ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ РАФАЭЛЯ ХАКИМОВА «НАУКА УПРАВЛЕНИЯ» «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ СОВЕТНИК?»

Экс-советник президента рассказывает студентам о том, кто виноват в Кущевке, как президент РТ работал на свой аппарат и о любви Камиля Исхакова к длинным  совещаниям.

Волею судеб я оказался в команде президента М.Шаймиева… В то время никто не знал, чем должен заниматься советник, а жизнь так бурлила, что времени для составления должностных инструкций не оставалось. Существовавшая структура в Аппарате президента была наследием советских времен, где не было места внутренней и внешней политике, а главными специалистами считались «орговики», которые умели выполнять поставленные задачи, но не могли ответить на вопросы о демократии, рыночной экономике, новых функциях республики, об урегулировании межэтнических конфликтов, суверенитете, самоопределении, международном праве и т.д. Круг нестандартных проблем нарастал с каждым днем и на них нужно было искать адекватные ответы, тем более, что в Москве было не до нас, ибо шла ожесточенная борьба между М.Горбачевым и Б.Ельциным.

Минтимер Шаймиев по сложным вопросам просил дать анализ вариантов с оценкой положительных и отрицательных сторон, он просил: «Изложи мне плюсы и минусы». Решение принимает руководитель, а не советник. Президент всегда находится на ступени, где видны факторы, не доступные на более низких ступенях управления. Правильное решение не то, которое логически обоснованное и является гениальной находкой, а то, которое можно реализовать с успехом для дела. Порой на мое интересное предложение приходилось слышать в ответ: «Считаешь это правильным? Тогда реализуй!». Следует заметить, что у советника помощником был только компьютер, в его подчинении не было даже секретарши. Для реализации решений нужно было организовывать общественные силы, а не какие-то готовые административные структуры. Твой успех – это успех многих, а твоя неудача – это личное поражение.

У М.Шаймиева было в порядке вещей обсуждать вопрос с определенным кругом опытных людей, которых касалась проблема. Такая процедура была важна с точки зрения взвешенных оценок и последующей реализации принятого решения. Собирать большие совещания – это заведомо отнять у себя и людей драгоценное время. Этим страдал мэр Казани, который во время снегопада собирал совещание на 3 часа по вопросу уборки города. За это время все улицы оказывались под снегом. Его совещания продолжались так долго, что он вынужден был оставлять людей до полуночи, а сам с пяти утра уже был на ногах. Мэр личной неуемной энергией пытался компенсировать промахи в системе организации.

М.Шаймиев собирал только знающих людей. Сильной стороной его управления было изучение любого опыта, где бы он не существовал. Советники и министры постоянно находились в командировке по разным странам, изучая все, что может пригодиться. После поездок в США, Швейцарию, Италию и другие страны, познакомившись с политической деятельностью государственных структур, участвуя в общих проектах с Гарвардским и Стэндфордским университетами, мне стало ясно насколько наши ученые оторваны от жизни, но при этом амбициозны. За последние 10–15 лет я встречался с профессорами самых солидных университетов и научных центров мира, которые для изучения Татарстана считали обязательным взять у меня интервью. За эти годы ни один ученый республики, даже простые аспиранты не посчитали нужным узнать реальную политику от тех, кто ее создавал в течение 20 лет.

М.Шаймиев откровенно не любил политику и гордился тем, что он хозяйственник, но очень скоро понял, что без политики серьезные вопросы не решаются, а президент республики преимущественно политик, а уж потом экономист и отчасти хозяйственник... Немало губернаторов, избегавших по разным причинам (чтобы спокойнее жить) публичности и участия в большой политике, оказались впоследствии в ситуации, когда ими начинала «заниматься» политика. В начале нового тысячелетия отстраненность губернаторов от политики привела к торжеству идеологии и практики «вертикали власти», а вслед за этим сами губернаторы перестали быть хозяевами на своей территории. Централизация управления привела к тому, что вся милиция подчинилась федеральному министерству, электроснабжение – РАО ЕС, непредвиденные ситуации решал МЧС и т.д. К чему это привело? Когда по всей стране начались пожары, местные власти ждали указаний из Москвы. Под новый 2011 год отключился свет в Подмосковье и президент с премьер-министром страны требовали решения вопроса с губернатора, который не мог вмешиваться в эти процессы в соответствии с «вертикалью власти». Кущевская трагедия, в ходе которой были убиты двенадцать человек, в том числе маленькие дети, стала возможной не потому, что губернатор Краснодарского края не знал о бесчинствах бандитов, а потому что прокурор, милиция и суды находились в юрисдикции федерального центра, а местные власти не могли вмешиваться в их деятельность. Что же касается Москвы, то ей было не до разборок районного масштаба. В результате во всех случаях виноватыми представили губернаторов, а не В.Путина, придумавшего политику переподчинения всего и вся федеральному центру. Главный просчет губернаторов состоял в том, что они гордились собой как хозяйственниками, а в результате оказались не хозяевами на своей территории. Политика жестоко мстит за пренебрежение ее законами.

В ходе подготовки договора 2007 года делегация Татарстана настояла на передаче президенту республики права координировать все органы на территории республики, независимо от их формальной подчиненности. В результате М.Шаймиев приобрел возможность оперативно решать возникающие в республике проблемы. Остальным регионам это право не дали.

Другой причиной, предъявляющей жесткие требования к президенту республики как политику – это татарский и исламский факторы. Они носят общероссийский характер, а потому находятся под пристальным вниманием общественности страны. Республика является центром развития культуры всех татар и носителем своеобразных мусульманских традиций. Поэтому Казань выполняет определенные столичные функции на российском уровне, а президент вынужден регулировать эти процессы. Президент Татарстана в условиях демократии неизбежно становится политической фигурой. Иного не дано.

М.Шаймиев вынужденно и очень успешно занимался политикой, но одним из негативных последствий нелюбви М.Шаймиева к политике стала совершенно нелепая структура его Аппарата. В то время как советники под тяжестью навалившихся проблем, даже просто бумаг и поручений находились на грани физического и нервного истощения, десятки людей изнывали от безделья. Некоторые из них, наиболее сердобольные, предлагали свои услуги, но разовая помощь ничего не решала. Более того, в Аппарате существовал политический отдел, который подчинялся руководителю аппарата, который в политике абсолютно ничего не понимал, но создавал бессмысленную конкуренцию между советником и отделом. В результате по вине этого отдела возникало множество мелких, и несколько серьезных проблем, некоторые из них на долгие годы стали головной болью президента.

Ряд функций советников перекрывался работой правительственных структур, отношения с которыми носили скорее личностный, нежели должностной характер. Сама структура правительства несла в себе отпечаток советских времен.

Тем не менее, Татарстан в период правления М.Шаймиева был одним из лидеров в России. Причина заключалась в существовании наряду с формальной структурой, еще и неформальной, которую называли командой президента. В нее входили люди из самых различных структур, независимо от соподчиненности, а удерживал их вместе авторитет М.Шаймиева.

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Зададимся вопросом: «Может ли Татарстан стать конкурентоспособным, независимо от экономической ситуации в России?». На первый взгляд, напрашивается ответ, что не может, ведь мы находимся в российском экономическом и правовом пространстве, тем более с 2000 года «вертикаль власти», введенная В.Путиным, направлена на то, чтобы всех уравнять, налоги увеличивать, взять под контроль государства экономику и СМИ.

Несмотря на общее правовое поле России, ряд регионов развивается быстрее остальных, что объясняется наличием природных ресурсов, географическим положением, климатическими условиями, наличием средств коммуникации, уровнем образования. Среди наиболее успешно развивающихся субъектов федерации выделяется Татарстан, который из разряда отстающих по основным показателям стал лидером по многим позициям. В связи с этим возникает вопрос о ресурсах такого развития. Са­мый простой ответ заключается в наличии нефтяных запасов, однако они находятся на последней стадии добычи, а потому себестоимость нефти высока, а качество низкое. К тому же федеральные налоги непрерывно растут. В СМИ звучит другое объяснение развития Татарстана – республику подозревают в шантаже центра. На этот весьма слабый в отличие от первого аргумент следует ответить, что, во-первых, политическое давление является обычным инструментом, что хорошо демонстрирует федеральный центр, который использует его для ограничения самостоятельности регионов. Во-вторых, тему сепаратизма Татарстана раздули российские СМИ, в республике никто серьезно об этом не заявлял. Следует искать другие причины для объяснения процессов, происходящих в Татарстане.

У многих сравнимых по потенциалу регионов, таких как Самарская или Нижегородская области стартовые позиции в начале 90-х гг. были предпочтительнее, чем у Татарстана, так как там производили больше конечного продукта с высокой добавленной стоимостью, а Нижний Новгород к тому же всячески поддерживался центром. Татарстан догнал и обошел многие регионы в своем развитии в силу того, что он оказался в жестких условиях политического давления центра и был вынужден искать внутренние резервы, полагаться на собственные решения. К тому же необходимость стабилизации отношений между русскими и татарами вынуждала выбирать медленный и более продуманный путь экономических реформ, который в конечном итоге оказался более эффективным. Когда в стране объявили политику «шоковой терапии», в Татарстане пошли путем «мягкого вхождения в рынок», что предполагало адресную социальную защиту населения и приватизацию, привязанную к темпам инфляции. Конечно, и в Татарстане вера во «всесильный» центр оказывает свое влияние, что заметно даже по бесконечным поездкам руководителей в Москву, но и элементы самостоятельности сохраняются в силу инерции или же патриотических настроений.

Существенно, что в середине 1990-х гг. руководство Татарстана осознало, что опора на нефть подрывает экономическую безопасность республики и начало политику под названием «Татарстан после нефти», что включало развитие нефтеперерабатывающего и нефтехимического секторов промышленности, стимулирование высоких технологий и науки. Это дало свои положительные результаты, хотя не во всем и не всегда как ожидалось.

Конкурентоспособность Татарстана следует рассматривать в разрезе общих принципов. Развитие любой страны зависит от климата, состояния земли, географического положения, сырьевых запасов, исторических традиций, навыков труда, образования населения, существующей инфраструктуры, законодательства, налогового режима и политической ситуации. Очевидно, бананы в Татарстане выращивать для потребительского рынка невыгодно, а от производства ржи и пшеницы можно получить небольшую прибыль. Поэтому климат и география накладывают определенные ограничения на характер экономики. Очевидно, у теплых стран есть преимущества, на севере приходится больше отапливать, при этом урожайность заведомо низкая. У моря легче торговать, реки являются выгодными транспортными узлами, горы – препятствием для коммуникаций и т.д. Это объективные характеристики, изменить которые невозможно.

Наличие собственного сырья снижает транспортные расходы и при умелом использовании становится элементом стабилизации экономического развития, но ориентация на продажу сырья ставит страну в условия колониальной зависимости. Самые богатые страны завозят сырье, а США свои запасы нефти хранят в целях безопасности.

Тривиально, что при низких налогах экономика развивается быстрее, но столь же тривиально, что правительства редко снижают налоги.

Политически стабильная страна может рассчитывать на инвестиции. Протестантская этика, как показал Макс Вебер, содействует развитию капиталистических отношений. Точно также и конфуцианская философия содействует упорному труду. Низкая стоимость рабочей силы важный фактор, но временный. Высокое образование населения дает возможность производить сложную, а значит дорогую продукцию, но у квалифицированной рабочей силы высокие потребности, а значит, будут расти издержки и нужны социальные условия для поддержки высокого уровня жизни. Существуют также национальные традиции, влия­ющие на экономическую ситуацию.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ: «ДИФИРАМБЫ КОМПРОМИССУ»

За последние годы представления о политике изменились под влиянием современных технологий, благодаря чрезвычайному усилению влияния СМИ, заимствованию методов ведения бизнеса, использованию рекламы. Манипуляция сознанием и поведением людей превратилась в самостоятельный сектор бизнеса. К сожалению, человек готов обманываться и у него не вырабатывается иммунитет к постоянной лжи, поскольку в любом из нас теплица надежда на лучшее будущее.

В начале 90-х гг. один из кандидатов в депутаты Татарстана разослал обитателям трущоб вопросник о состоянии их жилья. Он ничего не обещал, подписался только своим именем, но оказался единственным кто, вообще, поинтересовался состоянием этих жителей. Надежда людей обеспечила ему поддержку, он стал депутатом, причем неплохим.

Политические силы складываются по разным интересам из самых разных активистов. Среди них много карьеристов и просто проходимцев, рвущихся в лидеры. В общественных организациях, возникших стихийно, встречаются люди, психически неуравновешенные. Обязательно где-то крутятся провокаторы, порой в приличном виде, например, ученого. Основную опору в политике составляют честные и искренние люди, которые редко хотят быть публичными.

Обычно суверенитет понимают как национальную независимость, что не подходило для Татарстана. Нужна была иная трактовка суверенитета, исключающая этнический аспект и отделение республики от страны. Сама жизнь родила особое видение таких политических терминов, как суверенитет, самоопределение, территориальная целостность.

В 1990-м году, когда принималась Декларация о государственном суверенитете РТ, позиции татар и русских разделились по вопросу языка и статуса республики. Татары настаивали на прямом вхождении Татарстана в СССР как союзной республики с объявлением татарского языка государственным, русских пугала идея национального суверенитета и возможность объявления полной независимости Татарстана. Обе стороны пришли к согласию о стабильности как более высокой цели, чем интересы сторон. Формулировка суверенитета как волеизъявления многонационального народа Татарстана снимала проблему этнического аспекта в этом вопросе. Объявление двух языков – татарского и русского – государственными устраивало обе стороны. А с тем, чтобы снять вопрос о независимости Татарстана пришли к решению о необходимости инициировать договорные отношения республики с Российской Федерацией. Декларация о государственном суверенитете РТ стала базовым документом для всей последующей политики и предотвратила уже назревавший конфликт. Если вспомнить, что примерно в то же время разворачивались кровавые события в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Таджикистане, Карабахе, Северном Кавказе, то станет понятным значение гибкости политики в момент принятия важнейшего политического документа.

Однажды в Москве на переговорах один из работников Аппарата президента Б.Ельцина заметил: «Сколько сталкиваюсь с татарстанцами, не перестаю удивляться, вы всегда четко знаете, чего хотите». Видимо, дискуссии в начале 90-х гг. вокруг статуса республики внесли определенность в формулировку целей не только на государственном уровне, но и у каждого гражданина республики, независимо от того выступал он за суверенитет или был против него. В конце концов, взаимопонимание, баланс интересов стал восприниматься как высшая ценность республики.

До сих пор московские и иностранные журналисты убеждены, что татары мечтают о полной независимости, но в силу своей хитрости, якобы, это тщательно скрывают. В момент распада СССР такие настроения, действительно, были сильными, что видно по документам, принятым в парламенте республики, однако они не стали определяющими. Порой даже по щекотливым вопросам русские голосовали вместе с татарами, но в целом наблюдалось размежевание по национальному признаку и оно было существенным политическим фактором вплоть до референдума 1992 года.

Этнический фактор может быть как центростремительным, так и центробежным. Если приверженность русских целостности государства вполне объяснима, что же татар удерживало в составе России?

В Татарстане проживает всего лишь 25% всех татар мира. Основная масса расселена в Поволжье, на Урале, Западной Сибири, Москве и Центральной Азии. Если отвлечься на минуту от высокопарных юридических терминов об источниках права, территориальной целостности, международных нормах признания независимости и т.д., то на бытовом уровне окажется, что у каждого жителя Татарстана есть родственники в соседнем Башкортостане, Ульяновской, Оренбургской или Самарской областях, Сибири, Москве, Петербурге. Он вынужден думать о них, при этом для татарина территория России не чужая, она изначально исторически является его родиной.

Причиной активного выступления татар за суверенитет было осознание себя народом, имеющим право самому решать национальные проблемы, стремление отстоять свое достоинство. Это стремление вовсе не обязательно антирусское или антироссийское, оно построено не на негативной, а позитивной мотивации – за развитие татарского языка и культуры, наличия своих СМИ, за право общаться с татарами других стран и т.д. Позитивная мотивация позволила воспринять суверенитет не как этнический, а как отвечающий интересам всего многонационального народа республики.

Когда создали Поволжский федеральный округ, то в нем татар оказалось около 75% из тех, кто живет в РФ. В этом случае этнический фактор мог сработать не как центробежный, а как центростремительный фактор, если бы округ укреплялся. Деление страны на федеральные округа было ошибкой, провоцирующей распад страны на семь государств. То ли руководители страны вовремя поняли свою оплошность, то ли сработала инерция государственных структур, но округа понемногу забылись.

Для укрепления позиции Татарстана мы с Олегом Морозовым инициировали создание движения «Регионов России», которая готовилась стать партией «Вся Россия». В последний момент к регионам решил подключиться мэр Москвы Юрий Лужков со своей партией «Отечество». Остановить его было невозможно, но мы знали, что на Ю.Лужкова в Аппарате президента РФ аллергия, как на потенциального кандидата в президенты. Без Москвы «Вся Россия», состоящая из регионов выглядела ущербной, но в союзе с Ю.Лужковым оказывалась в конфронтации с действующим президентом. Организационное собрание прошло в «Президент-Отеле» на достойном уровне, где объявили о создании новой партии «Отечество – Вся Россия» (ОВР). Один из сот­рудников Аппарата президента бросил фразу: «За 57 минут без копейки денег поставили всю Россию на уши!». В Аппарате лихорадочно начали создавать альтернативную партию «Единство», используя административный ресурс. Кого-то из губернаторов напугали, кому-то что-то пообещали. Новая партия начала активно действовать.

Существует круг политтехнологов, советников, депутатов и партийных активистов, которые собираются на свой профессиональный день политика 24 февраля в Москве. И вот мы на фуршете общаемся с сотрудниками одной известной консалтинговой фирмы, и я с ними делюсь впечатлениями: «Вы же, создавая партию “Единство”, программу и устав взяли у ОВР, вы просто клонировали нашу партию». Они отвечают: «Именно так. ОВР грамотно скроена». У них работа такая, ничего личного, никаких обид. Зачем заново изобретать партию, если образец перед глазами.

Впоследствии ОВР и «Единство» слились в «Единую Россию», где во главе оказались М.Шаймиев, С.Шойгу, Ю.Лужков – все составные части конгломерата. У М.Шаймиева были сомнения, он откровенно меня спросил: «Зачем мне эта партия?», на что я ответил: «Будучи одним из руководителей официальной партии, Вы всегда будете в большой политике». Большая политика – это большие дивиденды, не обязательно в денежном выражении. Решение М.Шаймиева участвовать в деятельности «Единой России« было правильным, но партия, созданная политтехнологами со временем вырождается, что и случилось с «ЕР».

«СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ»

Конкурентная борьба – естественное состояние. Она может проходить вполне честно и справедливо, но зависть исключительно мерзкое качество.

В Институте истории в течение 2–3 лет новая структура организации исследований начала приносить плоды. Появились внебюджетные деньги, спонсоры, какие-то проекты в районах, городах, заказы от министерств. Количество книг росло, их уровень поднимался, в прессе то и дело появлялись материалы о наших достижениях и все сравнения с другими институтами были в нашу пользу, что создавало ненужные разговоры. Любого успешного ученого можно назвать выскочкой, хорошее отношение с властями – подхалимажем, интервью в газете – рекламой и т.д. Когда за доказательство 1000-летия Казани нам не дали государственную премию, тут уж возмутился даже президент М.Шай­миев, который у меня сурово спросил: «А за что же тогда давать?!». Это было не просто знаком, а симптомом.

Пришлось ликвидировать в институте пресс-центр, чтобы меньше было публикаций, в отчетах указывали заниженные цифры, президент Академии наук долгие годы не догадывался, что в институте работает собственная хозрасчетная типография. На общем собрании один из сот­рудников института выскочил и начал ругать плохую работу типографии и тут президент АНТ поворачивается ко мне с вопросом: «Какая типография? У вас есть типография?». Я успокоил его: «Ну, что Вы, это просто ризограф». Он не знал, что такое ризограф.

Успехи стали проблемой. Из этой ситуации есть один выход, но он сложен для исполнения. Надо уходить в отрыв с тем, чтобы трудно было сопоставлять. Сравнивают то, что можно сравнивать. А не сравнимые вещи не вызывают ревности и зависти. Но чтобы уходить в отрыв, надо уметь ставить запредельные задачи, ошеломить масштабами, когда задачи других окажутся частным случаем или просто станут смотреться как мелкотемье. Это хороший прием, но для его исполнения за спиной должна быть хорошая опора – твоя команда.

Коллеги, друзья, оппозиция – серьезная проблема. Но основная опасность грозит со стороны высшего начальства, которое Вас будет поддерживать, пока не почувствует в Вас конкурента. Вы попадаете в «тиски ожиданий». С одной стороны, от Вас ждут явных успехов, за что ждет заслуженное вознаграждение в виде поощрения и продвижения по службе. С другой стороны, от Вас ждут усилий, как опоры начальства, но не конкурента.

Большинство руководителей любит быть в центре событий и требует к себе внимания окружающих. Взгляните на первых руководителей. Они постоянно окружены многочисленной свитой, озабоченной тем, чтобы их показали по телевизору. Есть среди руководителей «профессиональные» члены всех президиумов. Помню, в Московском университете открылось профсоюзное собрание, и начали предлагать кандидатуры в президиум и тут заходит опоздавший очень уважаемый профессор и по привычке садится на свое место в президиуме, затем оглядывается, замечает, что он один и непонимающе смотрит в хохочущий зал.

Быть всегда на виду, в первых рядах – это естественно для руководителя, но не для того, кто стоит у подножья карьерной лестницы. Он должен быть осмотрительным. Тактика отношений с руководством должна строиться так, чтобы Вы всегда были в их тени, не вдалеке, за кулисами, а именно в тени. На небе всегда должно быть одно солнце – босс. Если даже Вы яркая звезда, не старайтесь затмить солнце или заслонить его. Избегайте «солнечного затмения». На практике это правило можно интерпретировать таким образом: «Если в голову пришла умная мысль, сделайте вид, что она принадлежит боссу». Не огорчайтесь, что ваша идея досталась другому. Пока Ваш начальник радуется этой находке, Вы придумаете новую.

«РОЗА ВЕТРОВ»

Вести массы не то же самое, что завоевать популярность. Шоуменов знают многие, но это ни о чем не говорит. Если на паровозе свисток большой, а котел маленький, то весь пар уйдет в свисток. Значит надо соизмерять реальные силы и популярность, которая не должна быть самоцелью, а служить укреплению позиции в организации.

Повышение репутации обязательная составляющая успеха. Если вы не позаботитесь о своей репутации, за вас это сделают другие. Природа не терпит вакуума. Если не хватает информации о Вас, появятся слухи.

Мы с бывшим мэром г.Казани Камилем Исхаковым летали в Ватикан за иконой Казанской божьей матери. Поскольку я несколько лет потратил на поиски иконы, а затем попытки ее возвращения, то всю стратегию и тактику мы вырабатывали совместно. Это целая детективная история.

В Ватикане встреча с Папой римским прошла удачно, мы получили заверения о возвращении иконы на родину и когда уже вполне довольные летели домой, я настойчиво рекомендовал К.Исхакову немедленно провести пресс-конференцию, причем особое внимание обратить на взаимоотношения с патриархом, который с недоверием относился к нашей миссии. К.Исхаков, приехав домой, закрутился с делами в мэрии, а журналисты, получившие заказ на сообщения о возвращении иконы, не получив информации из первых рук, начали писать кто во что горазд. Через неделю, когда К.Исхаков, наконец, собрал пресс-конференцию, в СМИ уже гуляли самые различные слухи, которые затем пришлось опровергать.

Эффект вакуума нужно учитывать в собственной работе и в окружающей обстановке. Если где-то возник вакуум, то для человека деятельного это шанс пополнить свои ресурсы.

 (Продолжение следует)