Сергей Орлов: «Мы тщательно проанализировали ситуацию в республике и увидели: у вас есть генераторы и  есть потребители, которым выгодно иметь договорные отношения с нашей сбытовой компанией» Сергей Орлов: «Мы тщательно проанализировали ситуацию в республике и увидели: у вас есть генераторы и есть потребители, которым выгодно иметь договорные отношения с нашей сбытовой компанией» Фото: Андрей Титов

МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ДЛЯ МЕСТНОЙ ГЕНЕРАЦИИ ЦЕНУ ПОКУПКИ ВЫШЕ, ЧЕМ ГАРАНТИРУЮЩИЙ ПОСТАВЩИК

— Сергей Александрович, «ПрофСервисТрейд» — независимая энергосбытовая компания. Вы совсем недавно вышли на рынок Татарстана, чем вас привлек регион?

— Отсутствием конкуренции — здесь практически никто не действует в сегменте розничного рынка электроэнергии. Мы тщательно проанализировали ситуацию в республике и увидели: у вас есть генераторы и есть потребители, которым выгодно иметь договорные отношения с нашей сбытовой компанией. Заключили договор с генерацией — а это энергоцентр «Майский», а далее уже начали разговаривать с нашими федеральными потребителями, которым были интересны предложения независимого сбыта, в первую очередь с точки зрения экономии.

— Расскажите про вашу компанию, сколько лет вы на рынке?

— С 2013 года, уже 6 лет, и сегодня работаем в 43 регионах России как на оптовом, так и на розничном рынке электроэнергии. В настоящее время «ПрофСервисТрейд» имеет более 120 тысяч точек поставки, а за годы деятельности мы наработали опыт с такими крупными компаниями, как «Росатом», «Т Плюс», «РусГидро» — это оптовые поставщики энергии, которые имеют розничную генерацию во многих регионах России.

— А кто ваши клиенты – потребители электроэнергии?

— В основном федеральные компании. Сотовые операторы «Мегафон», «Билайн», «МТС», «Теле-2», крупные федеральные сети, такие как «Магнит», Х5 Retail Group, «Лента». Есть и частные производственные компании в перерабатывающей, машиностроительной отраслях.

«Наши клиенты в основном федеральные компании. Сотовые операторы: Мегафон, Билайн, МТС, Теле-2, крупные федеральные сети, такие как Магнит, Х5 Ритейл Групп, Лента» «Наши клиенты — в основном федеральные компании. Сотовые операторы «Мегафон», «Билайн», «МТС», «Теле-2», крупные федеральные сети, такие как «Магнит», Х5 Retail Group, «Лента» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Независимые энергосбытовые компании — редкие игроки на рынке Татарстана. В основном договора на приобретение и поставку электроэнергии компании заключают с гарантирующим поставщиком (ГП) — там все понятно, прозрачно, да и цены регулируются государством. А в чем выгода сотрудничества с независимым сбытом?

— Гарантирующий поставщик — регулируемая организация, и она не может покупать у генераций электроэнергию по цене выше той, чем установил регулятор. При этом цена может быть не всегда экономически эффективной для этого генератора. Мы же покупаем по рыночной стоимости, которая устраивает и нас, и генератора, поскольку практически не зарегулированы законодательством. То есть генерирующим компаниям предлагаем цену покупки выше, чем гарантирующий поставщик.

— Хорошо, генерациям с вами работать выгодно. А в чем профит для потребителей, если вы берете электроэнергию дороже, чем покупает гарантирующий поставщик? Как можно дать хорошую цену конечным потребителям электроэнергии в таких условиях?

— Дело в том, что установленный предел стоимости генерации гораздо ниже цены реализации электроэнергии от гарантирующего поставщика потребителями. И эту фактическую разницу, то есть сбытовую надбавку, установленную гарантирующим поставщиком, мы делим на три части: часть оставляем генерации, часть — отдаем потребителю и часть — оставляем себе. Таким образом, генерация получает надбавку к цене гарантирующего поставщика и получает рыночную цену. С потребителями аналогичная картина: у ГП есть цена покупки и цена продажи — обе регулируемые. А мы даем скидку потребителю от цены продажи гарантирующего поставщика, то есть стоимость электрической энергии в договоре с нашей компанией привязывается к цене гарантирующего поставщика с понижающим коэффициентом. В данной схеме работы все участники получают какую-то прибыль. Это и есть рыночные отношения.

«Компании, сотрудничающие с нами, экономят от одного до десяти процентов по сравнению с предыдущими договорами. И это эффективные показатели» «Компании, сотрудничающие с нами, экономят от 1 до 10 процентов по сравнению с предыдущими договорами. И это эффективные показатели» Фото: pixabay.com

ПРОСЧИТАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ С НЕЗАВИСИМЫМ СБЫТОМ МОЖНО НА КАЛЬКУЛЯТОРЕ

— Если говорить о выгоде: можете назвать цифры экономии от работы с вашей компанией?

 — Компании, сотрудничающие с нами, экономят от 1 до 10 процентов по сравнению с предыдущими договорами. И это эффективные показатели. Еще одно преимущество: удобство работы с нами.

— В чем удобство?

— Первое — гибкая система платежей, здесь мы подстраиваемся под потребителя, который сам выбирает схему: работать по предоплате или постоплате. Кроме того, все наши клиенты переведены на электронный документооборот, при этом со многими потребителями, присутствующими в нескольких регионах, мы работаем по единому договору. Таким образом, потребитель экономит не только время, но и деньги — нет нужды содержать технический персонал на договорах, особенно в компаниях с разветвленной сетью филиалов. Мы полностью сопровождаем своих клиентов в процессе техприсоединения: подключение к энергоисточнику производится максимум за неделю с момента заключения договора. Это уже вопрос того, насколько эффективно работает наша компания с сетевыми организациями. Ну и прозрачное ценообразование — просчитать эффективность работы с независимым сбытом можно на калькуляторе: все цифры и показатели — реальные и подтверждаются практически.

— Есть ли у вас успешные реализованные кейсы в Татарстане?

— В Татарстан мы пришли чуть менее года назад, как я уже отмечал, после того, как проанализировали, насколько интересен здесь рынок с точки зрения розничной электроэнергии. Тогда же и заключили договор с энергоцентром «Майский», который стал нашим основным поставщиком электроэнергии, при этом с ним сотрудничаем при 100-процентной предоплате и даем генератору рыночную цену. Энергоцентр «Майский» генерирует порядка 120 миллионов киловатт часов в год, которые мы и приобретаем. Так что на сегодня все наши потребители снабжаются оттуда. Если говорить о клиентах, то это ООО «МагнитЭнерго», сеть магазинов Х5 Retail Group, ООО «Региональная энергетическая компания», оператор сотовой связи ООО «Т2 Мобайл» и так далее. Итого порядка 8 крупных клиентов и около тысячи объектов в регионе.

— Имеется ли у вас опыт выведения компаний на оптовый рынок электроэнергии и мощности — ОРЭМ?

— Да, имеется, и довольно большой. При этом мы осуществляли вывод на ОРЭМ предприятий и как энергосбытовая компания, и как консалтинговая. То есть статус субъекта ОРЭМ получал сам потребитель, а мы оказывали ему услуги по выводу. Но применительно к РТ на сегодняшний день выход на ОРЭМ нельзя назвать эффективным способом экономии затрат, так как при небольшой сбытовой надбавке ГП для крупных потребителей проект вывода на ОРЭМ может не окупиться.

— Какие специалисты работают в вашей компании?

— Все наши сотрудники — профессионалы, пришедшие из области электроэнергетики и смежных отраслей. Я сам работал в разных компаниях и знаю рынок и со стороны гарантирующего поставщика, и со стороны сетевой организации и потребителя. Начинал карьеру в Белгороде в сбытовой компании, потом переехал в Москву, в «АтомЭнергоСбыт» — структуру «Росатома», которая снабжала электроэнергией с оптового рынка атомные предприятия. Работал в компании «Фортум» — финской генерирующей компании, которой принадлежат генерации в Челябинске, Тюмени, ХМАО-Югра.

«В Татарстан мы пришли чуть менее года назад, как я уже отмечал, после того, как проанализировали, насколько интересен здесь рынок с точки зрения розничной электроэнергии» «В Татарстан мы пришли чуть менее года назад, как я уже отмечал, после того, как проанализировали, насколько интересен здесь рынок с точки зрения розничной электроэнергии» Фото: Андрей Титов

КАК ПОМОЧЬ «УГНЕТЕННЫМ» ПОТРЕБИТЕЛЯМ

— Как оцените в общем рынок электроэнергии в России?

— Если говорить об оптовом рынке, то на сегодняшний день, на мой взгляд, он остановился в своем развития. Отсутствуют инструменты, которые могли бы дать возможность всем участникам рынка эффективно зарабатывать на ОРЭМ. Да, он приемлем для крупных компаний, таких как «Русал» к примеру. Потому что цену на оптовом рынке формируют крупные игроки, и какую цену они назвали, такую и вынуждены принять все остальные. Это не рынок в полном смысле этого слова. Поэтому сегодня вся перспектива за розничным рынком — до той поры, пока государство на него не обратило внимания. Это договорные отношения, возможность выбирать цены и так далее.

— А какими вы видите перспективы развития независимых сбытов? Какая ниша с точки зрения потребителей для вас наиболее оптимальна?

— Наша ниша в рознице — это мелкие потребители. Существует градация: для крупного потребителя — одна цена, для мелкого — другая, менее выгодная. Даже по сбытовой надбавке, где у крупного она в разы меньше, чем у мелкого. Небольшие потребители — самые «угнетенные», потому что если за крупняком гоняются, предлагают ему выгодные условия, то малый бизнес в качестве генератора и потребителя мало кому интересен. Мало того, у них нет специалистов и возможности нанимать профессионалов, которые могли бы грамотно составлять договора, понимать все нюансы рынка и эффективно работать на нем. Из-за чего такие компании нередко оказываются в крайне невыгодных условиях и терпят убытки. А мы готовы предложить справедливые цены как генераторам, так и потребителям, что позволит заработать одним и сэкономить другим. Потому что ваши генерирующие компании находятся в таких условиях, когда они продают товар ниже своей рентабельности, и они вынуждены продавать. В таких условиях говорить о развитии розничной генерации не приходится, а между тем Татарстан — энергодефицитный регион и собственной генерации в нем не хватает, из-за чего вы вынуждены приобретать на ОРЭМ более дорогой объем генерации, не потребленный в других регионах. Получается замкнутый круг, выход из которого — повышение энергетической эффективности всех участников республики. Так что нашу задачу мы видим в том, чтобы поднять розничный рынок в Татарстане на более высокий уровень.