Зульфия Нигмедзянова: «Я жду этого спектакля как рождения ребенка»

«СДЕЛАЙ СЕРИАЛ! САРА САДЫКОВА, ШАУКАТ БИКТИМИРОВ, ИЛЬГАМ ШАКИРОВ…»

«Я жду этого спектакля как рождения ребенка», — призналась перед показом спектакля «Альфия» в кукольном театре «Экият» дочь великой татарской певицы, которой и посвящена постановка, Зульфия Нигмедзянова. Официальная премьера, которой открывает новый сезон кукольный театр, состоится сегодня. А в среду здесь собрались актеры, певцы, журналисты, театралы и просто близкие друзья Авзаловой, чтобы оценить дебют в новом качестве главного режиссера Ильгиза Зайниева, который поставил взрослый спектакль, по сути, в детском театре.

«Да, у меня есть мечта, чтобы взрослые приходили по вечерам в кукольный театр, как в драматический», — признался корреспонденту «БИЗНЕС Online» сам Зайниев. «У нас пока это еще не развито, подобное будет очень нелегко сделать. На данный момент в репертуаре театра есть два спектакля для взрослых, которые идут на большой сцене, — это „Ханума“ и „Ночь перед Рождеством“. „Альфия“ — третий. Я думаю, понадобится несколько сезонов, чтобы приучить зрителя, что театр кукол — это не только театр для детей, что кукольное искусство — великое, оно может вызывать эмоции, радость и другие эмоции, независимо от возраста».

Ильгиз Зайниев: «Я планирую сделать три таких спектакля — про Ильгама Шакирова и Хайдара Бигичева»

По словам главного режиссера «Экията», «Альфия» — это первый кукольный спектакль на татарском языке для взрослых за последние несколько десятков лет. «Раньше, во времена СССР, были, но последние лет 30 не ставили», — отметил он. «Сделай сериал! Сара Садыкова, Шаукат Биктимиров, Ильгам Шакиров — всех, всех, всех! Ты уже начал разматывать этот клубок, дальше он сам будет разворачиваться. Создай сериал, пожалуйста, люди будут ждать такие спектакли. И чтобы один не повторял другого», — эмоционально обращался сам Салават Фатхетдинов к режиссеру уже после показа. «Я планирую сделать три таких спектакля — про Ильгама Шакирова и Хайдара Бигичева», — ответил Зайниев, на что Салават одобрительно покачал головой.

Сам певец №1 татарской эстрады не захотел общаться с прессой, но сказал, увидев спектакль, своим коллегам: «Побыл ребенком, посмотрев кукольный театр».

Вообще на предпремьерном показе можно было встретить чуть ли не весь культурный бомонд республики — от замминистра культуры РТ Дамира Натфуллина и директора музея-заповедника «Казанский Кремль» Зили Валеевой до композитора Эльмира Низамова и хореографа Нурбека Батуллы.

На предпремьерном показе можно было встретить чуть ли не весь культурный бомонд республики

«НАДО БЫЛО СТАВИТЬ ЕГО СРАЗУ, КАК В МИРЕ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ — ЧЕЛОВЕКА НЕ СТАЛО, тут же СНИМАЮТСЯ ФИЛЬМЫ»

Был среди зрителей и экс-главреж «Экията» Ильдус Зиннуров: «Я проработал здесь 42 года, как же не прийти». Как рассказала дочь Авзаловой, идея поставить спектакль, посвященный ее матери, появилась не сегодня. «Еще два года назад, сразу после того, как мама умерла, мне позвонил тогда еще главный режиссер театра Ильдус Зиннуров и сказал, что в театре готовят спектакль, посвященный Альфие Авзаловой (идея постановки принадлежит Зайниеву, его поддержали Зиннуров и директор Роза Яппарова — прим. ред.). Я сначала удивилась: как куклы могут?.. Может, через них легче передать все эмоции? Если и взрослые, и дети познакомятся с выдающейся татарской певицей хотя бы через кукол, это означает, что и дети узнают, кто это был, через какие трудности она прошла», — отметила наша собеседница.

Зайниев же рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что решение открывать новый театральный сезон спектаклем «Альфия» не было целенаправленным, а «так пришлось». «Дело в том, что когда мы начали этот проект, я еще не был главным режиссером», — пояснил он. Зайниев считает, что с этим спектаклем даже немного опоздали. «Надо было ставить его сразу, как в мире это делается — человека не стало, тут же снимаются фильмы, про него пишутся книги. Это же наше наследие. Я не знаю, как спектакль получился, но там 19 песен Альфии Авзаловой, и если зритель придет и еще раз послушает хотя бы данные композиции, то это уже большое дело», — добавил главреж «Экията».

Были на показе и его многочисленные коллеги по Камаловскому театру. Например, по словам Эмиля Талипова, он пришел на спектакль, чтобы поддержать очень близкого друга. «Мы однокурсники, когда-то я учился на режиссерском факультете, Ильгиз — на актера. Сначала в студенчестве Ильгиз играл в моих отрывках, потом уже я — в его постановках в Камаловском театре. Первый его кукольный спектакль, который видел, был „Сак-Сок“, тогда он мне очень понравился. И сейчас я тоже пришел и с удовольствием посмотрел — в этом спектакле присутствует моң, — отметил он. — Вообще, во всех постановках Ильгиза есть моң. То, что актеры так тонко играют куклами, меня поражает: вроде бы куклы — неодушевленные вещи, но могут передать живую жизнь, эмоции — меня это удивило. Альфии-апы уже нет в живых, но если кто-то снова захочет ее увидеть, пусть приходит на спектакль. Они ощутят, что она жива, она здесь присутствует».

Всероссийское признание Авзаловой демонстрируется огромной пластинкой фирмы «Мелодия», которая становится декорацией спектакля

РЕЗО ГАБРИАДЗЕ КАК ОБРАЗЕЦ

Сам спектакль начинается с закадрового голоса, который сообщает, что постановка не претендует на биографическую точность. Повествование жизни певицы открывается событиями 1996 года, когда Авзалова перенесла сложную операцию по удалению злокачественной опухоли, у нее был рак гортани. Этот недуг вынуждает ее распрощаться с песней… А ее воспоминания переносят зрителя в самые ранние годы — детство певицы. Вот она впервые услышала радио, а тут уже на одной сцене с Ильгамом Шакировым. Здесь она выступает в неотапливаемом деревенском клубе, а вот она уже на сцене Кремлевского дворца в Москве… Всероссийское признание певицы демонстрируется огромной пластинкой фирмы «Мелодия», которая на определенное время становится декорацией спектакля.


В спектакле почти нет ни диалогов, ни монологов — все повествование сопровождается песнями Авзаловой, которых здесь 19. Куклы также живут своей жизнью, благодаря цветовому решению сцены: она черная, поэтому передвижений актеров на сцене не видно.

Как признается режиссер, образцом кукольного театра является для него Тбилисский театр марионеток, который создал Резо Габриадзе. «Его эстетика мне очень нравится и в кинематографе, и в театре кукол. Это чем-то похоже на Габриэля Гарсиа Маркеса. Мистический реализм, когда мечта становится естественным. Когда жизненные правила отменяются и включаются законы мечты и что-то такое мистическое», — сказал он.

«Спектакль очень понравился! Режиссер через тонкую грань прошел всю жизнь мамы за такое маленькое время…» — с глазами, красными от слез, призналась после показа дочь Авзаловой.