Сегодня в татарской гимназии №2 им. Вахитова состоялся круглый стол, посвященный проблемам национального образования в школах города. Директора челнинских школ, гимназий и лицеев, в которых обучение ведется на татарском языке, обменялись с представителями национальной интеллигенции и управления образования мнениями о путях сохранения языка в школах.

Вектор дискуссии задал Галимзян Зарипов — экс-депутат горсовета и бывший главврач СПИД-центра. Он заявил, что вопрос сохранения языка обсуждается уже на протяжении многих десятилетий, но именно сегодня проблема встала в обществе особенно остро.

«Абхазы, осетины и другие нации также ведут борьбу за сохранение своего языка. Эта проблема актуальна для каждого народа», — заявил Зарипов, напомнив про акт самосожжения, который совершил у стен удмуртского парламента ученый Альберт Разин, выступавший в защиту удмуртского языка.

«У татарской нации не осталось права на сохранение языка. Если закончится язык — пропадет нация. А ведь Конституция Татарстана и России дает нам право на сохранение языка. Если даже ЕГЭ сдают на русском, то имеют право получать образование на татарском языке. В Казани, например, выпускник татарской гимназии получил высокие баллы на ЕГЭ по трем предметам. Значит, вопрос в качестве обучения», — отметил экс-депутат горсовета и призвал присутствующих поделиться мнениями.

Также он напомнил, что на днях разговор на тему сохранения языка состоялся и в министерстве образования республики. По его словам, было много вопросов и тем для обсуждения.

«Наши дела не так хорошо идут, — сказал Зарипов. — В России из 7 миллионов татар 6 не умеют ни писать, ни читать на татарском языке. 4 миллиона вообще не говорят на татарском. Татарские школы закрываются. Надо думать о будущем, детях, внуках. Через 50−100 лет как сложится судьба татарского народа? Будем ходить с поникшей головой или, высоко подняв голову, войдем в новую эпоху процветания языка? Челны всегда были впереди по многим вопросам, город умел себя показать, в 11 татарских школах сможем ли мы обучать детей хотя бы до 9-го класса на родном языке?»

Как рассказал начальник управления образования Рустем Хузин, всего в работающих в Набережных Челнах 11 татарских школах обучаются более 6 тыс. детей. Все татарские школы неплохо оснащены — здесь, помимо необходимой учебной литературы, имеется интерактивное оборудование. Учителя татарского языка после введенных изменений в федеральное законодательство, по его словам, под сокращение не попадали, у каждого из них сохранилась прежняя нагрузка — на уровне 20−25 учебных часов в неделю. В расписание всех школ введено преподавание татарского языка и татарской литературы, и 68% всех учащихся челнинских школ выбрали для себя в качестве родного языка татарский.

Участники круглого стола поделились опытом и наработками, которые бы могли способствовать популяризации татарского языка. В частности, было предложено ввести в школах кружки, которые бы занимались изучением истории Татарстана. Также были высказаны предложения чаще приглашать на встречи со школьниками известных ученых и писателей.

Директор гимназии №29 Айзат Махмутов сообщил, что еще в июне он направлял в министерство образования и науки РТ заказ на учебники для 5−6-х классов по биологии, географии, истории России и истории средних веков на татарском языке, однако до сих пор книги так и не поступили.

Заместитель руководителя исполкома города Рамиль Халимов особо подчеркнул, что в школах Челнов нет запрета на изучение татарского языка, все зависит от выбора родителей учеников. Он также заверил, что все прозвучавшие на встрече пожелания и предложения будут взяты в работу.