и заодно делает анализы, изучает состояние вашего здоровья и может вырабатывать некие химические вещества, которые сразу вводит в кровь. Если вдруг произойдет скачок уровня сахара, он может ввести инсулин. Это инновационный продукт, который обещает в незаметном режиме следить и ухаживать за вами. В современном мире основными ценностями для людей являются свободное время, здоровье и окружающее пространство — экология. У людей, живущих в загрязненной среде, у которых нет свободного времени и которые все время работают, плохое здоровье — это несчастные люди. Мы предлагаем свой вариант счастья».

  4. Другой апдейт для человеческого тела — это специальный гель, который поставляется через соцсети и должен улучшать состояние и самочувствие людей с помощью набора нанороботов, обеспечивающих восстановление изношенных органов и тканей. «У меня есть такая идея, что через какое-то время социальные сети разовьются до такой степени, что будут поставляться материальные продукты через них. И один из возможных вариантов — обновление, которое приходит через соцсети и устанавливается на лицо человека», — объяснил художник.

  5. Примерить гелевые апгрейды можно и на себя — на выставке установлен планшет с соответствующей маской, а также QR-коды, которые ведут на маску в «Фейсбуке» и «Инстаграме». 

  6. А самым последним апдейтом станет человеческая смерть, ведь никто не знает, что ждет нас после нее. «Это современный натюрморт, в котором присутствуют два главных элемента классического натюрморта — часы и череп (скоротечность времени и неизбежность смерти). И в этом объекте символ загрузки — современное течение времени, а череп и есть череп», — добавляет Чернышев.

  7. Также в рамках выставки Чернышев задумывается о том, что будет с роботами в будущем. «Есть разные варианты — нас поработят роботы, или наоборот, избавят от механического труда. Есть еще вариант, что роботов будет столько, что им самим будет нечего делать, и они будут релаксировать, сжимать антистрессовые мячики. Кроме того, это просто красиво», — улыбается художник.

  8. Через некоторое время после начала работы выставки активное сжимание мячиков привело к пролитию наполняющего их геля — к особой радости детей.

  9. Отдельно на выставке представлены и мини-объекты Чернышева. «Сделать классическую голову в виде кубика Рубика я задумал еще давно, в середине 2000-х. А с появлением 3D-принтера это стало достаточно просто, и в позапрошлом году я сделал такую вещь. Можно получить из классической головы разнообразные абстрактные композиции», — рассказал художник. Действительно, можно своими руками убедиться, как просто образец античной гармонии превращается в образец современного абстрактного искусства. 

  10. Бонусом для зрителей стала классическая работа Чернышева «Поэтическая экономика» — на глазах публики строки стихотворения Александра Пушкина «К ***» («Я помню чудное мгновение») превращаются в биржевые сводки. «Это моя старая работа 2005 года, небольшой довесочек, который не имеет особого отношения к этой выставке. Это одна из первых работ, которая имела дело с реальными интернет-данными. В оригинальном варианте эти сводки брались онлайн с сайта Bloomberg, сейчас это идет в записи», — отметил художник.

  11. Арт-директор галереи «БИЗON» Светлана Кузнецова перед торжественной церемонией открытия отметила, что даже и церемонии никакой можно не проводить — все посетители были настолько увлечены экспонатами, что у каждого состоялся личный диалог и взаимодействие с ними. 

  12. Но церемония все-таки состоялась. Кузнецова отметила, что это уже 10-я выставка в галерее. «Вдвойне приятно, что это выставка Аристарха Чернышева. Это эксклюзивный проект для галереи „БИЗON“, который набирал критическую массу два с половиной года. Экспозиция монтировалась в течение пяти дней», — рассказала арт-директор галереи.

  13. Куратором выставки выступила кандидат искусствоведения, доцент кафедры градостраительства КГАСУ Гузель Файзрахманова. «Мы привезли прекрасную и важную выставку. Галерея „БИЗON“ представляет Казани уникальную возможность знакомиться с самыми передовыми художниками России. Казань — третья столица России, но, что касается современного искусства, у нас происходит не так много событий. А еще в Казани совершенно нет медиахудожников, хотя это родина медиаарта — с 1962 года у нас работает НИИ экспериментальной эстетики „Прометей“. Сейчас коллектив тоже делает всевозможные образовательные проекты, форум и школу медиаарта для начинающих художников. Были вопросы — в чем уникальность выставки? В том, что это проект статусного художника, который посылает особый месседж публике», — отметила она. 

  14. Директор комитета по развитию туризма Казани Дарья Санникова отметила, что для нее всегда большая честь посетить эту галерею. «Казань этого еще не видела. В галерею заходишь в ожидании чуда — и действительно его получаешь», — сказала Санникова. 

  15. По мнению начальника управления культуры исполкома Казани Азата Абзалова, в городе должны появиться арт-объекты, возможно, и в формате медиаарта. «Это современно, актуально и заставляет задуматься. Выставка, которая открылась сегодня, — из ряда вон выходящее событие. Медиаарт — это мировой тренд, и теперь его подхватила и Казань в лице галереи „БИЗON“», — сказал Абзалов. 

  16. Рассуждения Абзалова об обновлении городской среды продолжила главный художник Казани Жанна Белицкая. «Думаю, Казани действительно не хватает подобного. Мы строим здания, но они бездушны. Поэтому мы внесли некоторые изменения в нормативы градостроительства и правила благоустройства, чтобы подтолкнуть застройщиков создавать объекты со своим „лицом“. Месяц назад мы с Гузель обсуждали одну площадку, и она предложила разместить там скульптуры Аристарха Чернышева. Именно его творчество могло бы украсить одно из досугово-культурных мест. Не знаю, как сложится в итоге, но свежую струю вносить необходимо», — считает Белицкая.

  17. Искусствовед и журналист Луиза Низамова считает, что выставка Чернышева затрагивает и классические вопросы философии и искусства: «Возникает вопрос — сможем ли мы снять оппозицию между нами и тем самым „другим“ — технологиями? В данном проекте складывается впечатление, что человек и технологии выступают в симбиотических отношениях. Проект имеет технооптимистический оттенок, но во второй части названия проекта, „критически важное обновление“, кроется одновременно игровое и серьезное отношение к вопросам технологий».

  18. Директор Института архитектуры и дизайна КГАСУ Карина Набиуллина считает, что Казани очень не хватает современного искусства. «Мы немного консервативны. Когда оказываешься за рубежом, то видишь, насколько там внедрены объекты современного искусства. Для нас такие выставки — действительно мегасобытия, а не образ жизни. Конечно, мы самобытны у себя, в Татарстане, но тем не менее существуют мировые тренды — восприятие может быть различным, но быть в курсе и формировать свое мнение всегда здорово. Даже такие разовые выставки — большая ценность для нашего города и нужно максимально поддерживать такие начинания», — подчеркнула Набиуллина. 

  19. «Именно „БИЗON“ для меня — окно в современное искусство, — говорит историк и зампредседателя всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов. — События, связанные с видеоартом и медиаартом, нечасто происходят в Казани, и подобное я вижу здесь третий раз. Эта выставка заставляет задуматься, и я думаю, что приду сюда еще раз, чтобы рассмотреть все в тишине, подумать, что это означает. Наша голова забита разными соцсетями, большим количеством информации. И символом этой выставки является постоянная перезагрузка или недозагрузка. Такое ультрасовременное искусство — символ эпохи, которой всего три-пять лет». 

  20.  Депутат Казгордумы, известный строитель Эмиль Хуснутдинов заметил, что выставка очень необычна и отличается от всего, что он видел прежде. «Наверное, это тоже своеобразная перезагрузка сознания и восприятия, чтобы понять, принять и подготовиться к тому, что мы ожидаем в будущем. Даже немножко будоражит», — признался Хуснутдинов. Самым интересным экспонатом для него стали часы-пиявки, потому что они выглядят как ближайшее будущее. 

  21. «Я очень благодарен галерее „БИЗON“, что она приглашает больших и значимых художников. Медиаарт должен быть приподнят в Казани — здесь были заложены сильнейшие традиции этой философии и искусства Булатом Галеевым. Он стал пионером этого направления для России, и остается загадкой, почему оно так и не получило развития в Казани. Поэтому видеть такую выставку здесь очень закономерно и должно быть дальше продолжено. Эта выставка мне очень понравилась, потому что затрагивает актуальные проблемы нашей цивилизации и того, куда мы движемся. Идеи бессмертия уже давно витают в воздухе, и не надо бояться, что рассказ об этом идет техногенным языком. Хорошо, что эти идеи поднимаются», — считает художник Виталий Скобеев. 

  22. «Мне всегда интересно, когда в работах есть какой-то философский смысл, — признался руководитель пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин. — И здесь он явно читается, притом в технологичной начинке, что достаточно необычно и интересно. Когда ты начинаешь над этим думать, это вызывает процесс мышления, что в искусстве очень важно». 

  23. Гендиректор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов отметил, что наличие частной галереи в Казани — это очень важный культурный элемент. «Благодаря этому появляется возможность узнать точку зрения других людей, ведь здесь они могут выражать свое мнение о происходящих процессах. А конкретно эта выставка интересна тем, что желание совместить искусство с технологиями длится десятилетиями, а здесь мы видим оригинальное воплощение. Очень много уделяется внимания сети, облачным технологиям, что производит очень интересное впечатление», — считает Нурутдинов.

  24. «У меня сложные впечатления от этой выставки, потому что я человек достаточно консервативный и мне больше импонируют традиционные подходы, — признался заведующий кафедрой Монументально-декоративного искусства, живописи и искусствоведения КазГИК Андрей Махинин. — Хотя я понимаю, что это любопытно, интересно и представляет восприятие окружающего мира с помощью не эмоций, а ума. Этот подход расширяет представления о том, как рассматривать окружающую действительность, пытаться в ней разобраться». 

  25. Известный коллекционер Евгений Жудров считает, что выставка Чернышева — очень крутой проект, который должен понравиться как искушенному, так и неискушенному зрителю: «Он яркий и легко считывается. Галерею „БИЗON“ стоит поздравить — это выход на новый качественный уровень, потому что даже в какой-то степени неожиданно, что такой проект состоялся в Казани. Казанский зритель нечасто может столкнуться с science-артом, медиаартом, поэтому хорошо, что такие проекты проводятся. Это очень круто». 

  26. Выставка будет работать до 8 декабря. Вход свободный, возрастное ограничение — 12+. Галерея «БИЗON» находится по адресу: ул. Мазита Гафури, 50. Время работы — с 12:00 до 19:30. Выходные дни — понедельник и вторник.