Министр экономического развития РФ Максим Орешкин заявил, что ситуация с бюджетами регионов в последние годы улучшилась, однако, с другой стороны, не созданы условия для инвестиционной активности.

«По итогам прошлого года общий баланс региональных бюджетов превысил полтриллиона рублей, по результатам первых 7 месяцев имеем улучшение ситуации еще на 200 миллиардов рублей, региональный долг устойчиво снижается. На первый взгляд ситуация выглядит благоприятно, однако мы полностью перекрыли кислород для повестки развития, поддержки инвестиционной активности. Скажу очевидную вещь, о которой подзабыли в последние годы: если не инвестируем, то развитию экономики взяться неоткуда, оно не может случиться само по себе», — заявил министр, выступая сегодня в Совете Федерации в рамках правительственного часа.

Максим ОрешкинФото: «БИЗНЕС Online»

По словам Орешкина, необходимо раскрыть инвестиционной потенциал регионов, а для этого надо сформировать единое понимание инвестиционных перспектив региона и сконцентрировать на них организационные и финансовые возможности. В качестве мер министр предложил «умное снижение налога на прибыль». «То есть создать условия для повсеместного введения инвестиционной налоговой льготы. Этот инструмент уже реализован в рамках Налогового кодекса и предполагает снижение платежей по налогу на прибыль для тех компаний, которые реализуют инвестиционные программы», — добавил он.

Также Орешкин выступил за увеличение инфраструктурных расходов в регионах. «Как вы все прекрасно знаете, реализация таких проектов всегда становится не только фактором стимулирования экономики и строительной отрасли в краткосрочном периоде, но, что важнее, открывает возможности для реализации большего объема частных инвестиционных проектов в будущем», — отметил министр. Он предложил для этого увеличить дефициты региональных бюджетов, но одновременно на федеральном уровне сформировать механизмы обеспечения финансовой устойчивости региональных бюджетов. «Это бремя дополнительных инвестиционных расходов не должно ложиться полностью на региональные бюджеты», — подчеркнул глава минэкономразвития.

Эти предложения, по словам Орешкина, положены в основу планов по повышению экономического роста, который к 2021 году должен превысить 3% ВВП. «Цикл экономического роста длится в России уже третий год подряд. Мы идем вверх со средним темпом около 2 процентов. Это, с одной стороны, соответствует скорости увеличения за предыдущие 10 лет, но к тому же очевидно, что такие темпы не могут считаться достаточными. Цель, которая перед нами поставлена и на которую мы должны выйти, — рост на уровне не менее 3 процентов к 2021 году», — заявил министр.

Еще один раздел плана посвящен повышению доверия предпринимательского сообщества государству. «Сейчас имеем постоянное изменение регулирования, непредсказуемость тарифной динамики, неэффективную систему контроля и надзора, недоверие к правоохранительной и судебной системам — все это факторы, которые подавляют инвестиционную активность», — считает министр. Он отметил, что правительство подготовило ряд законодательных решений, предполагающих обеспечение стабильности регулирования от налогового до технического для реализуемых инвестиционных проектов, а также стабильность и предсказуемость решений по тарифам.

Также, по мнению Орешкина, ключевой является реформа контроля и надзора, согласно которой к 2021 году решено перейти на новые принципы, основанные на предупреждении, а не наказании. В том числе решено запустить механизм «регуляторной гильотины», который уже начат в отношении актов Советского Союза. «В течение ближайших четырех месяцев под переработку попадет 20 тысяч таких актов», — пообещал министр. Также, по его словам, дополнительно в некоторых сферах, например общественном питании, создана «белая книга». «Мы сейчас будем проводить пилотную апробацию в ряде российских городов, таких как Москва, Казань, Калининград», — объявил он.

Наконец, третье направление плана — увеличение доступности источников финансирования. «Речь идет о формировании новых механизмов. Кроме того, считаем необходимым проведение структурной кредитной политики, которая будет способствовать перераспределению кредитного предложения от необеспеченного потребительского кредитования в пользу корпоративного и ипотечного. Сейчас в рамках бюджетной политики мы добились минимизации дефицита, что в совокупности с падением инфляции ниже целевого уровня в 4 процента, который мы ожидаем в октябре, открывает пространство для действий на денежно-кредитной политике», — заявил Орешкин.