УСТАВНЫЕ КАПИТАЛЫ ДЛЯ ЗАО ПОВЫСЯТ, ТРИ СЦЕНАРИЯ ЗОНЫ «ЕВРО» И ВО СКОЛЬКО ОБОЙДЕТСЯ СТРАНЕ ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ

Производство легковых автомобилей в России во втором квартале 2011 года достигло абсолютного рекорда за всю историю отечественного автопрома. Как подсчитали в PricewaterhouseCoopers (PwC), в апреле-июне было произведено 414 тыс. легковушек, что на 10% превышает показатель третьего квартала 2008 года, самого успешного докризисного периода. Об этом и других темах – в обзоре республиканских и федеральных СМИ, подготовленном газетой «БИЗНЕС Online».

В 2012 МОГУТ ОБЪЯВИТЬ ДЕВАЛЬВАЦИЮ

К середине 2012 г. объемы импорта и экспорта могут сблизиться, посчитали в Центре развития Высшей школы экономики: это значит, что новому президенту сразу после инаугурации придется решать, как преподнести населению неизбежную девальвацию. Объемы и экспорта и импорта во II квартале превысили докризисный уровень. Однако импорт растет быстрее, и его темпы ускоряются до 43% во втором квартале (32,6% во II квартале 2010 г.). Рост экспорта, напротив, замедляется (38,5% против 43,5% во втором квартале 2010 г.). при стабилизации нефтяных цен экспорт почти застынет, а импорт продолжит расти. При цене нефти в $105 сальдо счета текущих операций уже во втором квартале снижается до уровня 1% ВВП (4,8% ВВП — в 2010 г.), за которым в IV квартале 2008 г. последовала девальвация. Компенсировать притоком капитала ослабление текущего счета не получается, полагает Сергей Пухов из центра развития высшей школы экономики: причины оттока — в отсутствии ясной политической программы, она появится не ранее второго полугодия 2012 года, но инвестпланы компании формируют, как правило, не в середине года. Сразу после инаугурации президенту предстоит решать задачу, как преподнести населению девальвацию рубля – снижение же цен на нефть обернется новым валютным кризисом. Тратить резервы, поддерживая курс, — лишь отсрочить неизбежное. Сценарий «перманентных девальваций» — одно из возможных следствий голландской болезни, считает помощник президента Аркадий Дворкович. Модернизация была инициирована президентом как раз для того, чтобы от этой болезни излечиться, поэтому в 2012 году при нормальном развитии событий в мире такой сценарий не реализуется, уверен он.

ПРОКУРОРЫ ОТЫГРАЛИ ПРАВО ОТПУСКАТЬ

Генпрокуратура возвращает потерянное после выделения следственного комитета России (СКР) влияние. Она может получить право ходатайствовать перед судом об избрании или изменении меры пресечения обвиняемым по уголовным делам. Сегодня решать опасен ли для общества преступник может только следователь или судья. Отсутствие у прокуроров права влиять на избрание меры пресечения для подозреваемых и обвиняемых наиболее остро проявилось в ходе расследования «игорного дела». Следователи СКР активно ходатайствовали перед судами об аресте прокуроров, замешанных в крышевании подмосковных казино, а судьи эти ходатайства тут же удовлетворяли. Представители генпрокуратуры пытались помешать заключению за решетку коллег, но кроме внесения протестов ничего сделать не могли. Повлиять на судьбу обвиняемых, даже имея на руках все материалы расследования, прокурор сегодня не может. Законопроект, который будет внесен в Госдуму правительством РФ осенью, призван исправить это: «Вопрос об избрании обвиняемому меры пресечения в виде залога, домашнего ареста или заключения под стражу, либо о продлении срока содержания под стражей рассматривается судьей единолично по ходатайству прокурора», — говорится в тексте законопроекта. Прокурор является лицом, возглавляющим сторону обвинения, и не понятно, почему законодатель ранее умалил его роль на досудебной стадии уголовного судопроизводства, удивляются юристы. Депутат Геннадий Гудков считает, что норма нужная, но полномочия прокуроров необходимо ограничить, «чтобы не получилось, что следователи расследовали-расследовали, имеют все доказательства на руках, а прокурор берет и отпускает важного обвиняемого». В СКР опасаются, что поправки позволят прокурорам выпустить на свободу всех фигурантов «игорного дела», и те тут же скроются от правосудия.

УСТАВНЫЕ КАПИТАЛЫ ДЛЯ ЗАО ПОВЫСЯТ

Минимальные уставные капиталы для ОАО (100 000 рублей) и ООО (10 000 рублей) останутся прежними, а вот капитал ЗАО повысится в 10 раз до 100 000 рублей. Такие поправки в первую и вторую части Гражданского кодекса (ГК) содержатся в законопроекте, сведенном государственно-правовым управлением (ГПУ) администрации президента. В раннем варианте предлагалось радикально увеличить требования к размеру уставного капитала: в 50 раз до 500 000 рублей для ООО, в 500 раз до 5 млн. рублей для непубличных АО (вместо ЗАО), в 1000 раз до 100 млн. рублей — для публичных АО. Оплачивать капитал предлагалось деньгами, причем три четверти — при регистрации. Последнее правило вошло и в сведенную ГПУ редакцию. Значительное повышение минимальных капиталов президентские юристы мотивировали борьбой с фирмами-однодневками. Противники идеи считают, что деньги из компании можно вывести сразу после регистрации, так что мошенникам мера осложнила бы жизнь не сильно.

ТРИ СЦЕНАРИЯ ЗОНЫ ЕВРО

Сегодня в Брюсселе пройдет экстренный саммит Евросоюза, на котором будет обсуждаться новый пакет мер по спасению Греции. Накануне встречи доходность греческих двухлетних гособлигаций дер­жалась на уровне 35%, что лишь на 2% ниже абсолютного рекорда, достигнутого несколькими днями ранее. Инвесторы требуют от политиков скорейшего выхода из долгового кризиса, который опасен уже не только дефолтом Греции, но и крахом зоны евро в целом. По мнению немецкой газеты Handelsblatt, существует три наиболее вероятных варианта развития событий в зоне евро. Первый – «крах валютного союза». В пользу этого варианта говорит то, что любые другие сценарии не могут решить проблему недостаточной конкурентоспособности слабых стран зоны евро. Возрождение национальных валют облегчило бы задачу: ввиду инфляции валют экспортные товары становились бы дешевле. А национальные центробанки могли бы по мере необходимости поддерживать финансовые институты своих стран – в частности, до определенной степени стабилизировать свои финансовые системы и госбюджет без помощи из-за рубежа — путем простого печатания денег. Второй вариант менее вероятный – «Большой союз». В результате принятия общей ответственности по долгам зоны евро в обращении останутся только евродолги, которые никто больше реструктурировать не будет. А в перспективе появление согласованных механизмов, с по­мощью которых более сильные государства смогут поддерживать тех, кто слабее. Против такого «большого союза» ведущие страны Европы. Там опасаются, что возникнут мощные финансовые структуры, которые выйдут из-под контроля политиков. Наиболее вероятным видится «Средний путь» - единая европейская валюта продолжит свое существование, ведущие государства зоны евро усилят поддержку проблемных стран с помощью новых кредитов, а в перспективе в некоторых из них будет проведена реструктуризация долгов.

ПРОИЗВОДСТВО АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ДОСТИГЛО РЕКОРДНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Производство легковых автомобилей в России во втором квартале 2011 года достигло абсолютного рекорда за всю историю отечественного автопрома. Как подсчитали в PricewaterhouseCoopers (PwC), в апреле-июне было произведено 414 тыс. легковушек, что на 10% превышает показатель третьего квартала 2008 года, самого успешного докризисного периода. В общей сложности, как ожидается, в этом году в России будет произведено 1,7 млн. легковых автомобилей, из которых 1,06 млн. придется на иномарки российской сборки. По данным PwC, в первом полугодии текущего года в России было произведено 815 тыс. легковых автомобилей, что на 67% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В PwC объясняют это тем, что многие автопроизводители, в первую очередь зарубежные, ввели в эксплуатацию новые мощности и увеличили использование существующих. При этом прогнозируется, что к 2016 году производство автомобилей в России превысит 3 млн. единиц. Всего за первые шесть месяцев текущего года продажи автомобилей в России выросли на 57%, до 1,16 млн. штук. По итогам первого полугодия текущего года Россия показала наилучшую динамику среди ведущих мировых рынков. В Китае продажи автомобилей выросли всего на 5%, а в Индии и США — на 16 и 13% соответственно. По прогнозу PwC, продажи автомобилей на российском рынке в 2011 году составят 2,5 млн. штук (рост на 40%), из них 67% придется на машины российского производства. Для сравнения: в 2008 году только 46% проданных автомобилей были российского производства.

ВО СКОЛЬКО ОБОЙДЕТСЯ СТРАНЕ ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ

Министерство спорта и туризма РФ подготовило смету расходов, которые предстоят государству при подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Общая сумма расходов составила 632,4 млрд. рублей. Большую часть денег предполагается потратить на создание инфраструктуры, не связанной со спортом непосредственно. В частности, самой внушительной строкой расходов стало строительство и реконструкция дорог: на эти цели планируется потратить 241,59 млрд. рублей. Эта сумма будет распределена между федеральным бюджетом (66,6 млрд), региональными бюджетами (81,9 млрд.) и другими источниками. На строительство и реконструкцию стадионов планируется потратить 123 млрд. рублей. Еще 75,6 млрд. рублей понадобятся на обеспечение связи и развитие информационных технологий. На подготовку аэропортов и железных дорог планируется потратить 45,9 и 43,8 млрд. рублей соответственно (ранее РЖД заявляла, что на подготовку к чемпионату ей понадобится 2,6 триллиона рублей). 46,35 млрд. уйдут на строительство тренировочных лагерей для участников ЧМ, в каждом из которых должна быть четырех-пятизвездочная гостиница с не менее чем 75 номерами.

ПЕРЕВОЗЧИК ТАТАРСТАНА ПОКА РАБОТАЕТ СЕБЕ В УБЫТОК

Правительство Татарстана согласилось оплатить оператору пассажирских пригородных перевозок ОАО «Содружество» выпадающие доходы в сумме 272 млн. рублей в связи с поддержанием социальных тарифов. Пока «Содружество» продолжает работать в убыток. Оператор не исключает, что если компенсация не поступит в ближайшее время, ему придется снова сократить объемы перевозок и обратиться в суд. Компенсацию выпадающих доходов «Содружество» не может получить с начала года. Согласно вступившему 1 января 2011 года закону «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ», пригородные пассажирские перевозки организует субъект России, он же обязан полностью компенсировать убытки перевозчиков. В начале года тарифы на пассажирские перевозки «Содружества» лишь на 20% покрывали их себестоимость, тогда перевозчик заявлял о необходимости компенсации 1,37 млрд руб. выпадающих доходов. В отсутствие средств с 1 марта компания была вынуждена сократить объем перевозок в Татарстане на 27% — уменьшить количество составов, закрыть некоторые маршруты. 2 марта президент компании Владимир Якунин призвал глав регионов не допустить разорения пригородных перевозчиков. В итоге Татарстан согласился на пересмотр тарифов — в апреле они были подняты на 12,8%.

«ВИДЕЛ ПЛОТИКИ, НО НЕ САМИХ ЛЮДЕЙ»

Вчера стали известны подробности допроса капитана буксира «Дунайский-66» Александра Егорова. Он, как и его коллега, капитан судна «Арбат» Юрий Тучин, подозревается в неоказании помощи жертвам крушения «Булгарии». Капитан Егоров утверждает, что видел только плотики с затонувшей «Булгарии», но не самих людей. При этом сигнала SOS не было. Обо всем этом, по словам капитана, он написал в рапорте своему руководству сразу же после рейса. Капитан также утверждает, что его буксиру, чтобы подойти к месту кораблекрушения, потребовалось бы не менее часа, с учетом времени, которое пришлось бы затратить на расформирование грузового состава, который тот тащил. Однако следствие выяснило, что в бортовом журнале «Дунайского» было отмечено, что капитан все же объявлял экипажу тревогу «Человек за бортом». Члены же экипажа буксира на допросах показали, что видны были и плотики, и люди на воде, причем некоторые жертвы кораблекрушения подавали световые сигналы. Следствие считает, что Егоров мог не тратить время на расформирование грузового состава, а попросту остановиться и направить к месту трагедии свои спасательные шлюпки. Тем временем стало известно, что подал жалобу на свой арест 62-летний старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. Ему инкриминируется выдача разрешения на эксплуатацию технически непригодной «Булгарии».

БИЗНЕС Online