Все надежды Сергея Когогина — на второе полугодие, когда у КАМАЗа запланирован основной пул экспортных заказов Все надежды Сергея Когогина на второе полугодие, когда у КАМАЗа запланирован основной пул экспортных заказов

«МЫ ОЦЕНИВАЕМ ПРОДАЖИ КАМАЗА В РОССИИ МИНИМУМ В 28,5 ТЫСЯЧИ»

ПАО «КАМАЗ» понизило прогноз по продаже своих машин в 2019 году. Если ранее челнинский автогигант рассчитывал продать 39 тыс. автомобилей (33 тыс. на российском и 6 тыс. на зарубежном рынке), то теперь генеральный директор предприятия Сергей Когогин признался, что максимум для завода — 30 тыс. машин. «Мы оцениваем продажи КАМАЗа в России минимум в 28,5 тысячи — максимум в 30 тысяч единиц, 5 тысяч рассчитываем продать на экспортных рынках», — заявил он накануне на пресс-конференции в рамках выставки Comtrans 2019. В целом, по словам гендиректора, рынок грузовых автомобилей в России составит в 2019 году 58 тыс. единиц, что все же выше пессимистического прогноза (52 тыс.), в который глава КАМАЗа отказывается верить. «Это ниже, чем в прошлом году, но данный рынок достаточный, чтобы мы чувствовали себя уверенными», — добавил он.

Все надежды Когогина на второе полугодие, когда запланирован основной пул экспортных заказов. Так, он напомнил о трехлетнем контракте с Туркменистаном, которому только в 2019-м КАМАЗ должен поставить 900 грузовиков, активно идет работа по поставкам более 1 тыс. машин в Узбекистан. И, наконец, Казахстан — ключевой зарубежный рынок, куда завод планировал отправить 1,5 тыс. автомобилей. «Хотя на рынке Казахстана почти на 30 процентов падение, это не мешает нам там активно работать. Данный рынок будет одним из первых среди других стран», — считает гендиректор. Также КАМАЗ поставляет свои грузовики во Вьетнам, где, как обещал Когогин на петербургском международном экономическом форуме, в 2020 году планируют запустить производство.

Новую модель магистрального тягача КАМАЗ-54901, серийные модели которого завод представил на Comtrans-2019 Новая модель магистрального тягача «КАМАЗ-54901», серийные модели которого завод представил на Comtrans 2019

Еще более осторожный прогноз он дает на 2020-й: «Моя оценка рынка такая, что не будет больше, чем в этом году. Все-таки в 2019-м рынок оказался слабым». Пожалуй, едва ли не единственное, что может спасти рынок, — это отложенный спрос, который не выстрелил в 2019-м, но, возможно, перейдет на 2020 год. «Падение коммерческих перевозок не настолько значительно, чтобы не был востребован транспорт, — рассуждал гендиректор завода. — Мы видим, что особенно в сегменте магистральных тягачей серьезный провал, но до этого три года был хороший спрос. Перевозчики не смогут работать на старом парке больше, чем два года. Дальше все равно понадобится обновление. Поэтому я осторожно отношусь к оценке магистральных тягачей. Запас прочности у них есть, они смогут еще год работать». Еще один фактор, который может оживить спрос, — более активная реализация уже набивших оскомину нацпроектов, особенно в области жилищного и дорожного строительства, куда государство собиралось вливать значительные суммы. «Это подхлестнет спрос. В данном случае запаса прочности у КАМАЗа по площадям достаточно, мы сможем достаточно быстро нарастить выпуск», — пообещал глава предприятия.

«Падение коммерческих перевозок не настолько значительно, чтобы не был востребован транспорт» «Падение коммерческих перевозок не настолько значительно, чтобы не был востребован транспорт»

«НА СТОИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ КАБИНА, КОНЕЧНО, БУДЕТ ВЛИЯТЬ»

Со следующего года КАМАЗ намерен активно продвигать новую модель магистрального тягача «КАМАЗ-54901», серийные модели которого завод представил на Comtrans 2019. Кстати, у этого грузовика новая кабина (поколения К5), которую выпускают на открывшемся в мае пока в тестовом режиме заводе каркасов кабин — совместном предприятии КАМАЗа и Daimler. Когогин, отвечая на вопрос нашего издания, уточнил, что до сих пор шла отладка оборудования и теперь все соответствует требованиям Mercedes. «Поскольку бизнес-план в этом году уже сверстан, совместное решение нашей компании и Daimler — запуск завода в декабре, — отметил он. — На программу 2019-го нам достаточно тех кабин, которые мы выпустили в режиме отладки оборудования». Пресс-секретарь КАМАЗа Олег Афанасьев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» уточнил, что уже успели выпустить более 100 кабин, а количество на следующий год пропишут в бизнес-плане, который пока не утвержден. Ранее сообщалось, что на годовой объем в 55 тыс. каркасов планируют выйти через 5 лет.

«На стоимость автомобиля кабина, конечно, будет влиять, пока мы не выйдем на выпуск 20–30 тысяч машин в год с такой кабиной, — рассказал Когогин. — Конечно, себестоимость будет вызывать у нас вопросы, тем не менее локализацию мы провели достаточно уверенно. Основная штамповка делается в России, и мы с компанией Daimler отработали программу совместного использования деталей для повышения серийности производства».


«ОБЩИЙ ДРЕЙФ В МИРЕ ИДЕТ В СТОРОНУ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА, ПОЭТОМУ МЫ ЗАНЯЛИСЬ РАЗРАБОТКОЙ НОВОГО ОБЛИКА АВТОБУСОВ» 

Впрочем, как писал «БИЗНЕС Online», по итогам первого полугодия КАМАЗ ушел в минус на 3 млрд рублей. При этом выручка сократилась всего на 0,6%: с 7,1 млрд в первом полугодии 2018-го до 77,6 млрд в этом году, причем по РСБУ она даже подросла на 1,6% до 63,1 млрд рублей.

Такой результат сам Когогин накануне объяснил тремя ключевыми факторами: «Мы не можем ждать сверххорошего финансового результата. Первый — состояние рынка, второй — наша инвестиционная нагрузка. Очевидно, что мы работаем не только за счет прибыли, но и за счет заемных средств. Кредитная нагрузка достаточно большая, нам надо с этим разбираться. И третий фактор, который родился в нашем базовом городе Набережные Челны. Мы увидели неспособность нашей администрации заниматься пассажирскими перевозками».

Особое внимание гендиректор КАМАЗа обратил на третий фактор — конфликт с исполкомом города, которому завод передал безвозмездно транспортное предприятие и 190 автобусов на газовом топливе. «Сегодня долги города по лизингу, сервисному обслуживанию превышают 700 миллионов, — возмущался он. — КАМАЗ передал им безвозмездно предприятие, в ответ получил только проблемы. В прошлом году доходило до того, что со второй смены не могли вывезти людей, это было ЧП, мы полностью ушли на частного перевозчика, сегодня не имеем дела с муниципалитетом». Пока, как утверждает Когогин, идут переговоры с властями Татарстана и Набережных Членов, но, скорее всего, ситуация закончится тем, что завод попросту заберет у города автобусы и продаст другим клиентам.

«Мы хотим предложить жителям нашей страны на улицах наших городов красивые комфортабельные автобусы» «Мы хотим предложить жителям нашей страны на улицах наших городов красивые комфортабельные автобусы»

К слову, об автобусах. Этот сегмент, как признался сам глава КАМАЗа, долгое время был для предприятия «боковой ветвью бизнеса». Теперь более внимательно отнестись к ней заставило то, что если рынок грузовиков падает, то автобусов, напротив, растет. «Несколько лет назад мы понимали, что опять есть отложенный спрос, все равно общий дрейф в мире идет в сторону общественного транспорта, поэтому мы занялись разработкой нового облика автобусов», — пояснил Когогин. А тут еще удачно Москва объявила о переходе на электробусы. В итоге КАМАЗ выиграл два тендера на поставку 200 электробусов. И, как заявил «БИЗНЕС Online» Афанасьев, к настоящему времени в общей сложности в столицу приехало 135 электробусов. Результатом работы своего завода доволен и гендиректор: «Нам сегодня нравится то, что мы сделали и будем делать. Мы хотим предложить жителям нашей страны на улицах наших городов красивые комфортабельные автобусы. Невозможно победить трафик и пробки, если не будет развит общественный транспорт. В Москве такие шаги предпринимаются. Мы видим, что не просто хотят это сделать, но очень внимательно относятся к пассажирам, заранее ставя высокие требования по техническому облику, комфорту». Более того, он уверен, что опыт работы со столицей РФ позволит заводу не просто работать на внутренний рынок, но и выходить на экспорт. Впрочем, глава КАМАЗа добавил: «Сейчас мы едва-едва удовлетворяем потребность внутреннего спроса».