Совещание открылось в Иннополисе почти с трехчасовой задержкой из-за плотного тумана Совещание открылось в Иннополисе почти с трехчасовой задержкой из-за плотного тумана Фото: Ксения Соколова

туристические Суда на СПГ как подарок к 100-летию ТАССР

Совещание «О перспективных направлениях развития сотрудничества ПАО „Газпром“ и предприятий Республики Татарстан» открылось накануне в Иннополисе почти с трехчасовой задержкой.Окутавший самый молодой город России плотный туман сделал погоду совершенно нелетной, и гости, среди которых была целая делегация от газовой корпорации, включая зампредправления Виталия Маркелова и президента РТ Рустама Минниханова, немного задержались. 

Возле университа на улице гостей ждал целый ряд автомобилей, работающих на газомоторном топливе, возглавляемый беспилотником Hyundai. Вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов, курирующий развитие Иннополиса, в ожидании прибытия гостей порекомендовал создателям сделать беспилотник на газу и сел за руль Hyundai — то ли погреться, то ли изучить устройство автомобиля.

Гостей ждал целый ряд автомобилей, работающих на газомоторном топливе, возглавляемый беспилотником Hyundai Гостей ждал целый ряд автомобилей, работающих на газомоторном топливе, возглавляемый беспилотником Hyundai Фото: Ксения Соколова

«Чем он лучше, чем „Яндекс“?» — поинтересовался Минниханов. Разработчики объяснили, что преимущество их автомобиля в том, что он может и ездить по общим дорогам и тестироваться как беспилотник на специальных трассах. «Мы используем те возможности, которые дают серийные автомобили, только провода поставить», — пояснили президенту. Еще один колоритный экспонат — первый в России трактор на сжиженном природном газе под флагом «Беларус», созданный ООО «Торгово-производственная компания „МТЗ-Татарстан“», «дочкой» Минского тракторного завода.  А вот агрегатный модуль мобильной компрессорной установки производства «Казанькомпрессормаша», который был выставлен во дворе университета, повторился и во внутренней экспозиции — уже в миниатюре. Кроме этого, на выставке «Инно-геотех» представил облачную 4D-геоинформационную платформу РТ, для нее была проведена съемка всей территории Татарстана: 700 кв. км отсняли беспилотники, 79,8 тыс. кв. км — спутниковая съемка, а еще 67 тыс. кв. км зафиксировали с воздуха пилоты.


Кроме того, сотрудники университета продемонстрировали Маркелову прототип программного обеспечения по геомеханическому моделированию — полностью отечественный программный софт, который сможет обеспечить все подразделения «Газпрома», исключит утечки данных о российских месторождениях и снизит затраты на закупку лицензий. Презентовали гостям и работу интеллектуальной системы сопровождения технического диагностирования трубопроводов, тоже разработанную Университетом Иннополис, показав, как она функционирует в срезе прозрачной трубы: фиксируя координаты и размер дефектов, строится изометрическая модель. А генеральный директор казанского завода «Электроприбор» Павел Шацких продемонстрировал автоматические выключатели серии «Патриот», которые могут легко импортозаместить зарубежные аналоги.

Презентовали работу интеллектуальной системы сопровождения технического диагностирования трубопроводов, показав, как она функционирует в срезе прозрачной трубы Презентовали работу интеллектуальной системы сопровождения технического диагностирования трубопроводов, показав, как она функционирует в срезе прозрачной трубы Фото: Ксения Соколова

Коммерческий директор ООО «НПП «Тасма» Елена Мигунова попросила перенести сроки заказа продукции завода — радиографической пленки —  с 2022 года на 2019-й. На вопрос Маркелова, какие с этим у компании-монополиста могут возникнуть проблемы, она пожаловалась, что не все дочерние подразделения компании идут навстречу, и попросила зафиксировать новые сроки официально.

Но, пожалуй, самое серьезное решение для татарстанских компаний было принято у стойки Зеленодольского завода им. Горького, где Минниханов и Маркелов подписали соглашение о реализации пилотного проекта по применению речных судов, работающих на сжиженном природном газе, на туристических маршрутах в Татарстане. В качестве примера технический директор завода Вячеслав Подоксик продемонстрировал экскурсионное судно «Чайка», рассчитанное на 180 человек, скорость прогулки составит 18 км/час, дальность — 400 километров. По его словам, оно одобрено и минтрансом, и управлением по туризму (видимо, имелись в виду татарстанские ведомства прим. ред.).


— Почему у нас водного туризма нет? Кораблей нет! Всем 40–50 лет, — оживился Минниханов. — А сколько народу живет рядом с водой!

— Оно рассчитано на высоту небольшую, чтобы под Кировским мостом проходить, чтобы можно и к Кремлю, и к «Ривьере» подойти. А так мы рассчитываем на маршруты Казань — Болгар и Казань — Свияжск, — продолжал руководитель завода.

— И в Питере под мостами? — поинтересовался Минниханов.

— Конечно, и в Питере, — заверил его Подоксик.

— Если вы даете старт, мы запускаем и через год выпустим. 100 лет ТАССР же — будет подарок республике от «Газпрома!» — подключился глава «Ак Барс Холдинга» Иван Егоров и, не сходя с места, подарил модель «Чайки» Маркелову, сняв ее с постамента. Тот слегка удивился, но согласился подписать соглашение.

«Если вы даете старт, мы запускаем, и через год выпустим. 100 лет ТАССР же — будет подарок республике от «Газпрома!» — подключился Иван Егоров (справа) и подарил модель «Чайки» Маркелову, сняв ее с постамента «Если вы даете старт, мы запускаем и через год выпустим. 100 лет ТАССР же — будет подарок республике от «Газпрома!» — подключился Иван Егоров (справа) и подарил модель «Чайки» Маркелову, сняв ее с постамента

На заводе отмечают, что, если проект будет запущен, в республике появится собственный новый современный флот, который создаст огромный потенциал для развития речного туризма. А использование СПГ в качестве топлива приведет к снижению эксплуатационных затрат, значительному уменьшению вредных выбросов в атмосферу, сдерживанию роста загрязнения воды, увеличению моторесурса поршневых двигателей более чем в два раза, снижению нагарообразования в них, отсутствие разжижения смазочного масла и соответствию современным требованиям морского и речного судоходства. Эти суда пока не имеют аналогов в России. Но это временное явление: на совещании Маркелов объявил, что аналогичное соглашение «Газпром» уже подписал еще с одним судостроительным заводом, и призвал зеленодольцев поторопиться.

Рустема Усманова поздравили с 50-летием. Минниханов вручил ему кий в деревянном футляре, а Маркелов — награду «Почетный работник ПАО «Газпром» Рустема Усманова поздравили с 50-летием. Минниханов вручил ему кий в деревянном футляре, а Маркелов — награду «Почетный работник ПАО «Газпром»

«Камаз всегда был «беременным» газовым топливом»

А само совещание прошло в духе приема жалоб и предложений к «Газпрому» от татарстанских компаний. Но началось оно с мажорной ноты — поздравления руководителя «Газпром трансгаз Казань» Рустема Усманова с 50-летием. Минниханов вручил ему кий в деревянном футляре, а Маркелов — награду «Почетный работник ПАО «Газпром».

Перед этим Минниханов озвучил протокольные благодарности «Газпрому» и сообщил, что Татарстан — крупный потребитель газа. «С каждым годом товарооборот растет, за последние пять лет он увеличился с 73 до 104,5 млрд рублей. <…> Иннополис никогда бы не появился, если бы Алексей Борисович (глава „Газпрома“ Алексей Миллер — прим. ред.) тогда не дал поручения, вопросы обеспечения газом здесь были решены, и вот появился самый современный город в нашей стране», — рассказал он.  

«На петербургском экономическом форуме мы подписали соглашение о строительстве на территории нашей республики завода по сжижению природного газа и сети АГЗС и совсем недавно на международном газовом форуме подписали дорожную карту по подписанию проектов», — напомнил Минниханов. Он отметил, что с 2013 года в Татарстане вдвое выросло число газозаправочных станций, а парк автотехники на сжатом газу уже превысил 6,3 тыс. единиц. Теперь главная задача — реализация в республике газомоторного топлива в объеме 50 млн кубометров в год (сейчас этот объем составляет 36 млн кубометров).

«Следующий наш шаг — сжиженный газ, мы готовы принять соответствующие программы. Это речное и агропромышленные направления, а также экология. Не секрет, что газомоторное топливо — это совершенно другие выбросы и другое давление на экологию», — подчеркнул президент РТ, напомнив, что во всех городах 70% загрязнения окружающей среды дают не заводы, а автомобили.

«Татарстан для нас — важный и особенный партнер, потребление газа значительно выросло в последние полгода, и стопроцентная газификация — это результат очень слаженной работы Татарстана и руководства „Газпрома“», — сообщил, в свою очередь, Маркелов. И пояснил, что главная цель взаимодействия с республикой — перевести промышленность на новый уровень, чтобы «Газпром» мог применять отечественное оборудование на проектах в других странах. Он также напомнил, что обсуждается создание мощного газоперерабатывающего комплекса рядом с Казанью.

«В 2012 году было принято решение о реализации программы по развитию газомоторного топлива, Татарстан стал лидером в этом направлении. Мы начинали с развития автозаправочной инфраструктуры в республике и сделали это за короткие сроки. А наш лидер — ПАО „КАМАЗ“ — как мы знаем, всегда был, извините, „беременным“ газовым топливом и получил такую прекрасную возможность реализовать себя в этом направлении», — пошутил Маркелов.

Сергей Когогин (справа) поднял проблему, что новые автопоезда слишком длинные и не всегда помещаются на заправках, а расцеплять их слишком долго Сергей Когогин (справа) поднял проблему, что новые автопоезда слишком длинные и не всегда помещаются на заправках, а расцеплять их слишком долго

Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин тоже выступил на совещании. Он, в частности, поднял проблему того, что новые автопоезда слишком длинные и не всегда помещаются на заправках, а расцеплять их слишком долго. Гендиректор ООО «Газпром газомоторное топливо» Олег Мелехин пояснил, что все новые станции строятся с необходимой для автопоездов траекторией разворотов и с ними проблем нет, а старые планируется постепенно переоборудовать. 

С учетом корректировки дедлайнов спикеров попросили убрать из докладов рекламную часть и сразу перейти к делу. Минниханов даже прервал доклад Шайхутдинова, который, рассказывая о цифровых проектах университета, долго перечислял достижения и уже перешел было к тому, что Financial Times включила Иннополис в мировой рейтинг лучших ОЭЗ. «Роман, ты по пять раз одно и то же говоришь. Что ты себя хвалишь? Пусть тебя коллеги хвалят! Я вам сколько раз говорил — будьте скромнее. И вообще прошу пустые слова здесь не говорить», — провел воспитательную работу президент.

Тем не менее Шайхутдинов успел презентовать технологическую платформу дополненной и смешанной реальности для внедрения в производственные процессы, интеллектуальные подводные роботехнические комплексы (которые в презентации вице-премьера выглядели как миниатюрная желтая субмарина) и предложил Маркелову расширить сотрудничество с Университетом Иннополис. Зампредправления «Газпрома» не спешил реагировать на доклад, и слово перешло к юбиляру — Усманову.

Тот остановился на закупках и поставках продукции «Газпрома» и сообщил, что республика может предложить компании всю линейку транспорта, работающего на СПГ. «По итогам 2019 года по сравнению с 2018-м мы прогнозируем более чем на четверть — до 30 процентов — прирост объема реализации КПГ (компримированный (сжатый) природный газ — прим. ред.). Не каждый регион может этим похвастаться», — сказал Усманов. В числе ближайших перспектив он назвал Арбузовское ПХГ (подземное хранилище газа).

Мелехин, в свою очередь, сообщил, что в Татарстане расположены 19 газозаправочных станций, а до 2021 построят еще 9. В этом году появится АГНКС в Альметьевске, в следующем — в Заинске и Нурлате, а в 2021-м новые станции запланированы в Казани на улицах Васильченко, Адоратского и Сибирском тракте, а также  в Пестречинском, Зеленодольском и Верхнеуслонском районах. Кроме того, газозаправочные комплексы предлагается разместить на трассе М7 — на АЗС компании «Ирбис». Кроме того, он предложил установить субсидии для перевозчиков, перешедших на газомоторное топливо, если те пройдут конкурсные процедуры.

Некоторые выступления докладчиков вызвали настоящие дискуссии, обнажив некоторые рассинхронизации в структуре «Газпрома» Некоторые выступления докладчиков вызвали настоящие дискуссии, обнажив некоторые рассинхронизации в структуре «Газпрома»

Австрия отключила «Газпрому» компрессоры — те превратились в металлолом

Некоторые выступления докладчиков вызвали настоящие дискуссии, обнажив некоторые рассинхронизации в структуре «Газпрома». Так, генеральный директор казанского АО «НПП Компрессор» Сергей Сосков озвучил предложения по внедрению мобильной модульной компрессорной станции (МКС) для перекачки рабочих сред из газопроводов. По его словам, планируемый опытный образец не состоялся из-за несогласования представителей «Газпрома». Присутствующий на совещании начальник департамента 335 Павел Крылов попросил объясниться куратора этого направления. Тот попробовал было сказать, что потребность компании в таких компрессорах полностью закрыта и бухгалтерия денег на их приобретение больше не выделит, но в разговор вмешался Маркелов. «Это первая отечественная технология, эффективность подтверждена, давайте эту установочку покупать и пробовать, — предложил он. — Двигатель мы прекрасно знаем, все просто, надежно, запчасти есть, не надо никакой Австрии». Крылов добавил, что у «Газпрома» уже есть негативный опыт, когда австрийские компрессоры LMF поставщики отключили дистанционно, и с тех пор они не работают, а просто стоят мертвым грузом. «Дистанционно через спутник отключено, просто в металлолом превратились», — посетовал он, сам того не ведая сотворив федеральную сенсацию. До этого рассуждения о том, что в западной технике есть «закладки», позволяющие отключать их из космоса одной кнопкой, можно было считать этакой конспирологией. Теперь, конечно, возникает вопрос, что еще иностранцы могут нам отключить, если вдруг захотят.

Не менее длительное обсуждение вызвал рассказ гендиректора ООО «Промышленные компоненты КАМАЗ» Павла Каничева о производстве дизельных электростанций мощностью 1 МВт на базе двигателей ООО «КАМАЗ Вейчай Пауэр». Он сообщил, что совместное предприятие КАМАЗа и китайской компании Weichai Power в 2020 году планирует начать производство дизельных и газовых двигателей.

Длительное обсуждение вызвал рассказ гендиректора ООО «Промышленные компоненты КамАЗ» Павла Каничева (справа) о производстве дизельных электростанций мощностью 1 МВт на базе двигателей ООО «Камаз Вейчай Пауэр» Длительное обсуждение вызвал рассказ гендиректора ООО «Промышленные компоненты КАМАЗ» Павла Каничева (справа) о производстве дизельных электростанций мощностью 1 МВт на базе двигателей ООО «КАМАЗ Вейчай Пауэр»

«В следующем году запланировано производство 56 двигателей, через два года мы планируем выйти на производственную мощность 800 двигателей», — сказал Каничев, пояснив, что до конца первого квартала должны быть получены соответствующие лицензии и сертификаты. По его словам, со второго полугодия следующего года планируется начать серийное производство дизельных двигателей мощностью от 500 кВт до 1,6 МВт и газовой версии мощностью до 1 мегаватт.

Минниханов же увидел в челнинско-китайских двигателях потенциальную замену «допотопным и неэффективным»  котельным.

— Вот эти ваши станции электрические имеют котел-утилизатор? — поинтересовался он.

— Данной установкой не предусмотрено, но при наличии техзадания это решаемо, — допустил Каничев.

— Если будет возможность тепла… Большие котлы используются для обеспечения горячей водой, просто надо подсчитать. Все-таки это совершенно другая экономика и надежность энергоснабжения, — сказал президент, поручив Когогину с минпромторгом РТ проработать вопрос. — У нас огромное количество котельных, где мы будем менять котлы. Опыт совхоза «Майский» надо посмотреть, у него 70 мегаватт на дизельном топливе.

— Мы тоже свои 10 мегаватт имеем на территории КАМАЗа, — вставил Когогин.

— Нам все равно надо топить котлы. А тут энергия идет, а тепло не вырабатывается, — констатировал Минниханов. — Может, потом по всей стране такое можно будет применять.

Фото и видео: president.tatar.ru