«ЭТО НЕ КОНФЛИКТ, ЭТО НЕДОРАЗУМЕНИЕ. ВЫПЬЕТ ТАБЛЕТКИ — ВСЕ ПРОЙДЕТ»

Самым громким событием сегодняшней сессии Госсовета РТ стал демарш главы фракции КПРФ в РТ Хафиза Миргалимова. Депутат попытался задать вопрос после доклада главы минстроя РТ Ирека Файзуллина и министра экологии РТ Александра Шадрикова. Однако у него это не получилось — вместо обычного эмоционального выступления его коллеги не услышали ни слова.

— Микрофон включите, нажмите на кнопку. Не спешите, не волнуйтесь — успокаивал Миргалимова спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, пока коммунист отчаянно пытался включить устройство.

— Я вообще не буду задавать вопрос! — после нескольких безуспешных попыток крикнул с места Миргалимов и, положив в карман телефон, покинул зал до завершения заседания, громко хлопнув дверью.

— Не обижайтесь, пожалуйста! В чем дело, коллеги? Он нажал на кнопку или нет?.. Ну вот, даете повод обижаться депутату… — неслись ему в след слова Мухаметшина.

Столь эмоциональная реакция, вероятно, связана с тем, что техника сегодня уже второй раз мешает главе КПРФ в РТ высказаться. Первый раз это произошло после обсуждения вопроса о бюджете на 2020 год. Миргалимов не смог сразу записаться на выступление, хотя утверждал, что нажал нужную кнопку. «Вот теперь вижу. Научись нажимать, сколько лет уже!» — стыдил его тогда Мухаметшин. 

Заместитель председателя Госсовета РТ Юрий Камалтынов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил, что не видит в инциденте никакого политического подтекста. «Я не готов комментировать действий депутата от другой фракции. Если бы это был единоросс, другое дело. Так или иначе здесь нет никакой политической подоплеки, это чисто эмоциональный поступок», — сказал Камалтынов. По его словам, никакого дальнейшего развития этот конфликт не получит, поскольку и конфликтом-то не является. Но на вопрос о том, не нарушил ли Миргалимов депутатскую этику, собеседник издания ответил осторожно: «Я пока не готов это комментировать».

По просьбе «БИЗНЕС Online» инцидент прокомментировал профессор кафедры политологии КФУ Сергей Сергеев. Поступок Миргалимова он объяснил возрастной психологией. «С людьми в пожилом возрасте такое бывает, когда они тыкают пальцами в технику, а она не работает», — считает Сергеев, но не отрицает, что на инцидент как общий фон могла наложиться фрустрация от не лучшего результата партии на прошедших выборах. «Как бы там ни было, оппозиционный политик должен использовать для агитации за свою партию любые возможности, а если не может, чувствует недомогание, то пусть уступит место другим», — считает Сергеев. По его мнению, никакого развития этот инцидент не получит. «Это не конфликт, это недоразумение. Выпьет таблетки — все пройдет», — заключил Сергеев.

После нескольких безуспешных попыток включить микрофон Миргалимов покинул зал до завершения заседания, громко хлопнув дверью Фото: скрин видео

Депутат Госдумы Фатих Сибагатуллин полагает, что Миргалимов покинул заседание не только из-за микрофона. «Ну и что, что микрофон не работает?! Все может быть, это же аппаратура. Я думаю, не только из-за микрофона он ушел, — заметил он. — И Миргалимов ведь недалеко сидит еще! Я бы громко задал вопрос и без микрофона… Ну, ушел и ушел, придет в следующий раз, и все! И потом, он ведь представитель КПРФ, так нельзя, он же не только за себя отвечает. Там же еще пять коммунистов».

«Есть такое знаменитое выражение: „Здоровых нет, есть необследованные“, — напомнила кандидат психологических наук Галина Александрова. — Сколько этому депутату, за 60? Это для политика возраст еще даже молодой, по нашим традиционным меркам. А что касается поступка… Ну, очевидно, эти вопросы, которые он хотел задать, наверное, на фракции обсуждались. У меня первая мысль возникла — а сколько человек было в его фракции? Пятеро? Тогда, если у него микрофон не работал, разумней было бы передать возможность задать вопрос кому-то из товарищей по партии? Поэтому я не хотела бы этот поступок списывать на возраст или на какое-то сезонное обострение. Возможно, человек просто находился в каком-то несбалансированном состоянии, и поэтому эпизод с микрофоном стал некой последней каплей, которая вывела его из себя. Надо еще посмотреть, регулярно ли он так себя ведет или это был первый такой эпизод. И если до этого все было спокойно и нормально, то не стоит придавать этому внимания. Мы должны признать, что народные избранники тоже люди».

Ирек Файзуллин напомнил о цели реформы — снизить захоронение отходов и вовлечь их в хозяйственный оборот Ирек Файзуллин напомнил о цели реформы — снизить захоронение отходов и вовлечь их в хозяйственный оборот Фото: gossov.tatarstan.ru

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ МУСОР ТАТАРСТАНЦА, СКОЛЬКО ЛЕТ ОСТАЛОСЬ ПОЛИГОНАМ И КТО ГЛАВНЫЙ «ТОРМОЗ» МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ

В остальном правительственный час прошел без конфликтов. Начался он с выступления главы минстроя РТ. Ирек Файзуллин поднялся к трибуне и напомнил о цели реформы — снизить захоронение отходов и вовлечь их в хозяйственный оборот. «Работа эта требует усилий, в том числе привлечения инвестиций, изменения культуры обращения с отходами», — говорил Файзуллин.

По словам министра, перед реформой было рассмотрено 10 вариантов деления республики между региональными операторами. В итоге РТ раздробили на две зоны обращения с отходами: западную и восточную. Оператором первой по итогам конкурса стало ООО «УК ПЖКХ», второй ООО «Гринта». Соглашения с ними подписаны на 10 лет. 

«Сложно сегодня ждать мгновенного результата от работы регоператоров», — сразу подчеркнул Файзуллин и привел немного цифр. Ежегодно в РТ образуется 1,6 млн тонн твердых коммунальных отходов. Остаточный ресурс существующих полигонов составляет 8,1 млн тонн, то есть в лучшем случае их хватит на пять лет. Сам мусор от жилфонда состоит по большей части из полимерных материалов (31%), пищевых отходов (25%) и бумаги (18%).

Глава комитета инфраструктурного развития Александр Тыгин попросил министра рассказать о проблемах, которые тормозят ход реформы. Главное сейчас — сложности с заключением договоров на вывоз мусора с малым и средним бизнесом, ответил министр. В ряде случаев бизнес-сообщество совершенно не согласно с утвержденными нормативами и тарифами. Поэтому минприроды РФ совместно с «Российским экологическим оператором» уже готовит единый справочник накопления отходов, который позволит субъектам учесть при пересмотре нормативов все категории потребителей. «Норматив накопления, который был посчитан, может быть, в полной мере реальность не учитывает», — отчасти согласился Файзуллин с претензиями вставших в позу бизнесменов. Объективность установленных тарифов покажет тарифная кампания на 2020 год, когда госкомитет по тарифам РТ поработает с реальными затратами регоператоров за первый год. 

Есть и несовершенства в федеральном законодательстве. Не прописано, например, кто должен покупать новые мусорные контейнеры: это могут быть власти субъекта, муниципалитеты, УК или сами регоператоры. Предполагается, что в единые тарифы будут включаться затраты только на приобретение контейнеров и бункеров — на эти цели операторам можно будет направлять не более 1% валовой выручки. А кто тогда будет чистить мусорные площадки во дворах? «Нюансов пока много», — подытожил Файзуллин.


БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ РЕГОПЕРАТОРОВ, ПОД КОТОРЫЕ НЕТ СРЕДСТВ, — И ПРЕДПРИЯТИЯ, ВЫЧЕРКНУТЫЕ ИЗ СХЕМЫ

Глава минстроя также коротко описал инфраструктуру для обращения с отходами в РТ, которую только предстоит создать. Согласно схеме, это 39 мусороперегрузочных станций, шесть мусоросортировочных станций, пять межмуниципальных полигонов, один мусоросжигательный завод. Ввести объекты в эксплуатацию по плану должны в 2021 году.

Депутат Николай Атласов, финансовый директор ООО «Специализированное перерабатывающее предприятие Проминдустрия» тут же напомнил, что по новой схеме в 2022 году 99% всех отходов должно обрабатываться на мусоросортировочных станциях. И половина из них — перерабатываться! Однако источники финансирования этих работ до сих пор не определены.

«Сами регоператоры не проявляют интереса к созданию сырьевой базы для переработки отходов, — сказал Атласов, как участник рынка переработки. — В тоже время в республике есть перерабатывающие производства, которые исключены из схемы обращения с отходами, благодаря чему лишены источников получения сырья. Планируется ли на уровне республики принятие системных мер, направленных на поддержку переработчиков отходов?»

Файзуллин сообщил, что такие действия предусмотрены и федеральным, и республиканским законодательством. «Если мы в 2020 году не увидим конкретных действий, не увидим госэкспертизу проектов, то это для нас уже будет колокольчиком: регоператор не двигается, а значит, начинаются другие действия», — сказал министр.


БУДЕТ ЛИ ШТРАФ ЗА МУСОРНЫЙ ПОФИГИЗМ И ЧТО ЗА ПЛАН «Б» ДЛЯ МСЗ, НЕ ПРОШЕДШЕГО МЕЖДУНАРОДНУЮ ЭКСПЕРТИЗУ?

Что же касается министра экологии РТ Шадрикова, то он акцентировал свой доклад на теме преимуществ МСЗ. Руководитель ведомства рассказал, что свалки вот-вот выработают свой ресурс, многие из них горят, потому наносится серьезный ущерб экологии, а МСЗ много лет работают в Европе, так бояться нечего — проверено. Да и сам проект МСЗ в Зеленодольском районе уже прошел процедуру государственной экологической экспертизы в Росприроднадзоре, есть положительное заключение центра гигиены и эпидемиологии РТ. Впереди — международная экспертиза, подготовку к которой минэкологии начало еще в апреле. Но у депутатов, особенно у представителей оппозиционных партий, к сжиганию мусора было немало вопросов. 

«Ваш доклад у меня вызывает осадок! Он выглядит как пропаганда мусоросжигания, — начал свой вопрос депутат Артем Прокофьев. — Вы говорите про страны Евросоюза, но еще в 2017 году Еврокомиссия рекомендовала странам Евросоюза не строить новых мусоросжигательных заводов, а развивать переработку. А что с опасным шлаком, который надо захоранивать? Почему вы не рассматриваете альтернативные методы реальной переработки?»

Для ответа на вопрос Шадриков предложил созвать научно-технический совет, участники которого детальнее расскажут о техпроцессе МСЗ. Попутно чиновник рассказал о диоксинах и формулах. «Ни на один из вопросов ответ получен не был», — возмущенно ответил Прокофьев и попросил от министра письменного ответа. Дискуссия вокруг МСЗ продолжилась. Депутат Эдуард Шарафиев интересовался: а что будет, если международная экспертиза будет отрицательной? План «Б», как оказалось, есть — но его подробностей Файзуллин озвучивать не стал, да и некоторый запас по времени еще есть.

«Понятно же, что до того, как отходы попадут в печь, надо очень много сделать. Нужно эти отходы рассортировать: бумага отдельно, тряпки отдельно, стекло и пищевые отходы отдельно. У нас еще есть временной лаг, когда мы можем хоронить отходы на существующих полигонах», — примирительно сказал спикер Госсовета РТ Мухаметшин, приоткрыв секрет плана «Б»: пять лет закапывать на полигонах.

Депутат Ильшат Аминов интересовался тем, когда будет введено наказание для жителей за отказ от сортировки отходов. Но «административную дубинку» власти использовать пока не планируют, ведь сделано-то не так много. «Конечно, все это можно установить», — сказал Файзуллин и озвучил опыт Сингапура, где за жевание жвачки штраф $1 тыс., а за курение в неположенном месте могут и палками избить по решению суда.

Избиратели ждут изменений в лучшую сторону, подчеркивал глава комитета по экономике Лутфулла Шафигуллин, представляющий «Единую Россию». 

— Не надо раскачивать лодку, — обращался он к депутатам-коммунистам, отметив, что в вопросах обращения с отходами нужно работать совместно. 

— Это вы раскачиваете лодку! — летело ему в ответ со стороны кресел фракции КПРФ.