В концерт-холле «Эрмитаж» состоится концерт знаменитой финской певицы Тарьи Турунен и ее коллектива В концерт-холле «Эрмитаж» состоится концерт знаменитой финской певицы Тарьи Турунен и ее коллектива

«ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ МЫ ПОТРАТИЛИ НА ТО, ЧТОБЫ ДОБРАТЬСЯ ДО КАЗАНИ»

— Тарья, перед концертом 20 сентября в Казани у вас два свободных дня, чем планируете заняться: посетить местные достопримечательности, познакомиться с ночной жизнью города или просто высыпаться?

— Выходные были очень нужны. Когда в туре выпадает выходной день, этому рада вся команда: техники, музыканты и я сама. Все устают, и такое нормально. Вчерашний день мы потратили на то, чтобы добраться до Казани, потому что сам трансфер занял довольно много времени. Я очень хотела посетить некоторые места в вашем городе и в этот раз с удовольствием его посмотрю. Пять лет назад у меня совершенно не было времени — лишь мельком что-то смогла подглядеть из окна машины, а теперь, если погода будет хорошей, собираюсь посмотреть город, схожу в спортзал.

— Вы приезжаете в Казань с новым альбомом In the Raw, который вышел 30 августа. Эта работа получилась несколько непривычной для вас — хард-роковой, с настоящим олдскульным звучанием. Согласитесь с этим?

— Пожалуй, да. Вообще, в последние годы я сама занимаюсь записью, работой над материалом. Но в этот раз почувствовала, что не хочу перегружать звучание альбома и добавлять слишком много в продакшн, чтобы он звучал, скажем так, как стена звука. Я желала получить сырое, грубое звучание, особенно это касается инструментов — гитар, баса, барабанов. К примеру, в песне Goodbye Stranger вообще отсутствуют клавиши и вся она построена на гитаре. А работаю я с двумя замечательными гитаристами, на которых могу положиться. Так что да, это очень сырой альбом (говорю о его звуке), что характерно для таких стилей, как хард-рок и хеви-метал.

Первые демозаписи этого альбома, когда я начала работать со своим гитаристом Алексом (мы написали с ним песни Dead promises и Goodbye Stranger), получились сыроватыми. Впрочем, чего ожидать от демо? Но мне так понравился вот этот звук, что я сказала: «Почему бы не оставить его для альбома?» Алекс ответил: «Давай это сделаем». В итоге в релиз попали гитарные партии как с демозаписей, так и перезаписанные.

Знаете, у меня классная команда, они выдающиеся музыканты, со многими из них работаю больше 10 лет, даже когда у меня еще не было своего коллектива. Они дороги мне, я чувствую связь с этими людьми, они понимают меня как музыканта, артиста, они действительно хорошие. А на мой взгляд, жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на плохих людей.

«У меня классная команда, они выдающиеся музыканты, со многими из них я работаю больше 10 лет, даже когда у меня еще не было своего коллектива» «У меня классная команда, они выдающиеся музыканты, со многими из них я работаю больше 10 лет, даже когда у меня еще не было своего коллектива»

«ТОГДА Я СПРОСИЛА У СЕБЯ: «НУ ЧТО БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ, ТУРУНЕН?»

— Кроме того, на новом альбоме ваш голос звучит мощнее, но менее академично. Вы оставляете оперное исполнение больше для рождественских концертов и альбомов? 

— Забавно, что вы спросили об этом. Потому что я практикую сейчас лирический вокал больше, чем когда-либо. И совершенствование в нем дает мне свободу самовыражения в рок-музыке. Вообще, эта музыка стала ключом для поддержания моего нижнего регистра, он стал сильнее. И если послушать мои альбомы, то вы услышите, что вокал звучит ниже, чем лирическое сопрано. Голос стал мощнее в нижнем регистре. Но все же я до сих пор практикую классическое пение, мне очень нравится. И на данном альбоме вы тоже можете услышать оперный вокал, это всегда будет со мной.  

— В одном из интервью вы сказали, что In the Raw стал очень личным альбомом и что такого ранее никогда не случалось. С чем вы это связываете?

— Я занятой человек и всегда была такой. Но последние пять лет стали невероятно загруженными: занятость на телевидении (Тарья Турунен была наставником в финской версии шоу «Голос» — прим. ред.), работа над множеством музыкальных записей, при этом постоянные туры, концерты. Причем старалась сохранять связь с семьей, с родными, а совмещать эти задачи очень непросто. И хоть я очень сильная женщина, у каждого есть свои пределы. И потому за этот период почувствовала себя очень измученной, как будто у меня не осталось никаких жизненных сил для работы над новым альбомом. В конце года я заглянула в себя, постоянно думая, что не смогу написать новые песни, а делать это было нужно. У меня было полтора месяца на все, но до конца не знала, найдутся ли силы успеть. Тогда я села за лэптоп и спросила у себя: «Ну что будешь делать, Турунен?» И почему-то в этот момент почувствовала, как силы возвращаются ко мне. Я поняла, что новый альбом — это способ рассказать о своих переживаниях. А после того, как закончила работу над текстом к последней песне, почувствовала себя настолько невероятно… Даже не помню, когда такое было. Можно сказать, этот процесс меня очистил. Музыка меня спасла.

— Какая песня для вас наиболее личная на этом альбоме и почему?

— Все они, я не хочу выделять какую-то одну. Но, может, Silent Masquerade — одна из таких. Истории, описанные в альбоме, очень важны для меня. На этот раз больше, чем когда бы то ни было. Я писала о своей жизни, о близких. Просто чувствовала, что мне нужно высказаться, так как я очень эмоциональный человек. А некоторые мои истории — с открытым финалом, потому что хочу, чтобы слушатели нашли в этом что-то для себя.

«Истории, описанные в альбоме, очень важны для меня. На этот раз больше, чем когда бы то ни было. Я писала о своей жизни, о своих близких» «Истории, описанные в альбоме, очень важны для меня. На этот раз больше, чем когда бы то ни было. Я писала о своей жизни, о близких»

«Я, КСТАТИ, ЛЮБЛЮ АННУ НЕТРЕБКО, СЛЕЖУ ЗА ЕЕ КАРЬЕРОЙ» 

— Это вопрос вам наверняка задавали и продолжают задавать журналисты и поклонники: хотели ли вы когда-то сделать оперную карьеру? И почему выбрали рок?

— Да, когда мне было 15 лет и я обучалась вокалу, педагог сказал, что мне стоит этим заниматься. Когда поступила в университет, намерения стали еще серьезнее, и я поняла, что осуществлю свою мечту — стану оперной певицей. Но однажды мне предложили спеть для демозаписи Nightwish, это, кстати, были сначала акустические записи, а после этого прослушивания они стали играть метал. Мне понравилось, я подумала: почему бы и нет? И решила задержаться. Мы записали несколько альбомов, и это перевернуло мою жизнь.  Очень благодарна этим людям за предоставленную возможность. Nightwish было самым сложным испытанием в моей жизни. И я справилась с ним. Ни единой секунды не сожалела о том, что пела в этой группе.  

— Но вы слушаете оперу? Есть любимые композиторы и партии?

— Да, конечно. Например Пуччини, я его люблю, мне нравится Мими из его «Богемы». Я, кстати, люблю Анну Нетребко, слежу за ее карьерой, подписана на нее в «Инстаграме». Она восхитительна! Постоянно прогрессирует и показывает высокий уровень всегда.


«МЫ НЕ ТАК СИЛЬНО ПОСТРАДАЛИ И ВСЕГДА ГОТОВЫ РИНУТЬСЯ В БОЙ»

— Вам не кажется, что в целом интерес к рок-музыке снижается? В России это особенно заметно. А как в остальном мире?  

— Мне очень повезло с поклонниками, они у меня преданные и поддерживают всегда. Но если говорить именно о старых музыкальных легендах, то за последние годы нас покинули многие из них. Поэтому остается открытым вопрос: кто придет к ним на смену и поведет нас по пути рок-н-ролла? В 80–90-е годы рок-музыка была чем-то большим для нас. И данная связь сегодня теряется из-за развития интернета, как бы банально это ни звучало. Теперь тебе не нужно искать музыку, она в любой момент перед твоим лицом в смартфоне. Нет того сладкого мучительного ожидания, завезли ли в соседний музыкальный магазин пластинку любимой команды, о выходе которой ты прочитал в какой-нибудь газете. Но тем не менее в роке много всего происходит, появляются новые артисты. Хотя действительно индустрия переживает тяжелые времена, и нам, тем, кто закрепился в ней, приходится бороться за существование. И альбомы сейчас, конечно, продаются не так хорошо, как раньше.

— Просто, кажется, тяжелая музыка меньше всего учитывает модные тенденции и запросы современной аудитории, а потому не развивается. 

— Я как раз стараюсь делать ожидаемые вещи и развивать. Не буду говорить сейчас о мейнстриме, который, как машина, которую невозможно остановить, и он распространяется по всему миру. Просто в какой-то момент кажется, что рок-команды, метал-группы остались в одиночестве и им нужно работать над собой. Но на самом деле мы не так сильно пострадали и всегда готовы ринуться в бой.

«Рок-фанаты всегда будут любить и поддерживать своих исполнителей. И это я вижу на примере своих поклонников» «Рок-фанаты всегда будут любить и поддерживать своих исполнителей. И это я вижу на примере своих поклонников»

— Фанатская армия рока — аудитория сплоченная и по-хорошему консервативная, но не страшно, что она будет уменьшаться? Особенно сейчас, когда молодежь слушает рэп или таких исполнителей, как Билли Айлиш. 

— Знаете, рок-слушатели всегда были очень преданными. И если сравнивать их с нынешним молодым поколением, то оно слушает любую музыку, которую только захочет, как я уже сказала, не останавливаясь на одном исполнителе, не испытывая привязанности к нему. Не знаю, что ждет мою дочь и ее поколение в целом и что может произойти с музыкальной индустрией за эти годы. Но рок-фанаты всегда будут любить и поддерживать своих исполнителей. И это я вижу на примере своих поклонников, которые ждут мои пластинки и приходят на мои концерты в любой точке мира. Они дают мне силы переходить за рамки собственных возможностей. И меня не волнует, что обо мне скажут пуритане из мира рок-музыки или классической музыки. Я работаю не для них, а для своих поклонников.

— Ваш концерт в Казани в 2014 году стал настоящим праздником для местных фанатов. Чего им ждать на этот раз?

— Это будет по-настоящему мощное рок-шоу. Со мной прекрасная команда, с которой мы презентуем песни с нового альбома, и, разумеется, исполним старые известные хиты. Я уверена, что всем понравится! Буду рада почувствовать и увидеть своих поклонников снова.