НА ФОНЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО РОСТА ТАТАРСТАНСКИЙ АВИАПЕРЕВОЗЧИК ПОТЕРЯЛ ПЯТУЮ ЧАСТЬ ПАССАЖИРОПОТОКА

Как стало известно «БИЗНЕС Online», вчера ОАО «Авиакомпания «Татарстан» (АКТ) получила второй среднемагистральный лайнер Airbus 319. Но фоне этого безусловного позитива Росавиация опубликовала итоги работы гражданской авиации России в первом полугодии 2011-го, в соответствии с которым АКТ перевезла на 22% пассажиров меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Даже учитывая египетский провал начала года, спад впечатляющий. В чем причина?

САМОЕ СТРАШНОЕ ДЛЯ АВИАКОМПАНИИ

По данным Росавиации, российские авиакомпании в январе-июне 2011 года увеличили перевозку пассажиров на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. А пассажирооборот (так называемые пассажирокилометры) вырос на 12,2%.

Впрочем, это касается не всех авиаперевозчиков. Из 35 ведущих авиакомпаний России показатели снизились у «Ямала» (-0,3%), «Владивосток Авиа» (-2,6%), Red Wings (-11,1%), I Fly (-11,6%), «Газпром авиа» (-13,5%), «Авиалиний Дагестана» (-15,7%), «Татарстана» (-22,2%; если в первом полугодии 2010-го перевезено 289 тыс. 436 пассажиров, то в этом - 225 тыс. 089), «Московии» (-39,6%), «Когалымавиа» (-43%), «Донавиа» (-51,5%).

Почему АКТ (22-я в списке крупнейших авиакомпаний) оказалась в этой десятке неудачников «БИЗНЕС Online» попыталась выяснить у ее руководства. Но телефоны топ-менеджеров не отвечали. По всей видимости, они встречали новый самолет - второй в парке АКТ Airbus 319 (первый, напомним, в Казань пригнали 2 июля). О его прибытии нам сообщили в пресс-службе авиакомпании. Как пояснил «БИЗНЕС Online» директор летной службы АКТ Валерий Портнов, лайнер был передан компании в Амстердаме, на заводе фирмы Fokker. Самолет - 2007 года выпуска (на полгода моложе первого А319), ранее эксплуатировался на Ямайке. «Сразу поставим на линии, на чартерные перевозки», - сообщил Портнов. Напомним, по плану модернизации АКТ, к следующему летнему сезону перевозчик должен получить еще три узкофюзеляжных Airbus (какие модели, пока неизвестно) и два ближнемагистральных CRJ200.

Но от ответа на вопрос о причинах снижения пассажиропотока Портнов уклонился, сославшись на то, что об этом лучше знает дирекция по коммерческим вопросам. В Росавиации нам также посоветовали обратиться в директорат компании. Источник «БИЗНЕС Online» в транспортном комплексе РТ предположил, что причина - в задержках чартеров АКТ: «Это самое страшное для авиакомпании — регулярные задержки вылетов. Как показывает опыт любого перевозчика, например, при поломке борта лучше поступиться «экономикой» и пригнать резервный самолет (это обойдется в половину стоимости рейса), чем на много часов задерживать вылет, ремонтируя сломавшийся лайнер. Пассажир обязательно оценит как оперативность замены, так и неоправданную проволочку с вылетом».

КАНАДСКИХ САМОЛЕТОВ В РТ СТАНЕТ В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ

Руководство второго крупнейшего татарстанского авиаперевозчика - ОАО «Ак Барс Аэро» (34-я в списке Росавиации) - не стало комментировать сложившуюся у коллег ситуацию, но охотно предоставило некоторую свежую статистику. Кстати, по итоговому отчету Росавиации «Ак Барс Аэро» совершила заметный рывок — 215% к уровню первого полугодия 2010-го: 108 тыс. 709 перевезенных пассажиров против 50 тыс. 495. По данным самой компании, ее присутствие в аэропорту «Бегишево» за год увеличилось с 0% до 41%, в аэропорту «Казань» - с 3% до 9%, а доля Ак Барс Аэро на рынке РТ увеличилась с 4 - 5% до 26%.

Среди причин такого роста руководство компании называет модернизацию авиапарка, расширение географии работы и увеличение интенсивности полетов на уже имевшихся направлениях, маркетинговую политику, активную рекламу:

«По нашим исследованиям, узнаваемость Ак Барс Аэро в Челябинске — 89 процентов, немногим ниже, чем в Бегишево — 98 процентов, а вот в Новосибирске, где мы активно не рекламировались, процент узнаваемости - 35. Стараемся применять нестандартные маркетинговые ходы, например, устраиваем питание в аэропорту, практикуем специальные тарифы, активно работаем с туроператорами, стараемся летать без задержек. В итоге, например, билеты на Баку и Калининград распроданы на месяц вперед. Никто не верил, что «пойдет» рейс Казань — Верона, однако сегодня скептики вынуждены признать нашу правоту».

Как рассказал «БИЗНЕС Online» начальник службы продаж «Ак Барс Аэро» Артур Насрутдинов, востребованность рабочих лошадок компании — ближнемагистральных CRJ200 в регионах оказалась выше всяких ожиданий: региональные власти (Тамбов, Йошкар-Ола, Курск) охотно идут на дотирование рейсов — только бы развивались местные аэропорты. 50-местные самолеты оказались сверхвостребованными как чартеры — спрос превышает предложение. Если сегодня в сетке авиакомпании больше регулярных вылетов (примерно 65%), то в следующем году, предположительно, будет больше чартерных — до 60%.

По словам Насрутдинова, к маю парк «барсовских» CRJ200 увеличится до 15 самолетов. Сегодня таким парком CRJ200 обладает крупнейший в России оператор этих канадских самолетов — авиакомпания ЮТэйр.

Тимур Латыпов