Сергей Зуйков, до сих пор возглавлявший ПАО «НЕФАЗ», покидает должность. Ему будет предложена работа в структурах группы КАМАЗ Сергей Зуйков, до сих пор возглавлявший ПАО «НЕФАЗ», покидает должность. Ему будет предложена работа в структурах группы КАМАЗ

КАК НЕФАЗ ПРОДИНАМИЛ УФУ

Сергей Зуйков, до сих пор возглавлявший ПАО «НЕФАЗ», покидает должность. О назначении нового гендиректора НЕФАЗа Владимира Курганова «БИЗНЕС Online» сообщал еще в сентябре, однако за смену руководства совет директоров компании проголосовал только на вчерашнем заседании. Общая картина ротаций в дочерних компаниях КАМАЗа на сегодня выглядит следующим образом: Курганов, меняя Зуйкова на посту гендиректора НЕФАЗа, покидает «Туймазинский завод автобензовозов», которым руководил с апреля 2017 года, а на его место в Туймазах садится Сергей Клинько — в прошлом замдиректора по производству кузнечного завода КАМАЗа в Набережных Челнах.

Вся карьера Зуйкова, напомним, связана с КАМАЗом. В 2000 году, сразу после армии, он пришел слесарем на прессово-рамный завод, в 2008-м стал главным диспетчером департамента управления производством КАМАЗа, в 2012-м — главным инженером ремонтно-инструментального завода, в 2014-м возглавил РИЗ. Гендиректором в Нефтекамск Зуйков приехал летом 2016 года на смену Николаю Пронину, который сегодня курирует в группе пассажирский транспорт в должности заместителя гендиректора КАМАЗа. Летом прошлого года из-за географической удаленности от Челнов Зуйков даже отказался от мандата депутата горсовета, а теперь остался и без кресла, вынудившего на такую жертву.

Новое место работы экс-гендиректора пока не определено. В пресс-службе КАМАЗа «БИЗНЕС Online» сообщили, что от услуг управленца компания не отказывается. «Мы готовим официальное сообщение, а пока можем сказать, что смена руководства на обоих предприятиях проведена в рамках ротации управляющих кадров в компаниях. Зуйкову будет предложена работа в структурах группы КАМАЗ. На данный момент он находится в отпуске», — уточнил руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

Квартальная финансовая отчетность НЕФАЗа говорит о том, что руководство КАМАЗа вряд ли могло удовлетвориться результатами работа нефтекамской «дочки» в первом полугодии. Уже по итогам первого квартала мы наблюдали провал рентабельности производства до минус 30,98%, что, впрочем, неудивительно при обилии опытно-конструкторских работ по автобусам, электробусам и надстройкам на шасси КАМАЗа. В себестоимости производства изрядно выросла доля закупок комплектующих, с 33,4% годом ранее до 54,1% к апрелю 2019-го. Концентрация на автобусах привела к двойному снижению выручки от продаж самосвалов, зато продажи пассажирского транспорта выросли с 444,5 млн рублей до 629,4 млн с ростом на 41,6%. Увеличилась и производительность труда по сравнению с первым кварталом прошлого года — с 388,8 тыс. рублей на человека до 576,2 тысячи. При этом НЕФАЗ оставался закредитован — из 3,8 млрд рублей общей кредиторской задолженности чистые кредиты составляли 2 млрд рублей, и 1,5 млрд рублей — долг перед материнской компанией.

В конечном счете за январь – март выручка компании по сравнению с первым кварталом прошлого года выросла на 900 млн рублей, до 2,9 млрд рублей, но и чистый убыток достиг 897,3 млн рублей при прошлогоднем показателе в минус 341 млн рублей. К июню выручка составила уже 7,7 млрд, убыток же сократился не намного — до 756 миллионов.

Отрабатывая заказ Сергея Собянина (на фото), Зуйкову приходилось отодвигать в сторону других важных клиентов Отрабатывая заказ Сергея Собянина (на фото), Зуйкову приходилось отодвигать в сторону других важных клиентов

Несмотря на крупный минус, руководство КАМАЗа не может не учитывать условия, в которых пришлось работать Зуйкову — заказов сверх меры, а поставка электробусов для Мосгортранса требовала самой тщательной проработки нового продукта. Отрабатывая заказ Сергея Собянина, Зуйкову приходилось отодвигать в сторону других важных клиентов. Так, в своем регионе НЕФАЗ еще к весне обязался поставить 100 автобусов большой вместимости для обслуживания Уфы, но сначала срок был перенесен на июнь, затем — на август. Глава Башкортостана Радий Хабиров отнесся к задержке с пониманием, летом пообещав не накладывать санкций на НЕФАЗ. Между тем отсрочка, вероятно, сказывалась и на транспортной реформе в республике, которая собиралась вместе с новым автобусом вводить единую транспортную карту. Как сегодня пояснил «БИЗНЕС Online» Афанасьев, поставка автобусов для Уфы по-прежнему не снята с повестки дня.

Можно заключить, что, оставаясь меж нескольких огней, Зуйков сумел справиться с производственными задачами, но на тактические финансовые показатели его уже не хватило, в силу чего экс-гендиректора и перебрасывают сегодня на новый фронт.

Рынок как таковой в этом году мало волнует НЕФАЗ — портфель заказов компании на автобусы, как электрические, так и дизельные, забит до конца 2020-го

«ФИСКАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ…»

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов оценивает финансовое положение НЕФАЗа как непростое, но с неплохими перспективами. Ссылаясь на полугодовую отчетность, эксперт отмечает рост как валового убытка, так и отношение размера задолженности к собственному капиталу, которое составило минус 13,72%.

«Компания указывает, что это произошло из-за увеличения краткосрочных заемных средств и снижения собственного капитала, — подчеркивает Баранов. — В 4,5 раза вырос уровень просроченной задолженности: с 5,53 процента в первом полугодии прошлого года до 24,92 процента. Также можно отметить, что у компании увеличился размер дебиторской задолженности: с 1,4 миллиарда до 2,4 миллиарда рублей».

По мнению Баранова, ситуация может объясняться несколькими факторами. Прежде всего эксперт указывает на замедление темпов роста рынка в сегментах НЕФАЗа и на высокую конкуренцию. «Кроме того, сложная экономическая ситуация, фискальные изменения и меры регулирования отрасли оказали влияние на деятельность предприятия, что привело к таким операционным результатам. Возможно, что производитель менее эффективен по сравнению с другими игроками, у него может быть больше расходов, меньшая производительность труда, недостаточная автоматизация. Тем не менее перспективы у предприятия неплохие. Оно входит в крупную промышленную группу, а значит, может рассчитывать на поддержку материнской компании. Продуктовая линейка весьма разнообразна, что дает устойчивость, позволяет наращивать выпуск тех видов продукции, спрос на которые растет. Есть у предприятия и потенциал для повышения эффективности, который может быть реализован. И хотя неясно, как им будет завершен нынешний год, в дальнейшем оно сохранит свои позиции как один из ключевых игроков автомобильной промышленности страны».

Сергей Когогин подписал соглашение с правительством Москвы о создании технопарка  на базе Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ) из структуры ГУП «Мосгортранс» Сергей Когогин подписал соглашение с правительством Москвы о создании технопарка  на базе Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ) из структуры ГУП «Мосгортранс»

Напомним, впрочем, что рынок как таковой в этом году мало волнует НЕФАЗ — портфель заказов компании на автобусы, как электрические, так и дизельные, забит до конца 2020-го, о чем Афанасьев ранее сообщал «БИЗНЕС Online» и на этот раз подтвердил снова. Поставки для стратегического партнера — Мосгортранса — идут по графику, и, в частности, вчера Москва привела очередные 8 электробусов. В общей сложности за последние два года автогигант выиграл два аукциона на поставку в столицу 200 электробусов по 33 млн рублей за штуку. Дизельных автобусов столица закупает еще больше — только за 2019 год в Москву должны приехать 600 обычных «НЕФАЗов», часть которых уже курсирует по улицам города. Всего КАМАЗ продал столичному муниципалитету около 1000 традиционных автобусов, а общая сумма контрактов, подписанных с Москвой с конца прошлого года, достигает 20 млрд рублей. С 2021-го Москва намерена ежегодно покупать по 800–1000 электробусов.

Именно из-за превышения спроса над производственными возможностями Нефтекамска в июле этого года гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин подписал соглашение с правительством Москвы о создании технопарка на базе Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ) из структуры ГУП «Мосгортранс». Сейчас площади СВАРЗ реконструируются и достраиваются под сборку электробусов, которая займет порядка 75 тыс. кв. метров. Статус технопарка даст камазовскому сборочному производству возможность претендовать на льготы от государства, а Собянин со своей стороны обещал помочь с энергетическими и инженерными коммуникациями.